UA / RU
Поддержать ZN.ua

Игры с голодными: логика ценообразования на продукты

Автор: Лариса Гук

Похудевшие кошельки покупателей наконец заставили ритейл постоянно пересматривать цены. Хотя в целом продукты все же дорожают, но впервые за много месяцев ценники скачут то вверх, то вниз, в зависимости от активности посетителей магазинов или базаров. Конечно, есть категория покупателей, которые не обращают внимания на цены, но остальные украинцы из-за большой войны вынуждены присматриваться, «что и почем».

ИИ на службе ритейла

Супермаркеты активно продвигают интернет-торговлю и развитие мобильных приложений, помогающих маркетологам анализировать продажи и просчитывать ценовую политику на перспективу. Поэтому цены при заказе через сайт часто ниже, чем при покупке непосредственно в магазине.

Читайте также: Цены на молочные продукты: как изменились

Чтобы стимулировать оживление торговли продуктами, ритейл проводит постоянные акции и пересматривает ценники в режиме реального времени. В процентном отношении где-то половина ценников, в частности в столичных магазинах, демонстрирует две позиции: основную и акционную. Можно купить, например лайм за 89 грн/кг (акция), а в магазине через дорогу — за 189 грн/кг.

Акциями никого не удивишь, но на примере столицы (и маркетинга цен на продукты питания в розничной сети за последние шесть месяцев) можно утверждать, что продавцы пытаются наращивать реализацию, используя старое как мир правило: привлечь покупателей экономией нескольких гривен. Хотя именно здесь скрывается подорожание.

Подход к акциям иногда логике, с точки зрения потребителя, не поддается. Молодая картошка из Египта — по 34 грн/кг (акция), а рядом — отечественный урожай 2024 года по 60. Хилая морковь — по 40 грн/кг, а рядом качественная — по 37.

Сезонное подорожание

Началось весеннее подорожание овощей на фоне сокращения предложения. Так, средняя цена на лук в первом квартале составляла 17 грн/кг. В апреле-мае, вполне вероятно, Госстат зафиксирует 25–30. Фермеры рассчитывают, что до начала массового поступления нового урожая цены будут двигаться вверх, и они таки подзаработают на репчатом. Недаром же придерживали товар. Ставку на лук будут делать и в текущем сезоне, как видно из активности запросов на строительство овощехранилищ.

Читайте также: Украина заняла первое место в мире по уровню потребления овощей населением

Красный буряк тоже демонстрирует готовность к взлету. Переписав ценники за несколько дней несколько раз, ритейл продолжает оттачивать почерк. Есть уже и по 30 грн, и дороже. В прошлом году буряк в течение апреля-мая подорожал вдвое — до 33 грн/кг в среднем по стране, хотя в столице раньше был даже по 45 грн/кг. С учетом желания розничной торговли зарабатывать, достичь и преодолеть предыдущий ценовой максимум, 45 грн/кг — почти доказанный факт. Кстати, мытый буряк можно приобрести в столице по 60 грн/кг.

Огурцы в сети (тепличные) — от 100 грн. Базар предлагает по 75–100. Еще один атрибут весны — редиска — от 55 грн/кг. Фермеры или перекупщики, продающие пучками, просят дороже, но и товар выглядит лучше.

Предложение в сегменте томаты/огурцы увеличивается, а следовательно, есть надежда на удешевление. Зелень традиционно пока дорогая, но рынок наполняется, причем динамично.

Мясо. Средние цены: говядина — 298 грн/кг, свинина — 190 грн/кг, сало — 167 грн/кг, мясо птицы (тушка) — 92 грн/кг.

Медленнее всего растет в цене сегмент птицы, потому что предложений более чем достаточно. Сегмент свинины и продукции из нее поддерживается, в частности, за счет АЧС (африканской чумы свиней). Предприимчивые производители, особенно мелкие, в случае вспышки вируса пытаются заколоть свиней и реализовать вместо того, чтобы сжигать поголовье.

Говядина была и будет оставаться самой дорогой.

Читайте также: Цены пошли вверх: в Украине ожидается подорожание хлеба

На витринах с сырами и мясными изделиями вообще глаза разбегаются. Вареная колбаса есть по 80 грн/кг, а есть по 700. Потребитель давно уже знает тему о колбасных изделиях из сои. Возле фасованных продуктов то здесь, то там можно заметить потенциального покупателя с лупой в руках. Проверяет он обычно срок годности и состав продукта. Особенно, если цена привлекает.

Список «избранных»

В плейлисте — яйца, гречка, сахар, масло, хлеб. То есть базовые продукты потребительской корзины, особенно чувствительны к изменению настроений потребителей.

Яйца — от 35 до 100 грн за десяток. Самые дорогие — в упаковке, так называемые великаны, то есть вес одного яйца может быть больше 80 граммов или с двумя желтками.

Производители констатируют, что внутренний спрос и покупательная способность населения снижаются, поэтому сознательно переориентируются на внешние рынки. Экспорт растет. Немного не дотянули до полумиллиарда и отгрузили за первый квартал 496 миллионов штук. Речь идет о рынках ЕС (72%). США (где яичный кризис из-за птичьего гриппа) сейчас недоступны — продавать яйцо за океан Украина не может. Исключительно яичные продукты.

Читайте также: Цены пошли вверх: в Украине подорожало сливочное масло и гречка

Гречка — 35 грн за кило. Мука доползла до отметки 21 грн/кг по результатам первого квартала.

Подсолнечное масло уже не радует, потому что дорожает. Переработчики кивают на фермеров, которые «сидят» на подсолнечнике и не спешат продавать. 78 грн/литр по результатам первого квартала против 57 грн/литр на начало апреля 2024-го. Сахар пока держится: 33 грн/кг против 31 грн/кг в прошлом году.

Половинки

Времена покупки нефасованной продукции проходят. Практически все товары — сыпучие, жидкие — предлагаются в упаковке. На уровне подсознания большинство рассчитывает на килограмм и литр, но уже никого не удивишь пакетом сахара 900 грамм или пачкой риса 800 грамм.

Что это? Прячем подорожание за уменьшением веса?

Говорят, что первопроходцы в манипуляциях с весом — молочники. История началась лет десять назад, когда очередное подорожание молочки скрыли пакетами 900 граммов вместо 1000.

Сейчас практически невозможно найти молоко в литровых упаковках, хотя обычно маркировка была 1000 граммов, поскольку объем от разных температур может колебаться.

Читайте также: Более половины молочки в украинских магазинах привезено из Польши - эксперт

Новшество: все стремятся изготавливать молоко длительного хранения. Кстати, в Западной Европе такое молоко — самое дешевое.

С учетом роста чувствительности потребителя к ценникам, внедряется еще один метод — половинка обычной упаковки. Поскольку чем дальше в войну, тем больше покупатель обращает внимание именно на цену.

Вы уже видели сахар в упаковке 0,5 кг? Чтобы было понятно: речь идет не о рафинаде. А молоко питьевое в фасовке 400 граммов?

Подсолнечное масло — по 0,5 литра, масло сливочное — по 100 граммов, сметана — по 150 граммов. Показательный пример — плавленый сырок. Уже есть даже по 55 граммов.

Обращения и жалобы

Госпродпотребслужба утверждает, что участились обращения и жалобы по поводу веса товара. Обычный продукт, обычная упаковка, обычная цена, но, если присмотреться, то указанный на упаковке вес меньше ожидаемого.

Является ли это нарушением прав потребителя? Согласно ст. 4 Закона «Об информации для потребителей о пищевых продуктах», если вес на маркировке товара указан корректно — даже если это не соответствует ожиданиям потребителя, — нарушение законодательства со стороны субъекта хозяйствования нет.

Кстати, в парламенте зарегистрирован законопроект №12358 о внесении изменений в Закон Украины «О защите прав потребителей», чтобы на ценнике указывали цену за килограмм или литр. Жаль, что это не спасает потребителя от увеличения среднего чека после посещения магазина.

Читайте также: Из-за погоды в Украине ожидается самый низкий урожай пшеницы за 13 лет

Всем руководят экономика и рациональный подход. Фундаментом толщины кошелька является, в частности, баланс желания получить максимальную прибыль по результатам своей хозяйственной деятельности трех основных звеньев процесса от поля до вилки — фермер, перерабатывающие предприятия, ритейл. Все чувствуют нехватку маржи и имеют многочисленные претензии друг к другу. Расплачивается же потребитель.

Есть книга Эрика Берна об играх, в которые играют люди. Там — обо всем (более 120 игр): семейные, серьезные игры с руководителями, соперничество с друзьями, семейные ссоры. Еще автор дает советы тем, кто хочет научиться противостоять приемам игр, в которые вас пытаются втянуть.

Как назвать игру, в которую играют потребители с ритейлом и производителями продуктов питания? Речь идет, скорее, о квесте, который нужно пройти, чтобы понять логику ценообразования на продовольствие и ее зависимость от внешних и внутренних факторов.