UA / RU
Поддержать ZN.ua

Детенизация, ведущая в тень?

Смартфон не заменит кассовый аппарат, зато создаст возможности для оптимизаторов, с которыми при помощи этих же смартфонов намерены бороться детенизаторы.

Автор: Константин Левицкий

На сегодняшний день детенизаторы украинской экономики наработали целый пакет законопроектов, призванных эффективно бороться с тенью в отечественной экономике. Есть среди них один, который, на первый взгляд, выглядит наиболее эффектно, поэтому сразу получил массовую поддержку депутатского корпуса, ГФС и разработчиков методов по противодействию теневым схемам в экономике. Он даже опередил остальных, пройдя в Верховной Раде первое чтение. Еще бы, ведь проект закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно либерализации наличных расчетов" №4117 декларирует гениальное предложение существенно расширить применение учета с помощью регистраторов расчетных операций (РРО) за счет снижения расходов на их приобретение, так как функции РРО на местах будет выполнять обычный смартфон или планшет. Именно так считают авторы законопроекта, который, по их мнению, позволит "с наименьшими расходами (финансов, времени и прочих ресурсов) для предпринимателей и государства осуществить фискализацию ВСЕХ существующих операций, связанных с приемом наличных средств или их аналогов (банковских карт, прочих платежных инструментов) в уплату за товары и услуги".

Что это? Фискальная революция в одной отдельно взятой стране или очередной велосипед, изобретаемый аматорами? Ну, и как всегда, кому все это, на самом деле, выгодно?..

Нет худа без добра

Законодательный пыл народных избранников, хором поддержавших столь многообещающий документ, поубавил вирус-шифровальщик Petya версии 2017 г., поражающий компьютеры под управлением операционной системы массового применения Microsoft Windows. Как известно, нынешним летом он парализовал работу многих крупных коммерческих и государственных предприятий в Украине. А ведь практическая реализация законопроекта №4117 предполагает использование неспециализированных устройств (обычных смартфонов, планшетов…), тоже работающих на ПО массового применения, все чаще поражающихся вирусами. Украинская же фискальная сеть РРО, на данный момент не имеющая ничего общего с массовым ПО, даже не заметила атаки зловредного вируса.

Правда, вирусное торможение законопроекта не повлияло на работу над его главной составляющей, которая ведется отнюдь не в парламенте. Ведь смартфоны и планшеты, используемые в торговых точках (вместо полноценного РРО), - это только блеск вершины айсберга, привлекающий наивных попутчиков идеи. Основной целью предлагаемого законопроекта является разработка и внедрение т.н. распределенной компьютерно-кассовой системы (РККС).

Идея РККС проста, хотя она уже облачена важной оболочкой патента, который с 12.01.2015 г. принадлежит изобретателю С.А.СОРОКИНУ.

"Инновационный РРО" на базе дешевого смартфона

Что же предлагают новаторы? Они предлагают, по сути, оставить у продавца только устройство для ввода информации о товаре. Пусть он надевает очки, вытирает насухо руки и тыкает пальцем в смартфон китайского производства (ведь идем по пути максимального удешевления), набирая что-то свое в тайне от покупателя, который в итоге лишится своих денег и всяких гарантий на товар, не получив чек. Или принтер все-таки оставим? (Но как его подключить к смартфону, а еще, если потребуется, - сканер, весы, контрольный индикатор покупателя..?) Интересно, что сказал бы этим новаторам профессиональный фотограф, которому для снижения себестоимости посоветовали бы делать снимки заурядным китайским смартфоном? Продавец чем хуже?

Вы, читатель, спросите: "Как можно сравнивать несравниваемое?". И даже при всем при этом мы не нашли большой разницы между стоимостью дешевого и капризного "китайца" массового производства (2,5-
3 тыс. грн) и отечественного (об этом почему-то умалчивают) РРО с минимальным функционалом (стоимостью в 3-
3,5 тыс. грн при производстве от 10 тыс. ед./год). На техническом обслуживании, увы, тоже не удастся сэкономить. Если отечественный РРО гарантированно работает семь лет, то инновационный смартфон в режиме непрекращающегося онлайна прикажет долго жить гораздо быстрее, если, конечно, еще ранее его элементарно не уронит продавец.

Поиск истины в споре вокруг стоимости традиционного РРО и "инновационного (цифрового РРО" привел нас к любопытной цифре, взятой из Аналитической работы касательно путей либерализации рынка РРО.., - общие расходы на одно рабочее место (в первый год) эксплуатации РРО составляют 25 796 грн, по расчетам Государственной регуляторной службы.

Вот как прокомментировал этот расчет эксперт по РРО Василий Маципура:

"Это откровенная фальсификация. Реально приобретение РРО и его эксплуатация для малого бизнеса обходится в 25-
26 тыс. грн за семь лет эксплуатации, приблизительно 1-2 коп./чек. за весь комплекс оборудования и услуг с учетом доставки данных на серверы ГФС. И платит за это, точно так же, как и налоги, не бизнес, а конечный потребитель-покупатель.

Зато уже в экспертных расчетах данной аналитической работы минимум в два раза занижена цифра расходов на приобретение принтера и смартфона/планшета - всего 1,5-3,5 тыс. грн. При этом умалчивается, что за семь лет эксплуатации их необходимо будет два-три раза обновить. Ведь эти устройства конструируют так, чтобы они работали три года - это маркетинг".

С нашей стороны не было бы возражений - пусть бы носились фискальные романтики с этой идеей импортозамещения с точностью до наоборот, а предприниматели, натирая мозоли на хрусталиках глаз, доказывали на практике ее "превосходство", если бы не одно "НО". Достоверность набранной и впоследствии переданной информации оказывается под большим вопросом. И вот тут свое слово должны сказать все те, которые по долгу службы обязаны блюсти интересы державы, чтобы впоследствии за эту державу нам всем не стало вдруг обидно.

Дело в том, что идеологи так ими называемого инновационного цифрового (как будто есть еще и аналоговые) РРО, применив смартфон, лишили рабочее место продавца сердца РРО - фискального блока, который управляет всеми компонентами РРО, сразу же шифрует данные и три года хранит информацию о каждой продаже в виде электронной копии чека и, конечно же, отправляет все эти данные на серверы ГФС. Идея распределенной компьютерно-кассовой системы как раз и состоит в том, чтобы отделить фискальную часть от рабочего места. В этом случае фискализация данных происходит на удаленном сервере РККС. А обмен информацией между терминалами (смартфонами) и сервером РККС осуществляется по линиям связи общего пользования после ее шифрования.

Наверняка вопросов к достоверности информации, поступающей контролирующим органам от традиционных, тоже ведь цифровых, РРО не возникает. Зато вряд ли найдется камикадзе, который согласится гарантировать достоверность информации, не зашифрованной в точке ее получения, т.е. в случае со смартфоном. Это же аксиома!

Уже сейчас можно гарантировать появление множества приложений для смартфонов или планшетов, например на популярной операционной системе Андроид, позволяющих легко видоизменять данные поступающие как на, так и с фискального сервера. Тем более что никто проверять не собирается, и, само собой разумеется, смартфон не опломбируешь.

Уже только этого достаточно, чтобы понять несостоятельность идеи инновационных РРО-смартфонов. Кому мало? Милости просим читать дальше.

"Укрелекон" - сам себе эксперт?

Судя по всему, не все так прозрачно и с данными, хранящимися на фискальном сервере РККС. Хотя он уже зарегистрирован (приказом ГФС №406 от 07.06.2017 г.) в Госреестре РРО под названием "УЕ РККС", а значит, может использоваться. И это несмотря на то, что "УЕ РККС" разработан на основании и в соответствии с техническими условиями (ТУ), а не в соответствии с Требованиями к фискальным функциям РРО, утвержденными Кабинетом министров, в которых зафиксирован перечень технических и программных требований, которым должен соответствовать каждый РРО. Или "УЕ РККС" это не РРО?

Так, в письме от 25.09.17 г. и.о. генерального директора ГП "Укрметртестстандарт" В.Ример сообщает директору департамента аудита ГФС Н.Рубан, что ГП "Укрметртестстандарт" имел замечания к техническим условиям РРО "УЕ РККС" на стадии проекта, "в частности в отношении архитектуры, конструктивного исполнения РРО, требований к блокированию, которые ГП "Укрелекон" учтены не были. Технические условия ТУ У 28.2-32253785-001:2016 ГП "Укрметртестстандарт" не согласовывал".

А вот цитата из письма "Укрметртестстандарта", касательно фискального сервера:

"Фискальная память и носитель электронной контрольной ленты для каждого из терминалов системы размещены в модуле баз данных фискального сервера. В соответствии с п.1.2.4.7 технических условий проверка защиты информации в фискальной и оперативной памяти РРО под действием механических, климатических и электромагнитных факторов не проводилась… В соответствии с п.п.1.2.4.8. ТУ проводилась проверка конструктивных требований в отношении состава модуля защиты информации терминалов РККС. Процедура проверки защиты от уничтожения или искажения данных при их передаче от терминала РККС к фискальному серверу ТУ не предусмотрена".

Вам, читатель, не кажется странным поведение чиновников, которые запросто отступают от норм, утвержденных законом Украины и постановлениями правительства? Неужели ценой своего теплого кресла двигают прогресс в области РРО? Как-никак переживают о малом бизнесе и продвигают, себя не жалея, "третье поколение фискальных устройств", ведь именно так называют РККС в пояснительной записке к законопроекту 4117. Хотя, казалось бы, чиновник в первую очередь должен заботиться о государстве и чуть-чуть о себе.

Тем более странно, что заявителем "УЕ РККС" в Госреестре РРО значится ГП "Украинский государственный научно-исследовательский институт технологий товарно-денежного обращения, финансовых и фондовых рынков "Укрелекон". Ведь эта организация сама уполномочена проводить экспертизу технических, программно-технических и инженерно-технических средств, в том числе РРО, экспертизу проектной документации на соответствие этих технических средств требованиям фискальных функций. Именно на основании выводов ГП "Укрелекон" техническое средство включается в Госреестр РРО.

То есть выходит, что институт, проводящий проверку РРО на соответствие фискальным функциям, сам себе подал документы на проведение фискальной экспертизы для дальнейшего включения РРО "УЕ РККС" в Госреестр. И это при том, что ТУ, в соответствии с которым изготавливался "УЕ РККС", не было согласовано с "Укрметртестстандартом". Стоит ли удивляться, что имя, фамилия и отчество директора института "Укрелекон" - Сергей Александрович СОРОКИН - точно совпадает с ФИО того самого изобретателя и единоличного собственника патента на способ регистрации расчетных операций продажи товаров и услуг. Тем более не удивительно, что сайт этого государственного предприятия, одним из важных учредителей которого является ГФС, активно призывает предпринимателей использовать технологию "Укрелекона". При этом подчеркивая, что именно "ГФС совместно с ГП "Укрелекон" разработан новый экспериментальный программно-технический комплекс, который позволит бизнесу использовать собственные компьютеры, планшеты, смартфоны или другие устройства для формирования расчетных документов и фискальных чеков". С честной конкуренцией это никак не вяжется, ведь в реестре значится много других, полноценных РРО, не говоря уже о том, что занимается этим госпредприятие.

Теперь пару слов касательно дешевизны или бесплатности предлагаемых операций, о которых много говорят молодые борцы с тенью, обещая предпринимателям экономию от использования РККС. Чтобы понять наивность этих заявлений, достаточно вспомнить хотя бы о принудительном внедрении, с использованием ресурса районных налоговых инспекций, тоже сначала на бесплатной основе программ по формированию и пересылке бухгалтерской отчетности. Чего далеко ходить, если уже обнаружился сайт с тарифами (https://zruchno.ua/taryfy/), призывающий воспользоваться с 2018 г. распределенной компьютерно-кассовой системой. Плата за такую услугу даже для старта предлагается на уровне 75 грн/месяц за каждую кассу. Может кому-то это и дешево, но оппоненты (Ассоциация "Українські електроніка, комп'ютери і касові апарати") посчитали и сообщили в своем письме №838 от 18.10.17 г. госсекретарю Минфина Е.Капинусу, что монополия на эту услугу позволит ГП "Укрелекон" "собирать ежемесячно до 75 млн грн. На этот проект ГП "Укрелекон" потратило более 4,2 млн грн государственных средств. Притом что право собственности на изобретение, по которому создан "УЕ РККС", принадлежит не ГП "Укрелекон", а его директору С.Сорокину".

Либерализация тени

Более того, в этом же письме №838 утверждается, что:

"Профессиональная экспертиза подобных проектов проявляет попытку авторов внедрить "муляжи" РРО с предоставлением сопутствующих услуг по уменьшению базы налогообложения и минимизации налоговых обязательств, замаскированных под либерализацию контроля, упрощение ведения малого бизнеса и прочие популистские лозунги".

Вот и выходит, что искренние борцы с тенью, требуя немедленного внедрения взамен отечественных РРО китайских "инноваций", удешевляющих операции по учету и приобретению РРО для самого малого бизнеса, на самом деле льют воду на мельницу той самой тени. В результате государство может остаться совсем без фискального учета, поскольку РККС хоть и интересным способом зарегистрирован в Госреестре, по факту не является РРО. Ведь эта компьютерно-кассовая система не удовлетворяет полному перечню фискальных требований Госреестра, которым обязательно должен соответствовать РРО. Если эта компьютерная система не обеспечивает надлежащее сохранение и защиту фискальной информации или даже позволяет манипулировать в ручном режиме фискальной информацией, тогда все остальные законопроекты по детенизации экономики станут бесполезными. Тогда для оптимизации налогообложения крупному бизнесу даже не нужно будет плодить липовых физлиц-предпринимателей. Подключайся к РККС и плати государству столько, сколько тебе совесть позволяет. Чем не полная либерализация, но уже ТЕНЕВЫХ наличных расчетов?

P.S. Как стало известно, на этой неделе на совещании в Минфине директор "Укрелекона" С.СОРОКИН сообщил, что уже продано 2 тыс. периферийных устройств "УЕ РККС", введено в эксплуатацию 1703. Кто покупает? Финансовые компании, сети автоматов наличных платежей, сетевые компании по обмену валют… Где же здесь малый бизнес или борьба с тенью?

Справка

Современный РРО позволяет выполнять учет, контроль, хранение и передачу фискальной информации в зашифрованном виде прямо в Государственную фискальную службу (ГФС). Минимальная его конфигурация включает: клавиатуру для ввода информации, индикатор отображения информации, модем, принтер чеков и, самое главное, фискальный блок, сохраняющий и защищающий фискальную информацию.