UA / RU
Поддержать ZN.ua

Инвестиции победят суды?

То ли предвоенное состояние, то ли пустая казна Украины всецело поглотили внимание парламентариев, но хозсуды продолжают "рейдерить" украинский бизнес.

Автор: Дмитрий Гринченко

Украина ищет деньги. Просит их у Международного валютного фонда, Евросоюза, Китая, да у кого угодно. Причем просит в кредит, а значит, их придется возвращать, с процентами. Под такие займы Киев вынужден принимать жесткие условия, которые могут болезненно ударить по жизни многих людей.

На этом фоне особенно странным смотрится садистское отношение к инвесторам, то есть к людям, которые вливают деньги в экономику Украины. О том, что стране остро нужны инвестиции, не говорит только ленивый. Но многолетние разговоры никак не влияют на практику их стимулирования. Напротив, инвестор постоянно сталкивается с длинным списком проблем и рисков, без разрешения которых вести бизнес просто невозможно.

Ушедшая власть вообще выстраивала систему, при которой чужим заниматься бизнесом было почти невозможно. Более того, уже налаженный бизнес вполне могли "отжать" в пользу более "правильного" претендента. Да и понятие "рейдер" в Украине уже давно не нуждается в уточнении. Коррумпированность украинской юридической системы стала почти легендарной. Но даже в этой порочной системе особо выделяется вертикаль хозяйственных судов. C 2010 г. ни один рейд не проходил без поддержки "служителей Фемиды".

Особенно уязвимые позиции у иностранных компаний. Им очень сложно общаться с коррумпированными судьями. В лучшем случае от них требуют "правильных" местных партнеров.

Иногда бывают очень странные случаи игнорирования прав инвесторов. Договоры залога отменяются по надуманным поводам, из успешно работающих проектов вдруг исчезает имущество или они становятся банкротами, дабы тут же возникнуть под другой вывеской. К примеру, в конце прошлого года Чешский экспортный банк безуспешно пробовал взыскать долг с модернизированного на его деньги Кузьминецкого кирпичного завода. Несмотря на наличие договоров залога, украинские суды успешно покрывали вывод имущества на фирмы, принадлежащие руководству предприятия. Ирония ситуации заключалась в том, что одновременно Украина пыталась договориться с чехами о финансировании других проектов. И подобных примеров десятки.

Система складывалась годами, и платить за нее приходится всей стране: это и повышенная стоимость проектов, и закладываемые в доходность риски. Многие проекты, спокойно реализуемые в той же Чехии или Польше, у нас просто не рассматриваются. Не изменила ситуацию и "революция". То ли предвоенное состояние, то ли пустая казна Украины всецело поглотили внимание парламентариев, но хозсуды продолжают "рейдерить" украинский бизнес.

Свежий пример - открытое 5 марта производство по ТРЦ RayON. Некий Николай разместил объявление о продаже торгово-развлекательного центра за 80 млн долл. Был также указан мобильный номер (причем телефон не функционировал). В принципе, в Интернете можно найти объявления и покруче. Но для наших судей практически анонимного объявления оказалось достаточно для принятия решения об аресте имущества торгового центра, а заодно для попытки лишить его владельцев права собственности на него.

Также было запрещено и отчуждать имущество ТРЦ. Рыночная стоимость имущества, которое пытаются отобрать, составляет десятки миллионов долларов. Разместить в Интернете соответствующее объявление куда дешевле…

Это не выдумка, а украинские реалии уже постмайданного периода. На этот раз под ударом оказались эстонские инвесторы компании Arricano. Напрасно эстонцы официально заявляли, что не имеют к объявлению никакого отношения и что их компания это объявление не публиковала: "Подобное объявление может разместить любое лицо, идентифицировать которое невозможно". Дело было принято к рассмотрению в суде.

Между тем эстонцы за шесть лет на украинском рынке реализовали проекты стоимостью 360 млн долл. Только в прошлом году они привлекли долгосрочную кредитную линию на десятки миллионов долларов у крупного западного банка. И как раз под рефинансирование указанного выше торгового центра. Кредитор провел юридический и финансовый аудит компании, и никаких сомнений в законности права собственности на ТРЦ у него не возникло. Но для судьи В.Ломаки мнение безымянного Николая о намерении продать не принадлежащий ему объект, похоже, куда убедительнее.

Заодно всплыли и другие детали. Это не первый наезд на эстонских бизнесменов в Украине. Из торгового комплекса SkyMall у Московского моста их банально удалили силовым путем, просто не пустив на рабочие места. Не помогло даже наличие почти 50% акций и права выкупа остальной части. Потом выяснилось, что система автоматизированного распределения дел в Украине почему-то совершенно не мешает тому, что дела в судах первой инстанции рассматриваются одними и теми же судьями. К примеру, все дела по объектам Arricano оказываются у одних и тех же судей Киевского хозяйственного суда - Т.Васильченко В.Ломаки (той самой, которая арестовала ТРЦ RayON на основе анонимного сообщения "Николая"). А ведь именно для предупреждения подобных случаев такую систему и создавали.

В общем, добро пожаловать в Украину. Причем речь идет о группе с многомиллионными оборотами и неплохим штатом юристов. Для более мелких проектов ситуация с юридической защищенностью куда хуже. Надо думать, такие примеры "укрепят" решимость других желающих вкладывать свои деньги в нашей стране.

Правительство и парламент сложившуюся ситуацию пытаются исправить. Тем более режим поменялся, и проблемой рейдерства озаботились на самом верху. И.о. президента Александр Турчинов подписал указ о противодействии рейдерству. Обещано создание рабочей группы, которую возглавит глава администрации президента. Он же должен предложить Генеральной прокуратуре принять "неотложные меры для усиления надзора за соблюдением законов относительно противодействия противоправному поглощению и захвату субъектов хозяйствования, лишению права собственности". Вспомнили и о необходимости "анализа и обобщения информации о фактах нарушения законодательства… использования судов для рейдерства и о мерах, принимаемых уполномоченными органами для противодействия таким нарушениям".

В парламент были внесены целых три законопроекта о люстрации. Название кабминовского варианта говорит само за себя: "О восстановлении доверия к судебной системе Украины". То есть с доверием явный дефицит. Среди прочего там есть такой пункт: "Основанием для увольнения судей являются принятые им решения относительно нарушения имущественных прав физических и юридических лиц, которые имели место в хозяйственных судах после 30 июля 2010 года и привели к существенным последствиям".

С этой формулировкой согласны и разработчики двух других документов. Они предлагают даже более жесткие определения, поскольку включают норму о проверке реальных расходов, фактического материального положения судей, их родственников и близких и его соответствия декларации о доходах.

Заявка неплоха. Посмотрим, что будет с практикой. Можно смело предположить, что попыток либо выхолостить суть идеи, или просто "договориться" окажется предостаточно.

Однако если Украина так и останется генератором юридических курьезов и договорных решений в системе хозяйственных судов, то правительству и дальше придется клянчить деньги, а не получать налоги от новых инвестпроектов. Правда, в первом варианте будет меньше взяток. Что окажется более ценным для судей и чиновников, увидим.