UA / RU
Поддержать ZN.ua

Фискальное уравнение для Гетманцева

Государство хочет больше контроля, потребитель просит защитить его фискальным чеком, а «упрощенцы» категорически против любой фискализации.

Автор: Сергей Следзь

Судя по психологическому напряжению в вопросе фискализации «упрощенки», РРО-шная эпопея подошла к своей кульминации. Виной тому неумение государства коммуницировать и объяснять вместо насаждать плюс неопределенность перманентных длительных отсрочек принятых решений, заставляющих предпринимателей находиться все это время в гипертонусе и порождающих у них радикальные настроения. И эта кульминация требует быстрого и ответственного решения серьезной проблемы, желательно не приводящего к очередному кризису в стране. Нужен разумный компромисс, позволяющий удовлетворить интересы государства, «упрощенцев» и не игнорирующий при этом интересы потребителей...

Чего хочет власть?

Как она намерена решить проблему с упрощенной системой налогообложения (УСН)? Очевидно, что власть не против «упрощенки», но хочет большего контроля над ней.

1. На сегодняшний день І группа «упрощенцев» не фискализирована законодательством.

2. Для ІІ–ІV групп предложены программные РРО с бесплатной версией ПО от ГНС или с недорогими программными решениями от бизнеса.

3. Вести товарный учет должны только продавцы техники и электроники, лекарств и ювелирных изделий, интернет-торговли. Они же обязаны использовать регистраторы расчетных операций.

Ближайшая законодательная перспектива, вызывающая активное противостояние: согласно переходным положениям Налогового кодекса Украины (НКУ) уже с 1 января 2021 года дополнительно фискализируются:

При этом глава налогового комитета Даниил Гетманцев еще до митингов предлагал свой законопроект №2645Д, смягчающий фискальное регулирование в действующих законах №128-IX и 129-IX за счет расширения перечня «упрощенцев», которым в следующем году не надо фискализировать расчетные операции. Для этого ввели критерий торговой площади в 40/60 кв. м. И теперь физические лица-предприниматели II группы, которые используют площади, не превышающие этих размеров (кроме продавцов сложной техники, лекарств и ювелирных изделий), смогут отказаться от использования РРО. Кроме того, в I группе расширили перечень видов деятельности, относящихся к бытовым услугам, — переводчикам, парикмахерам, несетевым кофейням и прочим тоже не потребуется РРО.

Правда, законопроект Гетманцева пока под купол ВР не выносили. Зато 4 ноября, то есть уже на следующий день после двух митингов под ВР (сторонников и противников контроля над оборотами ФЛП), нардепы попытались сбить накал страстей очередным перенесением сроков фискализации, предложив законопроект №4313, инициатором которого стали все главы фракций под руководством спикера парламента Разумкова. В частности, было предложено отложить на год вступление в действие норм президентских законов №128 и 129:

«До 1 января 2022 года РРО не применяются плательщиками единого налога II–IV групп (ФЛП) независимо от выбранного вида деятельности, объем дохода которых на протяжении календарного года не превышает 1000000 грн, кроме тех, которые осуществляют:

Но даже этот акт коллективного зарывания головы в песок осуществить не удалось. Законопроект спикера ВР не набрал необходимого количества депутатских голосов. Проваленный документ направлен в комитет на доработку. Наверняка с 17 ноября мы увидим очередные попытки его голосования, но что в нем будет?

Пробиваем дно…

Не случайно радикально настроенные предприниматели 16 ноября намерены опять выйти под стены парламента. Это теперь их территория, людей с альтернативной точкой зрения они туда не допускают, как это случилось 3 ноября, когда до парламентариев хотели достучаться сторонники детенизации.

Неуверенность в своих действиях депутатского корпуса контрастирует с решительными настроениями «упрощенцев», которые не только сплотились, но и нашли себе заинтересованных помощников в парламенте.

В результате бизнес, применяющий в своей работе УСН, уже не ищет компромиссов. Он не только выступает категорически против любых фискальных изменений, ведущих к прозрачности и большей подконтрольности перед государством, но и намерен сломать то, что уже давно и успешно работает.

Ему нужна не отсрочка, а принятие парламентом законопроектов-клонов №3853-1 (Н.Южаниной) или 3853-2 (Ю.Тимошенко), отменяющих контроль за расчетными операциями даже в рисковых товарных группах (электроника и лекарства).

А ведь товарная группа «бытовая техника и электроника» является лидером контрабандных поставок в Украину (21% от всего нелегального импорта в 2018 году). При этом представители ГСЧС Украины встревожены: каждый 10-й пожар в Украине случается по вине некачественной, несертифицированной техники. А от качества лекарств зависит здоровье людей (до 10% фальсификата). Но все это мало интересует не только «упрощенцев», но и уважаемых депутатов, инициировавших чистку действующего законодательства в угоду своим политическим дивидендам от протестов против попыток власти добавить прозрачности в работу ФЛП.

Судя по всему, не очень волнует инициативных нардепов и то, что, отменяя успешно проведенную в 2017 году фискализацию рисковых групп, они покушаются на госбюджет. Ведь после предыдущей нашей публикации для них уже не может быть секретом, что сегмент бытовой техники и электроники благодаря фискализации-2017 динамично выходит из «тени», наращивая легальные продажи, с которых реально платятся налоги в госбюджет (см. табл.).

Вряд ли кто-то в этом будет сомневаться, если, по официальным данным ГНС, отчисления налога на прибыль предприятий, работающих в этой товарной группе, за последние три года (2017–2019) увеличились более чем на 90%, а НДС (ключевой индикатор потребления) — на 197%. (При этом в целом по всем отраслям НДС вырос в Украине на 61%.)

О том, что среди инициаторов законопроекта №3853-1 — экс-глава налогового комитета, проводившая через свой комитет и парламент успешную фискализацию рисковых техники и лекарств, вообще рассуждать не хочется.

Дайте чек

А между тем 80% потребителей независимо от возраста, платежеспособности и места проживания в Украине настаивают на получении фискального чека, потому что они уверены: этот документ является гарантией защиты их потребительских прав. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного 29 октября — 2 ноября 2020 года Социологической группой «Рейтинг» (см. рис. 1).

Кроме того, подавляющее большинство потребителей вообще не готовы покупать товары группы риска без получения фискального чека (более 60%). Особенно это касается сложных бытовых приборов и электроники, где доля потребителей, не готовых приобретать их без чека, превышает 80%. Также более 70% опрошенных не поддерживают инициативу по отмене фискальных чеков при приобретении рисковых видов товаров (см. рис. 2, 3).

И государству, и предпринимателям точно не стоит оставлять без внимания эти настроения потребителей. Потому как именно потребитель является главной фигурой на рынке. Он голосует своим кошельком за тот или иной товар. И в данном случае государство и бизнес не понарошку являются слугами потребителей. Не случайно 48% последних уверены, что гарантировать безопасность и качество при покупке товаров должен в первую очередь предприниматель, продающий товар, а 44% — что это должны обеспечивать госорганы. Фактически таким образом потребитель поровну разделил вину за качество товара и свою безопасность между продавцом и государством.

Еще одно наблюдение, заслуживающее внимания: 53% респондентов считают, что расширение количества отраслей, обязанных выдавать фискальные чеки, приведет к наведению порядка в сборе налогов, и только 33% (преимущественно это люди, имеющие собственное дело) уверены, что это усложнит ведение бизнеса. Так что изменения продиктованы временем, и от них бесполезно прятаться.

Однако не нужно бояться потребителя, — он не такой уж кровожадный. 70% опрошенных не готовы обратиться с жалобой в ГНС в случае, если продавец не выдал фискальный чек на товар, и получить денежное вознаграждение в размере 100% стоимости товара. То есть наживаться на предпринимателях в случае внедрения механизма кэшбека массовый потребитель не собирается, хотя этого так боятся предприниматели.

Покупателям чужого не надо, тут бы свое не потерять. 54% опрошенных уверены, что качественные товары и услуги могут предоставлять только продавцы, которые честно платят налоги. Две трети согласны с утверждением, что усиление контроля над деятельностью бизнеса со стороны государства улучшает качество товаров и услуг. Наверное, поэтому 66% респондентов «Рейтинга» поддерживают законодательные инициативы власти, искореняющие схемы уклонения бизнеса от уплаты налогов. И только 25% против таких нововведений, да и то за счет ответов тех респондентов, кто имеет собственное дело или собирается его открыть.

В Европу или на пять лет назад?

Бизнес, работающий на общей системе налогообложения, на первый взгляд далек от проблем упрощенной системы налогообложения. Но его пассивность заканчивается там, где его конкуренты-тяжеловесы начинают использовать мнимых «упрощенцев» для оптимизации своего налогообложения и как канал сбыта нелегальной продукции, позволяющий, помимо всего прочего, занижать реальные обороты. Вот тогда это воспринимается как угроза экономическому росту и нечестная конкуренция.

Поэтому у законопослушного бизнеса выбора нет — он не поддерживает откат реформы фискализации назад.
«Инициаторы законопроектов, стремясь быть европейской партией, пытаются вернуть работу бизнеса на пять лет назад, — утверждает директор «Интертоп Украина» Сергей Бадритдинов. — Одновременно бизнес, выдавая фискальный чек, таким образом защищает потребителя. Однако при использовании различных теневых схем, как, например, ввоз товара по заниженной таможенной стоимости, невыдача фискального чека, прочее, такая защищенность оказывается под вопросом».

Услышать каждого

Уравнение, конечно, получилось не дифференциальное, зато неизвестных в нем предостаточно. Впору депутатам освежить в своей памяти университетский курс матанализа. Ведь первая попытка его решить не решая, то есть спрятав голову в песок отсрочки на год, успехом не увенчалась. Потому что реальность требует поиска разумных компромиссов.

И тут не обойтись без взаимных уступок всех заинтересованных сторон. Так, потребитель уже сказал, что соглашается на фискальный чек в электронном виде (59% респондентов) и не против кэшбека (55%) без злоупотреблений с ним (см. рис. 4).

Со своей стороны, государство создало условия для работы бизнеса через программные РРО.

Значит, чтобы удовлетворить желание потребителя и не сбиться с курса детенизации, возможно, стоит с 1 января 2021 года внедрить, как и планировали, фискализацию, повысить ответственность за невыдачу чека и кэшбека для рисковых групп товаров. Для остальных (которые должны будут фискализироваться с апреля 2021-го) отложить процесс фискализации на год, но создать прецедент добровольного перехода бизнеса на ПРРО. Стимулом для добровольного перехода на программное РРО может стать отмена штрафов, или снижение ставки налога, или увеличение оборота. Тут налоговому комитету ВР следует подумать над реальными стимулами и предусмотреть их для тех, кто с 1 января перейдет на программное РРО добровольно, и ввести их на два года. Таким образом уравнение разбивается на составляющие, каждый получает свой стимул и самостоятельно принимает решение, что для него важнее — отмена фискализации на год или фискализация уже сейчас, но с получением преимуществ. При этом сохраняется идея детенизации и защиты предпринимателей.

Главное, чтобы все оставили свой радикальный запал и подумали не только о своих интересах, но и об интересах своих партнеров в треугольнике бизнес—потребитель—государство.

Другие статьи Сергея Следзя читайте по ссылке.