UA / RU
Поддержать ZN.ua

...И депозитарные манипуляции

Только за последние полгода наш еженедельник трижды возвращался к проблемам депозитарной системы в Украине и, в частности, критиковал позицию руководства Национального депозитария Украины.

Автор: Виктор Ивченко

Только за последние полгода наш еженедельник трижды - в №39 и 42 за 2010 год и №6 за 2011 год - возвращался к проблемам депозитарной системы в Украине и, в частности, критиковал позицию руководства Национального депозитария Украины. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей альтернативную точку зрения.

Десять раз мое имя прямо и опосредствованно упоминалось в негативном контексте в статье «Депозитарные комбинации», которую 19 февраля с.г. опубликовало ZN.UA.

Для одних такое событие служит поводом для обращения в суд, для других - поводом набить морду. Я не буду делать ни того, ни другого, поскольку подавляющее большинство приведенных в статье выдумок обо мне и Национальном депозитарии уже более десяти лет кочуют по СМИ и обращениям разных должностных лиц и «профессиональных участников рынка» к президенту Украины, правительству и парламенту. И в этих выдумках, как часто говорят в кинофильмах, нет ничего личного - только бизнес!

Приведу только один пример, который касается меня лично, но хорошо иллюстрирует достоверность других «доказательств обвинения». Так, автор отмечает, что Национальный депозитарий когда-то находился «в квартире Виктора Ивченко в столичном спальном массиве».

Правда же заключается в том, что офис НДУ до переезда в здание Национального банка на проспекте Науки действительно занимал половину первого этажа в доме №3 по улице Шелковичной. Однако этот дом вовсе не расположен «в столичном спальном массиве» - он с трех сторон окружен зданиями правительства и Верховной Рады Украины, и в помещениях, которые были задействованы под офис НДУ, моя семья никогда не проживала.

Эти помещения, как и большинство других квартир в этом доме на сегодняшний день, еще за пять лет до создания НДУ были перестроены в офис общественной организации «Международный фонд содействия инвестициям». Кстати, этот фонд принимал непосредственное участие в создании НДУ, и предоставление офиса было не самой большой его заслугой в этом деле. Фонд вместе с партнерами инвестировали в создание центрального депозитария не только право пользоваться офисом в правительственном квартале, но и реальные деньги в размере, значительно превышающем суммарный вклад на развитие депозитариев, внесенный всеми профессиональными участниками фондового рынка Украины за все время его существования.

Такой же «правдой» являются и другие упреки автора в убыточности сегодняшней деятельности Нацдепозитария, отсутствии доверия участников рынка к нему, хищении бюджетных средств и т.д.

Однако хочу выразить благодарность автору за то, что он привлек внимание общественности к реально существующей проблеме: Украина действительно страдает из-за неразвитой инфраструктуры рынков капитала. Именно эта проблема намного ближе центральному депозитарию, чем моя личность, и, безусловно, намного важнее для общества.

К сожалению, автор вообще не упомянул о том, что подавляющее большинство украинских институтов рынка принадлежат иностранцам, и сейчас для определения перспектив развития нашего рынка капиталов нужно ехать в Москву или Варшаву, а то и на Британские Виргинские Острова, поскольку именно там сегодня находятся владельцы украинских фондовых площадок. Кстати, украинские биржи, как и банки, были проданы иностранцам абсолютно добровольно отечественными профессиональными участниками рынка.

И обязательно нужно обратиться в Вашингтон в главный офис Агентства США по международному развитию (USAID), который почти два десятилетия дирижирует созданием украинских рынков капитала, финансируя развитие наших бирж, депозитариев, чтобы выяснить мнение «международных экспертов» о причинах позорного провала их действий по развитию украинского фондового рынка. Ведь и Концепция функционирования и развития фондового рынка Украины, которую до утверждения Верховной Радой в сентябре 1995 года готовили специалисты USAID, и многочисленные проекты технической помощи за деньги этого ведомства должны были давно превратить Украину в образец рыночной страны. В Вашингтоне можно проконсультироваться и относительно того, есть ли еще страны с такими замечательными профессиональными участниками фондового рынка, как в Украине. Или только мы такие счастливые?

Лично я не могу представить страну, которой бы кто-то - либо господа из-за океана, либо более близкие соседи - подарил не только независимость, но и ее основные атрибуты, среди которых - центральный банк, центральный депозитарий, национальные торговая и финансовая системы, построенные на принципах свободного рынка. Часть институтов этих систем, безусловно, могут быть международными, но только при условии участия страны в международных интеграционных процессах. Иначе чрезмерная интернационализация рыночной инфраструктуры создает реальную угрозу для национальной экономической безопасности.

То, что происходит в Украине под видом развития рыночной инфраструктуры, дает мне право спросить: «А являются ли украинские профессиональные участники рынка нашей отечественной экономической элитой, если они способны ради прибыли продать даже орудия своего труда?» Аргументы о необходимости привлечения средств для развития бирж не выдерживают критики: украинские фондовые торговцы нашли немалые деньги на создание целых десяти лицензированных фондовых бирж и многомиллионные суммы на ребрендинг депозитария «Межрегиональный фондовый союз» при замене его «Всеукраинским депозитарием ценных бумаг» без каких-либо других существенных изменений.

Возможно, настоящая причина проблем заключается в неспособности украинских профессионалов рынка договориться между собой о цивилизованных правилах работы, в неспособности соблюдать правила, которыми руководствуются их коллеги во всем мире?

Еще одна тиражируемая в статье неправда - это утверждение, что в Украине нужно создавать центральный депозитарий, поскольку его нет. Эта проблема надумана и используется для манипулирования общественным мнением.

Центральный депозитарий в Украине существует! Де-юре он создан еще в 1999 году согласно Закону Украины «О Национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине». С 2007 года НДУ функционирует как полноценное центральное депозитарное учреждение страны и выполняет предусмотренные украинским законодательством функции.

Правдой является то, что украинский закон о национальной депозитарной системе прямо не называет Национальный депозитарий центральным депозитарием, однако закон эксклюзивно наделил НДУ всеми функциями и полномочиями центрального депозитария. Закон даже запретил включать в названия других депозитариев слова «национальный» и «центральный».

Правда и то, что и в Украине, и за ее пределами есть немало людей, которым указанные нормы законодательства не нравятся, поскольку эти лица стремятся получить доступ к инсайдерской информации, но это, как говорят в моей родной Одессе, две большие разницы!

В правовом контексте не хватает одного - нормы законодательства о том, что учет выпущенных в Украине ценных бумаг является централизованным, то есть ведется исключительно Национальным депозитарием Украины.

В практической плоскости нужно сделать намного больше. Ведь сегодня выпуск украинских ценных бумаг, кроме НДУ, обслуживают и Национальный банк Украины, и депозитарий МФС/ВДЦБ, и сотни профессиональных, так называемых независимых, регистраторов. Есть реестры ценных бумаг, которые ведут сами эмитенты ценных бумаг. Вдумайтесь, почти половина обязательств, которые заверяются ценными бумагами, официально подтверждаются или самим эмитентом, то есть должником, или профессиональным участником рынка, которому он, эмитент, платит за это деньги! О какой реальной защите прав инвесторов, являющихся лишь формальными собственниками ценных бумаг, может идти речь при такой системе учета?!

Именно из-за существования децентрализованной системы учета мы имеем странную статистику: количество зарегистрированных акционерных обществ больше, чем количество эмитентов акций; при составлении сводных реестров владельцев ценных бумаг одного эмитента оказывается значительно больше 100% выпущенных им акций. Я уж не говорю о двойных реестрах, блокировании собраний акционеров, инсайдерской торговле ценными бумагами и прочих, пользуясь лексикой автора статьи, «гешефтах» опытных игроков рынка.

Я упоминаю обо всем этом не для того, чтобы кого-то обвинить. Наоборот, я вижу проблемы и предлагаю вместе работать над их разрешением. А работы, поверьте, хватит всем. И уверяю, что НДУ не стремится просто называться «центральным депозитарием», а упорно и последовательно работает, чтобы таким быть. И ВДЦБ/МФС я бы посоветовал наконец перестать только гордо носить название «расчетно-клирингового депозитария» - давно пора направить свои средства и усилия на обеспечение качественного расчетно-клирингового обслуживания биржевой торговли ценными бумагами согласно украинскому законодательству и лучшей международной практике.

В завершение хочу поблагодарить автора за финал статьи «Депозитарные комбинации». Действительно, когда мы говорим о центральном депозитарии, то речь идет об очень важных вещах - контроле за системой, где сосредоточена информация о всех выпущенных в Украине ценных бумагах и их владельцах. И доступ к этой системе на самом деле «слишком важен для отдельных участников процесса, чтобы так просто уступить стратегические позиции».

И именно поэтому я считаю, что это - дело как раз государства, а следовательно, правительства Украины в большей степени, чем профессиональных участников рынка и их заокеанских спонсоров и лоббистов.