UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мораторий "понарошку" и реформа "не всерьез"

Драконовские методы фискалов не принесли ожидаемой выгоды, а лишь ухудшили бизнес-климат в стране. И позиция ГФСУ, и очередная реформа-пустышка недвусмысленно дают понять, что жизнь предпринимателей не улучшится в ближайшее время

Автор: Юлия Самаева

За первое полугодие 2014-го контролирующие органы увеличили суммы штрафных санкций вдвое, собрав с предпринимателей почти 2,4 млрд грн, о чем свидетельствуют данные мониторинга Федерации работодателей Украины. Количество привлеченных к ответственности лиц увеличилось на 43% - до 560 тыс. Так что с постоянными декларациями правительства о снижении давления на бизнес такие действия слабо коррелировали. Видимо, памятуя об обещанном улучшении бизнес-климата, вице-премьер Владимир Гройсман инициировал реформу контролирующих органов с целью снижения административного давления на предпринимателей. Более того, с августа по декабрь 2014 г. правительство ввело мораторий на проверки бизнеса. Обе инициативы на поверку оказались весьма спорными и никакого ощутимого облегчения украинским предпринимателям не принесли.

Передел контроля

Постановление правительства №442 декларирует оптимизацию центральных органов власти. Согласно документу из 56 украинских контролирующих госорганов остается 27. Но на деле удельный вес служб, инспекций и агентств в системе власти только возрастет. Реального сокращения контрольно-надзирательных функций не произошло. Эти функции либо передали от ликвидированных органов существующим, либо банально перераспределили. Более того, правительство создало четыре контролирующих органа с чрезвычайно широкими возможностями и полномочиями - Госслужбу по вопросам труда, Госслужбу по лекарственным средствам и контролю наркотиков, Госслужбу по безопасности на транспорте и Госслужбу по безопасности пищевых продуктов и защите прав потребителей.

В итоге лишь номинальное сокращение количества контролирующих органов нисколько не облегчило жизнь предпринимателям и оказалось очередной профанацией, завернутой в красивую обертку предвыборных обещаний. Навсегда и бесповоротно была ликвидирована только служба по вопросам защиты персональных данных, все остальные изменения - чистая перемена слагаемых местами. Более того, свыше 14 центральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за бизнесом, вообще не были идентифицированы правительством как таковые. Например, 12 из 16 украинских министерств наделены полномочиями контроля. Но на это реформаторы закрыли глаза.

Фактически обещанная оптимизация не даст сокращения числа проверок и снижения административного давления, а лишь должна привести к уменьшению расходов на содержание госаппарата. И то пока только в теории, причем не бесспорной, - ведь уже даже сама ликвидация госоргана тоже требует средств.

По заверениям инициаторов реформы, в ее разработке принимали участие ведущие эксперты Еврокомиссии, Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Американской торговой палаты и других международных организаций. И в результате новаций Украина постепенно перейдет к прогрессивной мировой практике контроля и регулирования. Однако многим экспертам предложенная правительством система не кажется такой уж прогрессивной. "Наличие альтернативы - вот один из ключевых факторов, призванных регулировать эти вопросы. Например, в американском порту в Чесапикском заливе работают около ста структур, выдающих разрешительные документы с государственной печатью. Они аккредитованы государством, имеют соответствующие лицензии. В результате там все вопросы решаются за минуты. Рынок регулирует конкуренция, и никто там не станет рассказывать вам об "условиях прохождения", навязывая "откаты" и "подкаты". Безальтернативность же наших контролирующих органов - это ключевой вопрос, над которым сейчас надо работать", - рассказал ZN.UA Леонид Козаченко, вице-президент УСПП. Но, видимо, правительственным реформаторам такой опыт показался слишком радикальным, да и откровенно неприбыльным.

Фискальная стахановщина

Глоток воздуха предпринимателям должен был бы подарить мораторий на проверки до конца этого года. Ведь первое полугодие оказалось в этом плане весьма непростым. Лидерами по количеству проверок стали Государственная служба по чрезвычайным ситуациям (105 тыс. проверок), Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (74 тыс.) и Государственная ветеринарная и фитосанитарная служба (65 тыс.). В топ-3 по количеству внеплановых проверок вошли Пенсионный фонд (57 тыс.), Санэпидемслужба (46 тыс.) и Государственная фискальная служба Украины (35 тыс.). А по сумме наложенных штрафов в первом полугодии лидировали Экологическая инспекция (свыше 932 млн грн), ГФСУ (более 642 млн) и Инспекция по защите прав потребителей (553 млн грн). Картина удручающая, и мораторий мог бы ее исправить. Вот только на проверки ГФСУ и прокуратуры действия запрета не распространяются. А значит, предпринимателям станет легче, но не существенно.

Откровенно негативной тенденцией является рост внеплановых проверок по поручению правоохранительных органов. За первое полугодие 2014-го их было почти 12 тыс., тогда как в аналогичном прошлогоднем периоде - лишь 4,5. В течение нынешнего года прокурорами предъявлено исков по защите интересов государства в сфере использования бюджетных средств на 977 млн грн. Сумма, на которую были удовлетворены иски, с учетом предъявленных ранее составила почти 1,5 млрд грн. Сейчас в производстве судебных инстанций находятся еще более тысячи дел на общую сумму свыше 1,2 млрд грн.

"В последнее время мы все больше слышим о давлении на компании. По нашему мнению, на это стоит обратить внимание", - считают в Европейской бизнес-ассоциации. По их информации, многие компании жалуются на возросшее количество необоснованно открытых криминальных дел. Несмотря на посулы властей, многие проблемы бизнеса так и остались нерешенными: "Вопреки обещанному, на практике мы не видим ни реальной борьбы с коррупцией, ни облегчения ведения бизнеса".

В то же время прокуратура остается единственным реальным союзником предпринимателей в борьбе с произволом фискальной службы. Рекламируя новую налоговую реформу, глава ГФСУ неоднократно заявлял о необходимости запретить проверки субъектов хозяйствования с годовым доходом до 20 млн грн, снизить давление на бизнес, стимулировать развитие существующих предприятий и открытие новых. Но, декларируя это, ГФСУ продолжает идти другим путем, закручивая гайки бизнесу в погоне за положительной статистикой налоговых поступлений. То есть глава службы Билоус говорит одно, а его первый зам в погонах Хоменко (начальник налоговой милиции) слушает, да делает свое (или общее?) дело?

Предметом отдельной гордости для ГФСУ стала операция под красноречивым названием "Урожай -2014", проведенная в ходе уборочной кампании и действительно принесшая неплохой "урожай" фискалам. Налоговики "отработали" свыше 60% всех налогоплательщиков, работающих в сфере АПК, а это около 24 тыс. субъектов хозяйствования. По результатам проверок в госбюджет было доначислено свыше 247 млн грн. О том, сколько было доначислено в карманы фискалов, не знает никто. Но факт проведения проверок в период активной деятельности предприятия - излюбленный метод налоговиков - говорит сам за себя. Ведь в пиковый сезон даже кратковременная остановка работы чревата значительными убытками, чем с удовольствием пользуются проверяющие.

В течение января-августа текущего года фискальная служба обеспечила прирост (к аналогичному периоду 2013-го) поступлений: налога на доходы физических лиц - на 11,7%, сбора за специальное использование лесных ресурсов - на 70, акцизного налога - на 58,5, платежей за пользование недрами - на 20,8, сбора за пользование радиочастотным ресурсом - на 35,9%, а вывозной пошлины - в 3 раза.

Такие ударные темпы не могли не вызвать соответствующую реакцию бизнеса. В Умани из-за произвола местных фискалов уже перестали работать свыше 30 предпринимателей. Вследствие чего, по оценкам местных аналитиков, город потерял около 30 млн грн бюджетных поступлений. Аналогичные проблемы возникают и у предпринимателей Закарпатской области. В частности, фискалы более чем на месяц заблокировали работу складов нескольких компаний. После решения суда в пользу предпринимателей налоговики ушли, но убытки, понесенные бизнесменами из-за месячного простоя, им, естественно, никто не возместил. Со схожими проблемами обратились в местную обладминистрацию черниговские предприниматели, отмечая, что давление на бизнес не ослабилось, представители власти продолжают злоупотреблять своими полномочиями, а правоохранительные органы на заявления и обращения представителей бизнеса попросту не реагируют. Глава обладминистрации пообещал разобраться, но велика ли цена этим обещаниям?

На прошлой неделе свыше 30 руководителей бюджетообразующих предприятий Житомирской области написали коллективное обращение в прокуратуру с просьбой прекратить давление на бизнес со стороны ГФСУ. Кроме прочего, предприниматели потребовали у фискалов отказаться от практики выполнения плана денежных поступлений при проверках и умерить свои аппетиты, иначе бизнеса как такового в области не останется. "Они обязывают предприятия платить налог независимо от того, получили ли они доход, независимо от экономических и рыночных условий, и это рано или поздно приводит к банкротству этого предприятия, - рассказала на встрече со СМИ Ружена Ляшенко, юрист компании "Фаворит". - Это незаконно, но это неофициальное указание налоговых органов, которое должны выполнять инспекторы". Действительно, спустя два дня после этого в ходе III налогового форума глава ГФС с гордостью докладывал о проделанной работе: "У нас бешеные цифры - порядка 26 млрд переплаты по НДС. Общая сумма переплаты составляет около 30 млрд - там есть и другие налоги".

Увы "высокая результативность" работы фискальных органов не смогла существенно пополнить госказну. Согласно финансовому отчету Госказначейства основным источником доходов госбюджета в августе стала финансовая помощь от Евросоюза в 4,7 млрд грн. Если же эту статью доходов исключить, то поступления в бюджет выросли лишь на 0,4%. Даже девальвация и инфляция не помогли фискалам. "Инфляция действительно сглаживает негативное влияние падения реального производства и потребления на бюджет, - объяснил ZN.UA Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований CASE Ukraine. - Но это не панацея, а только часть общей картины. К примеру, казалось бы, после такой стремительной девальвации налоги на импортные товары должны решить все проблемы. Но импорт падает быстрее (-21,5% за восемь месяцев), чем растут цены (+12,9% с декабря), поэтому поступления от НДС на импортные товары падают все равно".

Выходит, что драконовские методы фискалов не принесли ожидаемой выгоды, а лишь ухудшили бизнес-климат в стране. И позиция ГФСУ, и очередная реформа-пустышка недвусмысленно дают понять, что жизнь предпринимателей не улучшится в ближайшее время, и что бы там ни декларировало правительство, в действительности оно желает лишь любой ценой наполнить пустой бюджет. "На каждую силу действия есть сила противодействия. Усиление давления на бизнес со стороны контролирующих органов приводит только к увеличению расходов, бизнес больше тратит средств на отстаивание своих интересов, больше ресурсов и времени необходимо на ведение бухгалтерской, налоговой отчетности и т.д., - считает Андрей Сидоренко, юрист ЮФ "Ильяшев и Партнеры". - Объективно увеличение давления на бизнес приводит к уменьшению его прибыльности. Бизнесмен в условиях увеличивающегося давления, прежде всего, будет думать о сохранении доходности, а не о развитии. Во время кризиса это неэффективная и неуместная тактика, это все равно, что ожидать хорошего урожая без полива в засушливый сезон".