UA / RU
Поддержать ZN.ua

ICO, токенизация и прочая финансовая экзотика

Что они могут дать Украине?

Автор: Андрей Паливода

Уже два года в Украине идет обсуждение того, как можно использовать в интересах национальной экономики криптовалюты и другие инструменты, основанные на технологии блокчейн. Пока в фокусе внимания сами криптовалюты и возможность на них заработать, получить налоги. Однако у других блокчейн-технологий потенциал куда более многообещающий.

Криптовалюты: самое понятное из непонятного

14 сентября в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №9083 о введении налога на операции с криптовалютами. Законопроект вводит в обращение такие понятия, как виртуальные активы, токен, токен-актив, криптовалюта, эмитент виртуального актива, майнинг, операции с виртуальными активами, прибыль от операций с виртуальными активами.

По предложению разработчиков законопроекта, прибыль (доходы) физических лиц от операций с виртуальными активами должна облагаться по ставке 5%. Прибыль предприятий от операций с виртуальными активами должна облагаться налогом по базовой ставке - 18%. Однако в течение периода становления правового регулирования рынка виртуальных активов авторы законопроекта считают необходимым временно, до 31 декабря 2024 года, установить ставку налога на прибыль предприятий для такого вида прибыли также на уровне 5%. Исключением должна стать прибыль от операций с токен-активами, которые удостоверяют права на товары: к прибыли от операций с ними должна применяться другая ставка налога, чем к прибыли от операций с виртуальными активами.

Предложенный закон должен вывести из теневого рынка большой объем операций, а также обеспечить пополнение бюджета за счет привлечения к налогообложению кардинально нового вида доходов физических и юридических лиц - доходов от операций с виртуальными активами.

Напомню, что согласно концепции регулирования операций с криптовалютами регулятором этого рынка в Украине должна стать Нацкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины (НКЦБФР). При этом Госфинмониторингу отводится контроль за криптобиржами, а Министерству финансов и Государственной фискальной службе - за уплатой налогов с доходов от операций с криптовалютами.

Авторы законопроекта №9083 предлагают прибыль от криптовалютных операций считать аналогично прибыли от продажи любых других товаров и услуг. То есть как положительную разницу между доходом, полученным от продажи криптоактивов, и подтвержденной суммой расхода на приобретение или добычу (майнинг) соответствующего актива. При этом ответственность за правильность расчета прибыли и уплату налога от операций с криптоактивами лежит на криптотрейдерах, то есть "учет и контроль" перекладываются на криптобиржи. Кроме того, физические лица должны уплачивать военный сбор по ставке 1,5% при конвертации криптовалюты в фиатные (не обеспеченные золотом и другими драгоценными металлами) средства или оплате криптовалютой товаров и услуг. При всем этом налогообложение не будет касаться операций по обмену одних криптовалют на другие, а это самая распространенная криптовалютная операция.

Пока криптовалюта считается обычным оборотным товаром и облагается по ставке НДФЛ 19,5%. Точнее, в большинстве случаев никак не облагается, поскольку выявить криптовалютные операции, полностью проводимые в виртуальном пространстве, государственным контролерам крайне сложно.

По расчетам авторов законопроекта, легализация криптоактивов и их налогообложение принесут поступлений в бюджет не менее 1,27 млрд грн в год. Эта цифра рассчитана, исходя из данных о рынке виртуальных валют, который в Украине оценивается сегодня в 98,7 млрд грн, или 3,5 млрд долл.

Сегодня в Украине, несмотря на ряд внесенных в ВР законопроектов, отсутствует правовое поле и еще не принят ни один закон, легализующий криптовалютную индустрию. Однако и прямых запретов нет, так что украинские стартапы находят возможность работать в соответствии с действующим законодательством страны.

Есть уже несколько стартапов, каждый из которых позиционирует себя как первый в Украине официально работающий сервис для физических лиц. Прием и выдача платежей небанковскими финансовыми учреждениями возможны только в национальной валюте, поэтому обменные сервисы предлагают клиентам торговые операции с bitcoin за гривни. По сути, сами такие сервисы не продают криптоактивы, а являются посредником между сторонами обмена, помогают найти пару для операций обмена и выступают гарантом исполнения условий сделки.

ICO и токенизация: от простого - к сложному

Если криптовалюты - это просто "деньги XXI века", пусть принципиально новые, но все же деньги, то другие инструменты, создаваемые благодаря технологии блокчейн, могут стать настоящими диковинками для экономики Украины. Например, после принятия законопроекта №9083 создание регулируемого пространства даст возможность использовать ICO (первичное предложение токенов) для привлечения ресурсов на развитие инновационных технологий. Кроме того, введение в правовой оборот самого понятия токен-актива создаст в Украине правовое пространство для токенизации - перевода прав на актив в цифровой токен на блокчейне. Перемещение физических активов в блокчейн позволяет использовать возможности этой технологии, сохранив при этом характеристики актива.

Наш мир полон различных активов: акции, недвижимое имущество, золото, углеродные кредиты, нефть. Многие из них сложно перевезти физически, поэтому покупатели и продавцы предпочитают торговать документами, представляющими данные активы. Однако это довольно трудный и сложный для отслеживания процесс. В качестве одного из возможных решений предлагается перейти на цифровую систему, аналогичную криптовалютам, но привязанную к активу.

Чтобы было понятнее, что такое токенизация и как она применяется в бизнесе, можно привести недавний показательный пример. Здание на Манхэттене стоимостью 30 млн долл. токенизировали, дав мелким инвесторам возможность вложить средства в недоступные ранее активы. Компании Propellеr и Fluidity и известный риэлтор Райан Серхан конвертировали права на недвижимость в токены, соответствующие долям владения зданием на Манхэттене из 12 квартир площадью 1700 квадратных метров каждая. Токены на блокчейне дают право владения частью актива, позволяя вкладчикам инвестировать в люксовые дома, начиная с маленьких сумм, что было ранее практически невозможно.

Брокер сделки риэлтор Райан Серхан заявил в интервью Forbes: "Рынок недвижимости Нью-Йорка всегда был топовым, но может потребоваться немалое время для продажи нового здания за правильную цену. С токенизацией на блокчейне мы можем избавиться от навязываемых традиционными банками условий, что будет полезно проекту и всем заинтересованным лицам. Токенизация открывает путь для нового этапа в развитии рынка недвижимости".

Участвовавшие в сделке компании объявили о намерении продолжить сотрудничество, в рамках которого зарегистрированный в FINRA брокер Propellеr задействует свой немалый опыт в продаже недвижимости, в том числе токенизированной, а Fluidity обеспечит техническую сторону токенизации активов. Сооснователь Fluidity и криптобиржи AirSwap прокомментировал партнерское соглашение следующим образом: "Выход на рынок со столь значимой сделкой позволил нам заявить, что эта технология уже реальна".

Эра токенизации различного рода активов действительно уже наступила: подобные компании токенизируют международный рынок долговых обязательств; также создаются проекты, которые позволяют приобретать токены, дающие право на владение долей произведений искусства.

К примеру, в сентябре участники арт-аукциона Maecenas выкупили 31,5% от полной стоимости всемирно известной картины Энди Уорхола, обеспечив себе долевое владение произведением искусства.

На рынке недвижимости блокчейн-технологии применяются не только для токенизации и продажи долей. К примеру, блокчейн применяется для фиксации временных меток при заключении сделок с недвижимостью, а также для искоренения мошенничества на платформах по аренде недвижимости.

Параллельно с токенизацией для развития инвестирования в экономику страны также можно применять ICO (Initial coin offering) - форму привлечения инвестиций через выпуск токенов как цифровых аналогов бумажных акций. (Хотя правильнее сказать все же, что токены - это дальние родственники бумажных акций, выпускаемых в ходе IPO.)

Сегодня информационный шум вокруг ICO-проектов уже стихает, особенно по сравнению с 2017 годом, когда для очередного IT-стартапа не составляло большого труда буквально за несколько дней собрать сотню миллионов долларов под свой проект, существующий только на бумаге. Такие проекты на раннем этапе развития ICO никак не регулировались, что во многом служило причиной их стремительного роста и популярности. А потом - массового банкротства, когда оказывалось, что за этими проектами не стоят реальные активы и бизнес-проекты.

Сейчас во всем мире ICO привлекли внимание регулирующих органов, которые пытаются четко сформулировать свою позицию в этом отношении. В частности, Комиссия по ценным бумагам и биржам США полагает, что часть ICO-токенов являются ценными бумагами. Эта позиция вызвала много споров, но большинство специалистов соглашаются с тем, что в ней есть рациональное зерно. Скоро во многих странах мира ICO станет регулируемым: со своими торговыми площадками, правилами, законами, а нерегулируемые в том виде, в котором мы их знали еще недавно, просто уйдут в прошлое.

ICO исчезнут как вид? Не совсем. Теперь на передний план выходят STO (Security Token Offering - предложение токенизированных ценных бумаг) как новый, регулируемый вид ICO. Сейчас их используют еще достаточно мало, но они обладают большим потенциалом. Например, капитал, кредиты, недвижимость, любые виды ценных бумаг - все это может быть токенизировано.

Такая модель обладает большим потенциалом привлечения крупных инвестиций, при этом STO являются менее рискованными с точки зрения инвесторов, так как они в большей мере соответствуют требованиям регулятора, а также более привычны для представителей "старой школы" (имеется в виду - для консервативных или традиционных сфер бизнеса). Для стартапов, которые часто ищут возможность выхода на глобальный рынок, это тоже плюс по вполне очевидным причинам.

Но кроме плюсов, в STO есть и нюансы. Если для успеха ICO иногда было достаточно самой идеи, неплохой команды и бюджета на маркетинг, то в ситуации с STO создание проекта сильно дорожает за счет юридической части. Юридическая структура STO со всеми необходимыми разрешительными документами в конечном итоге обойдется около 1 млн долл., чего ранее хватило бы для проведения вполне успешного рядового ICO. Поэтому стартапам, которые нацеливаются на проведение STO, конечно, будет сложнее.

Как работает STO в реальном мире? Яркий пример - компания Palladium. Она должна стать первой регулируемой и унифицированной платформой для фиатных денег, банков и криптовалютных бирж. Платформа позволит клиентам покупать криптовалюты, оплачивать счета и обменивать монеты в одном месте. А краудфандинговая компания Indiegogo будет продвигать новый токен на недвижимость. Аккредитованные инвесторы смогут покупать акции отеля St. Regis Aspen в виде цифровых токенов.

Создаваемый цифровой токен Aspen Coin зарегистрирован в Комиссии по ценным бумагам и биржам США и будет доступен для покупки за доллары, а также за основные криптовалюты: bitcoin и ethereum.

Британский пример и мир в целом

Стоит посмотреть на то, как видят выгоды и риски развития инструментов на базе блокчейна в Великобритании. Это подход столицы финансового мира, так что Украине стоило бы присмотреться к тому, как воспринимают ситуацию англичане.

Финансовый комитет парламента Великобритании опубликовал финальный доклад о криптографических активах, в котором рассмотрел различные аспекты криптовалютного рынка и описал возможные пути регулирования блокчейн-индустрии. В документе говорится, что ICO в настоящее время не участвуют в сфере регулируемых финансовых отношений (FCA), и инвесторы никак не защищены от мошенничества организаторов первичных размещений монет, так как в стране отсутствуют формальные механизмы компенсации и возмещения ущерба пострадавшим потребителям.

По заявлению властей Великобритании, регулирующие органы должны серьезно оценивать риски, связанные с криптоактивами, и критически оценивать потенциал индустрии. Если предпочтение отдается развитию, регулирование может привести к положительным результатам для рынка цифровых активов, включая переход к более зрелой бизнес-модели и увеличению ликвидности данной отрасли. Авторы доклада отмечают, что если Британия разработает приемлемую нормативную среду для криптографических активов сейчас, то государство может стать глобальным центром криптоотрасли.

Финансовый комитет не обошел вниманием и проблему волатильности криптовалют, отметив следующее: несмотря на то, что ряд инвесторов смогли заработать солидные капиталы в периоды роста, все остальные имеют большие шансы проиграть по-крупному в случае обвала рынка.

Как подходят к процессу регуляции крипторынка в мире в целом? Есть страны, которые создают так называемые песочницы, то есть максимально упрощают работу компаний данного сектора, продавая лицензии, регистрируя новые компании, открывая счета и создавая рабочие места в своей стране.

Примеры таких стран - Мальта, Гибралтар, Эстония. Как что-то среднее можно охарактеризовать кантон Цуг в Швейцарии, Сингапур и, по последним данным, штат Калифорния (США), которые, несмотря на жесткую регуляторную базу по финансовому сектору, более открыты к новым технологиям.

В украинском законодательстве конкретики пока мало. Создан целый ряд рабочих групп, но непонятно, с какой целью, - то ли для формирования "нужного" информационного поля для определенных политических партий в преддверии выборов, то ли для лоббирования интересов тех чиновников и политиков, которые уже владеют и активно инвестируют в цифровые активы.

Но если учесть украинскую ментальность и "особенности национального бизнеса" (традиционное стремление дистанцироваться от государства), наверное, самое лучшее, что может сделать правительство и парламент Украины для развития блокчейн-технологий в стране, - просто дать юридические определения всем тем сущностям, которые породила технология блокчейн. То есть криптовалютам, токенам, распределенному реестру, ICO, майнингу, мастернодам и т.д. Что, собственно, и предлагает законопроект №9083.

А далее государству лучше самоустраниться. Как это произошло в IT-секторе, который на сегодняшний день особо не регулируется в Украине, для него нет каких-то особенностей ведения бизнеса и специального законодательства (как в Беларуси, например). При этом за последний год IT-сектор показал более чем 20-процентный рост только официально. Отсюда вывод: лучшая помощь государства - это отсутствие регуляции, кроме как общеуголовной.

Если развитие блокчейн-индустрии в Украине пойдет именно по этому пути, то и ICO, видоизменившись, сможет стать чем-то поистине весомым. Сегодня в этой сфере в Украине есть готовые продукты со своими командами, маркетинговыми планами и сформированными этапами развития, которые не запускают продажу токенов только потому, что ждут решения регулятора. Это им нужно, чтобы сформировать правильную юридическую часть своих проектов.

Уже упоминавшееся выше STO как новый, при этом достаточно понятный инструмент уже в этом году начнет свою интервенцию на украинском рынке капитала. Если первые проекты покажут хороший объем собранных средств, то в дальнейшем можно ожидать повышенного интереса со стороны инвесторов (в первую очередь, из-за возможностей легального инвестирования и информационного шума).

Следствием закономерно станет создание специализированных бирж для STO, что, в свою очередь, хорошо скажется на рынке. Ну и в целом частные инвестиции в сектор финансовых технологий ("финтех") будут расти еще несколько лет как во всем мире, так и в Украине.