Вероятность ухудшения ситуации на крипторынке большая. Во-первых, это никогда не был предсказуемый рынок, как валютный или фондовый, например. Во-вторых, с прошлого года очевидны привязка и заинтересованность США в криптоиндустрии, что под разными предлогами отталкивает пользователей из Китая и России. В-третьих, в период передела мировой политической арены пользователи уйдут с высокоспекулятивной площадки на более спокойную. Все это является достаточными основаниями, чтобы ждать уменьшения объема торгов, выхода игроков с рынка, падения цен на криптовалюты и сокращения криптопроектов в целом. Получается, что сокращение количества биткоинов в мире не является поводом для роста его стоимости, как этого ждали. И это еще раз дает нам ориентир, что это ненадежная спекулятивная арена, где проще потерять деньги, чем заработать.
Отдельно заметим, что Европейский центральный банк уже говорит, что россияне используют криптовалюты для обхода санкций. Да, российские физлица просто пользуются криптовалютой, как и граждане любой другой страны. Нестабильность экономики и санкционное давление провоцируют бизнесменов и граждан со значительными накоплениями выводить деньги из России. При этом всюду есть возможность обратиться к специализированным или частным проводникам, конвертирующим рубли в биткоины или другие криптовалюты, поэтому удивляться желанию людей вывести свои деньги в другую страну не приходится. Еженедельная стоимость конвертируемых в биткоин рублей составляла после начала войны в Украине около 28 млн долл. США по сравнению с приблизительно 14 млн в середине февраля. Это 100-процентный рост. Обеспокоенность ЕЦБ, как и его угрозы более внимательно следить за рынком криптовалют, чтобы сделать невозможным обход санкций, понятны.
Но в глобальном масштабе конвертируемые в криптоактивы рубли — все еще крошечный процент рынка. По данным поставщика данных о криптовалюте Kaiko, еженедельно на биткоин тратится от 20 до 40 млрд долл. Таким образом, торговля биткоин—рубль составляет менее 0,14% от общего объема. На рынок подобные объемы торгов не влияют.
По поводу того, не спровоцирует ли общие ограничения на крипторынке желание европейских чиновников заблокировать этот способ обхода санкций, отметим, что европейские чиновники сейчас не имеют права регулировать крипторынок. Поэтому заблокировать действия людей любой национальности на этой арене они не могут. Но само желание правительств регулировать криптоиндустрию, чтобы прекратить пути обхода санкций, является мощным сигналом для рынка, что может спровоцировать еще большее снижение интереса к нему во всем мире.
Да и сами санкции не обходят этот рынок стороной. Вспомним, что в апреле 2021-го на Китай приходилось 46% мирового майнинга криптовалюты. С апреля 2019 года доля сократилась на 30%. После запрета майнинга Китаем и «оттока» из страны майнеров Россия стала третьим по величине мировым хабом по майнингу биткоинов. По оценочным данным банка России, объем операций российских граждан по криптовалютам мог достигать 5 млрд долл. в год. После начала войны в Украине мы увидели, что Binance стал частью блокировок для пользователей из РФ в рамках западной санкционной политики. Для многих бизнесменов это стало дополнительным сигналом к выводу денег из криптоиндустрии.
Получается, что Соединенные Штаты долго старались и развивали крипторынок, чтобы потом неосторожно погубить многомиллиардную индустрию, в которой работают сотни тысяч сотрудников по всему миру. Мы видим, что сейчас капитализация рынка не растет чаще всего именно из-за того, что его среда является спекулятивной, и при наличии проблем или опасений по поводу стоимости биткоина спекулянты быстро выводят деньги в более безопасные активы или просто в кэш. По состоянию на середину мая его рыночная капитализация уже составляет 15 млрд долл., хотя в конце 2021-го достигала 1,2 трлн.
Размышляя об обстоятельствах, при которых биткоин может продолжить падение вплоть до полного обесценения, считаю, что только регулирование со стороны США может стать тем триггером, из-за которого рынок исчезнет. Если Америка запретит биткоин в частности и криптовалюты в целом, как это сделали в Китае, то увидим стремительные распродажи и падение цен до нуля. Но сказать, что это явно реалистический сценарий, сейчас нельзя. Причина в том, что мир меняется сейчас очень быстро, поэтому представить, какой будет правящая элита следующих лет и какой будет мировая внешняя политика, крайне тяжело.
Если рассматривать ближайшую перспективу, то обратимся к причинам волатильности. Факторы и события, которые станут решающими в ближайшее время, следующие: усиление монетарной политики ФРС США, ситуация вокруг войны в Украине, вопрос регулирования крипторынка со стороны Америки. При этом отметим, что вербальные драйверы, как это было в 2021 году, сейчас никого не интересуют. Рынок меняется, и триггеры волатильности ежемесячно также разные. Все пророчат рынку новый удар, потому что видят, что не появляются новые игроки, которые хотят купить криптовалюту. А отсутствие спроса со стороны институциональных инвесторов является причиной нарастающего недоверия и среди обычных людей.
Следовательно, от основных криптовалют в ближайшие месяцы ждем динамичного падения цен. Bitcoin будет дешеветь до уровня 20 тыс. долл. за монету, Ethereum — до 1200 долл. Периодически будем видеть приостановление падения цен и попытки выкупить это падение, но слабость настроений покупателей в нынешних условиях сохранится. Несмотря на то, что в американском медийном пространстве с каждым днем все меньше говорят об Украине как факторе политической нестабильности в мире, инвесторы хорошо понимают глобальное влияние этой войны и все сопутствующие риски.
К счастью, бизнес сейчас если и пользуется крипторынком, то чаще всего для перевода средств, а не для спекуляций или инвестиций. Это очень важный этап для криптоиндустрии, — она наконец становится денежной, а не спекулятивной ареной. Это важно и является хорошим сигналом, что в перспективе ближайших лет цены на Bitcoin, Ethereum и другие монеты могут вернуться к росту. Впрочем, эти перспективы восстановления крипторынка напрямую зависят от улучшения глобального политического фона в мире.