UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инвестирование за границу: невеселые реалии

Поскольку основные нормативные акты, регулирующие выдачу индивидуальных лицензий НБУ, были приняты более десяти лет назад, вряд ли можно говорить об эффективном регулировании современных валютных правоотношений в Украине.

Авторы: Татьяна Заморская, Артем Фролов

3 декабря 2014 г. должно утратить силу пресловутое постановление Национального банка Украины №540, которым введены ограничения на осуществление определенных валютных операций. Под запретом, в частности, операции, основанные на индивидуальных лицензиях НБУ, в том числе инвестирование гражданами Украины за границу, а также размещение ими валютных ценностей на счетах за пределами нашей страны. При условии, что срок действия указанного постановления Нацбанка не будет продлен (что является весьма вероятным, учитывая текущую ситуацию на валютном рынке страны), вопрос получения индивидуальных лицензий НБУ снова обретет прежнюю актуальность.

В получении упомянутых лицензий заинтересован любой резидент Украины, намеревающийся открыть текущий либо депозитный счет в иностранном банке. Не обойтись без индивидуальной лицензии и при покупке заграничной недвижимости или, к примеру, корпоративных прав в иностранной компании. Несмотря на отсутствие доступа к официальной статистике НБУ относительно соотношения выданных индивидуальных лицензий и общего количества заявлений, в открытых источниках можно встретить примеры огромного количества проведенных украинскими гражданами валютных операций, которые требуют получения индивидуальной лицензии НБУ.

В то же время, как станет понятно из описанного ниже, процедура получения таких разрешительных документов на практике является довольно трудоемким и длительным процессом. Принимая во внимание насущность вопроса, мы обозначили ключевые проблемные моменты, с которыми сталкиваются заявители при получении лицензий.

Бюрократические сложности

Поскольку основные нормативные акты, регулирующие выдачу индивидуальных лицензий НБУ, были приняты более десяти лет назад, вряд ли можно говорить об эффективном регулировании современных валютных правоотношений в Украине.

С неоднозначными моментами приходится столкнуться, уже ознакомившись с определением понятия "инвестиция за границу". Под ним предлагается понимать вложение валютных ценностей в заграничный объект инвестиции с целью получения прибыли или достижения социального эффекта. Если с таким критерием, как "получение прибыли", все более или менее понятно, то словосочетание "достижение социального эффекта" оставляет место для неоднозначных толкований и спекуляций. Например, будет ли требовать получения соответствующей индивидуальной лицензии приобретение движимого имущества, такого, как автомобиль либо яхта? Данное имущество вполне можно расценивать как
объект инвестиции в соответствии с законодательством, однако цель достижения социального эффекта или получения прибыли при его приобретении сомнительна.

Кроме того, целесообразно было бы предусмотреть минимальную сумму инвестиции/средств для размещения на счету за пределами Украины, при достижении которой валютная операция считалась бы подконтрольной НБУ.

Процедуры, непосредственно связанные с получением индивидуальных лицензий НБУ, также не лишены недостатков. В частности, срок действия лицензии на размещение резидентами валютных ценностей на счетах за пределами Украины не может превышать одного года. Сама по себе подобная норма не была бы чем-то нестандартным или проблематичным, если бы не отсутствие возможности продлить срок действия лицензии: с этой целью ее владелец должен обратиться в НБУ в порядке, предусмотренном для получения новой лицензии. К примеру, физическое лицо - владелец депозитного вклада в иностранном банке, срок которого превышает один год, будет вынуждено повторно обратиться в НБУ за получением новой лицензии.

Длительный (до 25 рабочих дней) срок рассмотрения документов является следующим проблемным моментом. Эта проблема усугубляется тем, что регулятор может злоупотреблять правом запрашивать неограниченный перечень дополнительных документов для выяснения обстоятельств относительно планируемых заявителем операций. К тому же НБУ вправе продлить срок рассмотрения таких документов.

Как видим, заявителю могут де-факто отказывать в получении лицензии, при этом не предоставляя формального отказа. Фактически гражданин, намеревающийся стать акционером любой иностранной компании, будет ожидать положительного решения НБУ в течение пяти недель. За это время заявитель может потерять интерес к планируемой операции вследствие определенных факторов, например изменения цены за акцию.

Однако даже формальный отказ в получении индивидуальной лицензии НБУ не всегда основывается на объективных факторах. Если следовать букве закона, заявителю может быть отказано в получении лицензии на размещение средств на счетах за пределами Украины в связи с недостаточно обоснованной потребностью в размещении валютных ценностей на таком счете. Критерий "обоснованной потребности", не говоря уже об исчерпывающем перечне потребностей, которые регулятор может посчитать необоснованными, не установлен ни одним действующим нормативно-правовым актом. При таких обстоятельствах для заявителя существует риск отказа в получении индивидуальной лицензии НБУ, который, фактически, может основываться исключительно на оценочных суждениях регулятора.

Все перечисленные выше проблемы усложняют процедуру получения индивидуальных лицензий НБУ, замедляют развитие валютных отношений в Украине, демотивируют заявителей обращаться для получения индивидуальных лицензий, приводят к размещению резидентами Украины валютных ценностей за рубежом и осуществлению инвестиций с нарушением требований действующего законодательства и вне контроля государства.

Курс на либерализацию

Тот факт, что создававшаяся на заре нашей независимости система валютного регулирования уже не отвечает потребностям рынка и нуждается в реформировании, вряд ли вызывает сомнения.

Для ее усовершенствования, среди прочего, целесообразно определить четкий перечень валютных операций, осуществление которых требует получения индивидуальных лицензий НБУ. Валютные операции, не установленные таким перечнем, должны проводиться без получения каких-либо разрешительных документов. Внедрение принципа "разрешено все, что не запрещено законом" позволит упростить процедуру получения соответствующей индивидуальной лицензии для заявителей, а также снизит уровень загруженности регулятора.

Кроме того, должен быть обеспечен приоритет интересов заявителя при принятии решения о выдаче лицензий. Бюрократические процедуры должны быть сведены к минимуму. Заявитель, который сумел должным образом обосновать потребность в осуществлении валютных операций и предоставил предусмотренные законодательством документы, должен получить такую лицензию в кратчайшие сроки.

Не менее важно и обеспечение дальнейшей либерализации движения капитала за границу. В контексте подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом необходимо дальнейшее упрощение движения капитала за границу путем снижения требований, предъявляемых к физическим лицам, которые желают получить индивидуальные лицензии НБУ.

Что же касается конкретных рекомендаций по реформированию сферы индивидуального лицензирования, то для урегулирования описанных выше проблем необходимо внести изменения в ряд действующих в этой сфере нормативно-правовых актов.

Так, установление отдельных, более сжатых сроков для рассмотрения документов, поданных гражданами, не ведущими предпринимательской деятельности, позволит выдавать соответствующие лицензии более оперативно. На данный момент сроки рассмотрения едины для всех заявителей (в том числе, для юридических лиц и физических лиц-предпринимателей), несмотря на то, что количество документов, а также уровень сложности их подготовки для указанных выше категорий отличаются.

Необходимо также обязать органы лицензирования НБУ предоставлять четкие обоснования отказа в выдаче индивидуальных лицензий заявителям, оставления их заявлений без рассмотрения или запроса дополнительных документов, внедрить публичное освещение принципов и процедур индивидуального лицензирования и результатов своей работы.

Таким образом, упрощение процедуры получения индивидуальных лицензий наряду с созданием эффективного механизма привлечения к ответственности граждан, уклоняющихся от их получения, будет способствовать уменьшению объема теневого перетока капитала за границу.

Конечным этапом реформирования отрасли представляется постепенное замещение процедуры индивидуального лицензирования процедурой уведомления НБУ о размещении валютных ценностей и осуществлении инвестиций за пределами Украины. При наличии политической воли реформирование процедур индивидуального лицензирования валютных операций будет способствовать совершенствованию действующего законодательства Украины в указанной сфере, а также создаст благоприятные правовые условия для свободного движения капитала.