СКОРРЕКТИРОВАННАЯ СОГЛАСНО ТРЕБОВАНИЯМ МВФ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СМЕТА УКРАИНЫ ПРИЕМЛЕМА ДЛЯ МИРНОЙ ЖИЗНИ, НО НЕ ДЛЯ ВОЙНЫ ЗА ТЕРРИТОРИАЛЬНУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ
После завершения работы миссии МВФ правительство подало в Верховную Раду новую версию государственного бюджета. Показатели доходов и расходов построены на новых макроэкономических предположениях, скорректированных под новую программу МВФ.
Для того чтобы лучше понять суть изменений в главной смете страны по сравнению с государственным бюджетом, принятым Радой к приезду миссии МВФ, мы используем подход, который предложили в предыдущей публикации ("Бюджет Украины-2015: кто за что платит на самом деле?", ZN.UA №50 от 26 декабря 2014 г.). Согласно ему мы разбиваем бюджет на шесть категорий: "социальная защита", "газ и нефть", "содержание власти", "оборона и безопасность", "обслуживание долга" и все остальное. Для каждой из них мы связываем расходы с доходами и анализируем сформированный баланс. Это позволяет лучше понять, на что тратятся средства налогоплательщиков.
Наибольшим изменениям в новом бюджете была подвергнута часть 5, связанная с обслуживанием долга. С одной стороны, ее расходы значительно увеличились из-за ослабления обменного курса гривни. С другой - сократились объемы поступлений прибыли Нацбанка в бюджет. В результате дефицит по этой части бюджета составляет 57 млрд грн.
Существенным образом сократился дефицит части 1 ("социальное обеспечение"). Прогнозное ускорение инфляции стимулирует рост поступлений НДС. Несмотря на увеличение объемов субсидирования населения в связи с запланированным повышением цен на газ и отопление, увеличиваются и доходы. Вследствие этого разрыв доходов и расходов по этой части сократится до 5 млрд грн.
Баланс "Нафтогаза" будет значительно изменен - ослабление обменного курса национальной валюты компания будет пытаться нивелировать увеличением тарифов для населения. Объемы финансирования дефицита из-за рекапитализации останутся почти на том же уровне, как и в предыдущей версии бюджета.
В частях "содержание правительства" и "другие" значительных изменений не будет.
В категории "оборона и безопасность" предложено 46 млрд грн доходов и 82 млрд грн расходов. По курсу, установленному в программе и озвученному правительством (21,7 грн./долл. - Ред.), 82 млрд грн - это около 3,8 млрд долл. США, или 10,4 млн долл. в день. И это не только на войну, но и на оборону и безопасность страны в целом: армию, Национальную гвардию, пограничников, милицию.
Создается впечатление, что по этому бюджету, согласованному с МВФ, якобы войны уже нет. Она как-то закончилась, сегодняшние воины приехали домой и начали жить мирной жизнью. Но ведь это не так - война идет. Есть еще 6 млрд грн государственных гарантий для оборонпрома, заложенных не в расходы, а в госдолг, и около 2,9 млрд на другие органы и структуры по обороне страны. Но даже с этим общий объем финансирования обороны составляет только 90 млрд грн, или 4,9% прогнозируемого ВВП.
Что это по сравнению со странами, пережившими войны? Ответ на этот вопрос можно найти в статье Рафаэля Кулиера (Paul Collier) "Война и военные расходы в развивающихся странах, и последствия для их развития", опубликованной в журнале "Экономика мира и безопасности" в 2006 г. В среднем развивающиеся страны тратят 3,5% ВВП на оборону. Если страна находится в состоянии внешней агрессии (фактически - международной войны), она тратит дополнительно 2,5% ВВП на оборону, в состоянии гражданской войны - 1,8% ВВП. Ситуация в Украине где-то между первым и вторым случаями, поэтому для наших оценок возьмем 2%.
Рафаэль Кулиер также утверждает, что правительство страны с высоким риском гражданской войны на протяжении следующих пяти лет повышает свои военные расходы приблизительно на 1,2 % ВВП по сравнению с идентичными странами без такого риска. Украина уже фактически в состоянии войны, поэтому несколько больший уровень расходов, скажем 1,5%, может быть обоснованным.
Согласно этим оценкам, для Украины было бы целесообразно тратить на оборону около 7% ВВП в
2015 г. Это требует почти 57 млрд грн, или 2,6 млрд долл., дополнительных ассигнований.
Откуда взять эти дополнительные 2,6 млрд долл.? Их нет в бюджете. Их нельзя изъять из банковской системы, которая сейчас сама нуждается в спасении. Эти деньги не придут от международных финансовых учреждений, которые направляют свои средства в поддержку платежного баланса и структурных целей.
Наше предложение - создать внебюджетный фонд, который может обеспечить дополнительное финансирование обороны. Источники его финансирования могут формироваться за счет эмиссии оборонных облигаций, привлечения финансовых и нефинансовых взносов от частных и официальных доноров внутри страны и со всего мира. Этот фонд должен создаваться на ограниченный временной период, быть прозрачным, контролироваться коллегией советников, которые являются известными людьми, и волонтерами, соблюдать жесткие антикоррупционные правила и процедуры.
Используя несложную финансовую инженерию, дополнительное финансирование может быть привлечено таким образом, чтобы не рисковать договоренностями, которые уже были достигнуты в пределах программы МВФ и помогут поддерживать военные усилия на международно приемлемом уровне.
Кстати, относительно финансовой инженерии, для сравнения. В 2015 г. Украина должна выплатить России 3 млрд долл. задолженности, которая была привлечена предыдущим преступным режимом по так называемым евробондам. По заложенному в бюджет обменному курсу эта сумма превышает расходы Украины на армию и Национальную гвардию. Это еще раз указывает на низкий уровень расходов на оборону и необходимость поиска властью дополнительных средств на финансирование обороны из внебюджетных источников.