В 2014 г. Минфин планирует выпустить казначейские обязательства для населения на сумму до 3 млрд грн. Номинированы они будут не только в валюте, но и в гривне. Учитывая незначительные объемы потенциальных размещений госбумаг, на динамику депозитного портфеля банковской системы это существенно не повлияет. Более важная вещь - политика власти относительно валютных депозитов. НБУ и Фонд гарантирования вкладов физлиц убеждают - статус-кво сохранится.
Как сообщил на текущей неделе министр финансов Юрий Колобов, первый выпуск казначейских обязательств (КО), в частности, в гривне правительство вряд ли может осуществить в первом квартале следующего года. Как затем добавила директор департамента долговой и международной финансовой политики Минфина Галина Пахачук, общий объем выпусков КО может составить 2,6–3 млрд грн. В долларах запланированы два выпуска по 100 млн долл. Об объеме эмиссии гривневых бумаг не уточнялось, но было озвучено, что доходность будет фиксированная, а номинал - 5–10 тыс. грн. При этом не исключается вариант выпуска индексированных облигаций с привязкой к валютному курсу. "Это предусмотрено для категории физлиц, весьма чувствительных к различным спекуляциям и слухам", - объясняет Г.Пахачук.
Что позволяет правительству надеяться на то, что украинцы будут покупать гособязательства? Во-первых, как отмечает Ю.Колобов, это уже проведенное с конца прошлого года размещение двух серий валютных КО номиналом 500 долл., причем доходность первой была установлена на уровне 9,2% годовых, второй - 8% (правительственным агентом по продаже бумаг выступал Ощадбанк). Во-вторых, это динамичный рост вкладов населения в банковской системе. Так, объем гривневых депозитов физлиц за десять месяцев увеличился на 60,9 млрд грн, валютных - на 3,8 млрд грн.
Директор департамента по управлению валютным резервом и осуществлению операций на открытом рынке НБУ Александр Дубихвост обращает внимание на снижение чистого спроса населения на валюту на наличном рынке за январь-октябрь в более чем семь раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (почти 1,2 и 8,5 млрд долл соответственно). "(За 10 месяцев) объем валютных кредитов населения уменьшился на 12,3 млрд грн, т.е. на 1,5 млрд долл. Поскольку прирост валютных вкладов физлиц составил почти 0,5 млрд долл., получается, что население почти в два раза больше принесло в банки (валюты), чем купило. Это свидетельствует о том, что люди начали подматрасные сбережения нести в банковскую систему", - считает А.Дубихвост.
Если сокращение спроса населения на валюту и валютные депозиты считать индикатором именно снижения девальвационных ожиданий, очевидно, что государственные ценные бумаги (в т.ч. в гривне) могут иметь спрос. Правда, здесь важное значение будет иметь не только доходность (а именно она не в последнюю очередь обусловливает текущую популярность гривневых вкладов).
Минфин намерен расширить количество банков-агентов. Потребность в этом возникла в том числе из-за более низких темпов продажи второй из уже выпущенных серий КО. Как объясняет заместитель директора департамента розничного бизнеса Ощадбанка Владимир Москаленко, это случилось после того, как был удовлетворен спрос более состоятельных и финансово грамотных клиентов. "Дальше нам пришлось искать нового потребителя, нового клиента. Мы расширили сеть отделений и тем самым пошли глубже в массы. Поэтому процесс немного затянулся", - замечает финансист.
Представители других банков убеждают: клиентам реально продать и такой относительно непростой для понимания продукт, как индексированные гособлигации. "Чем больше инструментов на рынке, тем лучше. Если его предложить простой бабушке, она может это не воспринять. А инвестор, у которого на депозите 1 млн грн, поймет", - комментирует первый заместитель председателя правления Укргазбанка Станислав Шлапак. Заместитель же председателя правления "Сбербанка России" Ирина Князева уточняет, что в любом случае массовому сегменту клиентов будут интересны гособлигации в документарной форме. А более состоятельным клиентам банков реально продавать продукт и в бездокументарном варианте. "Это зависит от того, хватит ли у менеджера банка профессионализма на продажу", - отмечает банкир.
О надежности госбумаг...
Безусловно, одним из важнейших факторов, которые окажут влияние на окончательное решение потенциальных покупателей КО, будет доверие к государству с точки зрения его способности выполнять взятые финансовые обязательства (хотя на фоне притока депозитов в банки такая постановка вопроса может казаться не совсем однозначной, ведь обязательства суверена традиционно считаются более надежными, чем частного сектора). А относительно этого существуют разные сигналы.
С одной стороны, оценки международных агентств в последнее время ухудшались. Так, недавно агентство Fitch снизило долгосрочные рейтинги Украины в иностранной и национальной валюте B до B-. В начале ноября Standard&Poor's также ухудшило оценку Украины до В-, а Moody's в сентябре - до Саа1. Довольно сенсационно на этом фоне выглядит опубликованная одним из наиболее влиятельных мировых деловых изданий Financial Times информация о концентрации фондами американской Franklin Templeton Investments суверенных еврооблигаций Украины номинальной стоимостью почти
5 млрд долл. (около 20% внешнего госдолга). Этот факт спровоцировал появление разнообразных предположений о мотивации, стоящей за этим решением. Означает ли это, что при нынешней непростой ситуации (риск сворачивания программы количественного смягчения в мире, неопределенность относительно возобновления сотрудничества с МВФ) доверие (в том числе на основе какой-то инсайдерской информации) к Украине все же есть? Или, наоборот, Украина уже обречена на дефолт, и стервятники уже кружат в поисках пусть и рискованной, но лакомой добычи? И не сможет ли держатель такого значительного объема обязательств со временем "выкручивать руки" украинскому суверену, пользуясь, в том числе, собственным влиянием в Вашингтоне?
В Минфине призывают не драматизировать этот факт. "За последние два месяца я вижу значительный интерес к Украине. Едут со всего мира. Сегодня крупному инвестфонду с сотнями миллиардов долларов правильнее и удобнее иметь группу (своих) аналитиков, которые проанализируют страну, приедут, получат ответы на вопрос, чтобы не было ненужных домыслов", - констатирует в этом контексте Г.Пахачук.
По словам представителя Минфина, ряд событий, которые могут произойти в ближайшее время, должны удешевить внешние заимствования для Украины приблизительно в два раза по сравнению с нынешними доходностями, сформировавшимися на внешнем рынке. "Есть такие варианты: решение относительно ассоциации с ЕС - минус 250 базисных пунктов, решение по Тимошенко - минус 150 базисных пунктов, МВФ - еще минус 200. Мы должны дать ответы на те вопросы, которых ждет от нас и финансовый мир. И тогда получим стоимость, которая действительно справедлива. Мы даже не будем заимствовать больше, чем Польша или Турция. То есть речь идет о стоимости около 4–6%", - отмечает Г.Пахачук.
Также она уточняет, что правительство не считает целесообразным выходить на внешний рынок под свыше 10%, учитывая также возможность привлечения ресурсов на внутреннем рынке. Кстати, за последние два года внутри Украины Минфин привлек около 7 млрд долл., при том, что общий объем выпусков суверенных евробондов составляет сейчас 14,3 млрд долл.
До конца года по госдолгам Украине нужно заплатить 17,7 млрд грн (13,5 млрд - в ноябре, 4,2 млрд - в декабре), из которых в валюте - 600 млн долл. Причем последняя сумма за эту неделю уменьшилась наполовину - Украина осуществила последний платеж МВФ на 359,2 млн долл. Как отмечают в НБУ, за весь год выплаты Украины фонду составили 5,6 млрд долл. В следующем году сумма платежей для МВФ уменьшится до 3,66 млрд долл., в 2015-м - будет "только" 1,48 млрд долл.
"В 2014-м выплата внешних и внутренних обязательств (вместе с квазисуверенными) достигнет около 15 млрд долл. (с учетом гривневых обязательств, обслуживание которых традиционно поддерживает НБУ. - Ред.). Но и такой объем приемлем при возможности рефинансирования большинства из своих обязательств. Мы надеемся на возобновление финансирования со стороны МВФ и других международных финансовых организаций. Часть обязательств может быть рефинансирована за счет новых заимствований на рынках капитала. Кроме того, часть выплат может быть рефинансирована за счет прямых кредитов от иностранных банков или организаций. География кредитов в значительной степени будет зависеть от стратегического курса, который Украина выберет в ближайшее время", - комментирует главный аналитик блока "Финансовые рынки" "Креди Агриколь Банка" Александр Печерицын.
...и депозитных госгарантий
За последние несколько недель в СМИ продолжала распространяться информация, что НБУ рассматривает возможность принудительной конвертации валютных вкладов. Кроме того, банкиры говорили о целесообразности оптимизации системы гарантирования валютных депозитов, что должно было бы, среди прочего, способствовать дедолларизации экономики. В связи с этим в НБУ и ФГВФЛ в который раз подчеркивают - никаких радикальных изменений не предполагается. "Я уполномочен от лица Национального банка Украины твердо заявить: Национальный банк не рассматривал, не рассматривает и не планирует рассматривать вопрос конвертации валютных вкладов. Точка", - заявил А.Дубихвост.
"В ближайшее время считаем эту дискуссию (относительно пересмотра системы гарантирования валютных вкладов) преждевременной. На сегодняшний день довольно высока доля вкладов в иностранной валюте в нашей банковской системе. Мы проанализировали опыт развитых стран - 80% стран гарантируют вклады во всех валютах. В дальнейшем фонд будет четко выполнять нормы действующего законодательства и выплачивать в рамках гарантированной суммы все вклады", - подчеркнул и заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов физических лиц Сергей Исютин.
В свою очередь, представители банков обращают внимание, что слишком интенсивно и быстро пытаться вытеснить валюту из обращения в украинских реалиях неуместно. По словам И.Князевой, сейчас гривневой массы, которая есть в экономике, не хватает для полноценного кредитования. Поэтому хотя бы с этой точки зрения валюта экономике нужна. "Если убрать сейчас доллары, которые берут экспорто-ориентированные предприятия, у нас был бы колоссальный дефицит финансирования. Гривневой массы недостаточно. И это влияет на цену ресурса очень существенно", - подчеркивает банкир.
С.Шлапак тоже считает, что экономику надо стимулировать через "дополнительную гривню". "Можно отработать механизмы, чтобы она не давила на монетарную массу", - добавляет он.
Также финансисты подчеркивают, что и для банков, и для заемщиков (а следовательно, и для экономики в целом) все большее значение приобретает вопрос высокой стоимости кредитных ресурсов, которую формируют высокие ставки по депозитам для физлиц на фоне не очень благоприятной динамики более дешевых вкладов юрлиц. Так, по данным НБУ, хотя за десять месяцев депозитный портфель юрлиц и увеличился на 9,3 млрд грн, тем не менее конкретно в октябре он уменьшился на 7,86 млрд грн - на 4,79 млрд по гривневым депозитам и на 3,07 млрд по валютным. То есть получается, что дорогой ресурс (вклады населения) замещает более интенсивно дешевый (средства юрлиц).
По мнению же заместителя председателя правления банка "Финансы и кредит" Виктора Голуба, для снижения процентных ставок на рынке должны быть несколько предпосылок. "Один из основных шагов - курсовая стабильность. Следующий - чтобы остатки на корсчетах были на уровне 27–30 млрд. И третий шаг - немного времени, поскольку этот пик стабильности наступил совсем недавно. В прошлом году все были очень встревожены восстановлением доверия к банкам. По моему мнению, за год это доверие вернулось. Поэтому надо еще немного времени, чтобы все вернулось на круги своя", - замечает финансист.
Кроме того, банкиры также указывают на некоторую неестественность того, что во многих финучреждениях краткосрочные депозиты дороже, чем средне- и долгосрочные. В связи с этим высказывается идея, чтобы отрегулировать этот вопрос с помощью дополнительной дифференциации взносов в ФГВФЛ. В самом фонде констатируют, что готовы к любым дискуссиям с участниками рынка, но предлагают все же немного подождать, чтобы окончательно утвердилась недавно введенная практика дифференцированных взносов (в зависимости от доходности и валюты).
Трудно с этим не согласиться. И хорошо, что понимание вреда слишком радикальных и поспешных изменений приходит. Хотя, с другой стороны, это не должно быть барьером для ритмичных и продуманных нововведений, в которых как банковская система в целом, так и вся экономика очень нуждаются.