UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из третьего мира в первый — благодаря денежным переводам мигрантов

В условиях снижения инвестиционной привлекательности, а также военно-политического конфликта Украине стоит искать другие источники привлечения капитала и валюты в страну. Как свидетельствуют отечественные реалии, стабильным и долгосрочным ресурсом могут стать денежные переводы и инвестиции мигрантов.

Автор: Андрей Гайдуцкий

В условиях снижения инвестиционной привлекательности, а также военно-политического конфликта Украине стоит искать другие источники привлечения капитала и валюты в страну. Как свидетельствуют отечественные реалии, стабильным и долгосрочным ресурсом могут стать денежные переводы и инвестиции мигрантов. Так, в 2013 г. в нашу страну только через банки поступило 8,5 млрд долл. переводов - втрое больше, чем иностранных инвестиций. В 2014-м произошел отток инвестиций (-12,2 млрд долл.), а переводы мигрантов продолжали поступать, составив 6,5 млрд долл. В 2015 г. ожидается до 2 млрд долл. иностранных инвестиций, а денежные переводы могут превысить 7 млрд. Это означает, что мигранты верят в родную страну даже в самые тяжелые времена. Опыт Израиля, Турции, Ирландии, Италии, Южной Кореи подтверждает, что страна может оказаться среди развитых государств в том числе благодаря мигрантам и диаспоре, мотивировав их инвестировать значительные ресурсы на родину.

На сегодняшний день таким успешным путем идут ряд стран Юго-Восточной Азии, в частности Филиппины. На примере этой страны ZN.UA уже рассказывало ("Миграционный клондайк для Украины", ZN.UA от 15 ноября 2013 г.) о больших возможностях развития и для нашей за счет привлечения денежных переводов мигрантов. На протяжении марта 2015 г. по приглашению Азиатского банка развития автор непосредственно изучал государственную и финансово-банковскую политику в отношении мигрантов на Филиппинах. Опыт показал, что в значительной степени благодаря денежным переводам власть этой страны смогла построить очень стабильную экономику, по многим показателям (уровню госдолга, золотовалютным резервам, кредитному рейтингу, депозитным ставкам) полностью отвечающую развитым странам и даже ставшую кредитором МВФ.

Филиппинский опыт очень важен для нас, ведь финансовые ресурсы мигрантов имеют большой потенциал для отечественных экономики и домохозяйств. Об этом свидетельствует сравнение их объемов с ключевыми макроэкономическими показателями. Вместе с тем Украина - одна из немногих стран, у которой значительное количество мигрантов за рубежом (по данным Всемирного банка, около 6 млн чел.) и у которой практически отсутствует государственная, финансово-банковская политика привлечения их доходов и сбережений в экономику. Из-за отсутствия такой политики объемы переводов через банки составляют лишь около 7 млрд долл. в год. Еще около 15–17 млрд поступают по неофициальным каналам, обходя банковскую систему, и не учитываются в платежном балансе страны.

Пока чужой опыт

Уникальный опыт Филиппин свидетельствует, что денежные переводы могут стать эффективным и стабилизационным инструментом для экономики даже во время кризисов, катастроф и военных конфликтов. По многим показателям это государство напоминает Украину, но благодаря эффективной организации работы с мигрантами и стимулированию их денежных переводов смогло построить очень стабильную экономику.

В 1980-х годах власть Филиппин поняла, что из-за военно-сепаратистского конфликта на острове Минданао (продолжается с 1969 г., погибло 160 тыс. чел.) страна не способна привлечь иностранный капитал. Параллельно рос дефицит платежного баланса. Поэтому правительство изменило стратегию развития экономики, переориентировав ее на переводы и инвестиции филиппинских мигрантов.

Уже к началу 1990-х годов была реализована специальная миграционная политика, включавшая три составляющие: 1) проведение подготовительно-просветительской работы, 2) развитие системы финансово-банковских услуг, 3) создание инвестиционно-страховой инфраструктуры. Это дало впечатляющие результаты. Если в 1980-х годах (на протяжении десятилетия) денежные переводы через финансово-банковскую систему составляли 10 млрд долл., то в 1990-х - 41 млрд, в 2000-х - 131 млрд, за 2010-е годы можно ожидать 250 млрд долл. Благодаря денежным переводам Центробанк Филиппин сумел накопить значительные золотовалютные резервы. Страна является нетто-кредитором МВФ, в частности в 2013 г. предоставила фонду кредит в 1 млрд долл. для поддержки отдельных стран Европы, в том числе Украины.

Подготовительно-просветительская работа

В целом на Филиппинах около 30 органов власти занимаются вопросом мигрантов, ключевые из них следующие: Офис по делам филиппинских мигрантов при президенте, Центробанк Филиппин, Администрация по делам трудоустройства филиппинских мигрантов за рубежом, Администрация по вопросам благосостояния филиппинских мигрантов и т.д. Основу их работы составляет максимальное содействие легальному трудоустройству населения за рубежом. С этой целью государство заключило 80 договоров с другими странами о доступе к рынку труда. При профильных государственных учреждениях создана сеть подготовительных семинаров для всех, кто хочет работать за рубежом. Каждый желающий должен пройти три этапа подготовительных семинаров.

І этап - ознакомительный (до трех часов): все за и против работы за рубежом. II этап - подготовительный (до шести часов): особенности работы в конкретной стране. ІІІ этап - по специальности (до шести дней): особенности работы и поведения у работодателя. Отдельные семинары проводятся для уезжающих на ПМЖ, учебу и т.п. Также после приезда в страну при посольстве проводится ориентационный семинар (до трех часов).

Ежегодно на Филиппинах проходит более миллиона таких семинаров, которые ежегодно посещает около 25 млн чел. Все семинары бесплатные, но отслеживается их последовательное прохождение. Только после последнего мероприятия выдается Сертификат трудоустройства за рубежом (действителен на срок трудового договора), наличие и действие которого контролирует пограничная служба Филиппин. Таким образом, филиппинцы не могут выехать за рубеж по нетуристической визе, что является ключевым стимулом для участия в семинарах.

Финансово-банковские мероприятия

Политика относительно мигрантов и получателей переводов входит в пятерку приоритетов Центробанка Филиппин. Центробанк существенно либерализовал рынок переводов: нет лицензирования платежных систем, разрешается их сотрудничество с небанковскими финансовыми учреждениями, упрощена процедура выплаты переводов в сельской местности. Статистику собирают еженедельно, проводят специальные опросы участников рынка. Большое внимание уделяется финансовой грамотности - штат сотрудников банка проводит регулярные семинары для домохозяйств мигрантов по всей стране.

Банки Филиппин уделяют особое внимание мигрантам и относятся к ним как к вип-клиентам. Это направление считают честью непосредственно координировать главы правления банков. Банки сотрудничают с 4,5 тыс. иностранных учреждений-контрагентов (из
30 тыс. банков в мире), что позволяет снизить стоимость переводов. Благодаря этому до 90% всех их объемов поступает через финансово-банковскую систему (в Украине около 30%). Кроме того, на Филиппинах работает свыше 1 тыс. платежных систем (в Украине - до 30 систем).

Банки выполняют колоссальную работу по повышению финансовой грамотности потенциальных мигрантов. Во всех семинарах для уезжающих за границу банки принимают активное участие - у них есть 30 мин. для презентации своих услуг. Все заинтересованные могут открыть счет прямо на семинаре. Благодаря этому у более чем 70% филиппинских мигрантов и членов диаспоры есть счета на родине.

Инвестиционно-страховая инфраструктура

Для обеспечения дополнительного притока денежных переводов на инвестиционные цели власть Филиппин создала Администрацию по вопросам благосостояния филиппинских мигрантов, а также расширила полномочия Социально-страхового фонда, Ипотечного фонда, Пенсионного фонда. У каждой из этих организаций есть от 1 до 5 млн активных вкладчиков-мигрантов, которые периодически делают обязательные вклады и могут воспользоваться дополнительными услугами: 1) кредитно-депозитными услугами, 2) страховыми услугами, 3) стипендиями для одаренных детей мигрантов, 4) грантами на стажировку.

Регулярные платежи в эти фонды составляют от 2,5 до 12,5 долл. В управлении Администрации по вопросам благосостояния мигрантов накоплено 0,5 млрд долл., в каждом из других фондов - свыше 1 млрд долл. средств (активов) мигрантов. В 2014 г. Ипотечный фонд выдал около 13 тыс. кредитов домохозяйствам мигрантов.

Особое внимание банки уделяют привлечению средств мигрантов на рынок недвижимости и фондовый рынок. Около 25% недвижимости строится на эти средства, а 20% инвестиционных переводов направляется на фондовый рынок (из-за низкой привлекательности депозитных ставок в банках, в пределах 1–2%). Для привлечения переводов на развитие малого и среднего бизнеса власть Филиппин создала Центр реинтеграции филиппинских мигрантов, который через госбанки выдает кредиты (до 40 тыс. долл.) на льготных условиях.

Действенные меры для Украины

Учитывая значительные бюджетные ограничения, ключевая роль в политике привлечения денежных переводов на первом этапе должна принадлежать финансово-банковскому сектору. Финансовые учреждения должны разработать услуги-мотиваторы, которые привлекут внимание мигрантов и получателей переводов к банковской системе. Параллельно нужно проводить работу по расширению каналов и способов перевода средств в Украину. Кроме того, следует работать над повышением финансовой грамотности этого сегмента населения с привлечением специалистов профильных организаций.

На втором этапе, используя международный опыт, необходимо разработать финансовые инструменты (облигации, депозитные сертификаты и т.п.), периодическое размещение которых среди мигрантов и диаспоры позволит привлекать их накопления на конкретные инфраструктурные и социально важные проекты в Украине.

На третьем этапе нужно подключить профильные центральные органы власти (для подготовки секторальных мотивационных программ привлечения инвестиций мигрантов), органы местной власти (для направления переводов на развитие родных мест мигрантов), дипломатические службы (для популяризации государственной и финансово-банковской политики содействия привлечению переводов мигрантов).

Реализация указанных шагов позволила бы Украине намного улучшить ситуацию с платежным балансом, сделать его профицитным. Поступление значительных объемов переводов через финансово-банковскую систему существенно увеличит предложение валюты в стране, что укрепит курс национальной валюты в средне- и долгосрочной перспективе. Также это серьезно повысит кредитный рейтинг страны, что позволит государству привлекать другие ресурсы под более низкие процентные ставки. Политика стимулирования переводов и инвестиций мигрантов позволит нашей стране значительно ускорить развитие экономики, выйти на новый уровень социального развития и стать богатой страной.