Едва начавшись, бюджетный процесс-2010 пошел вразнос. С нарушением сроков проведенная презентация в парламенте, так и не состоявшееся до 20 октября принятие в первом чтении...
Лишь почти месяц спустя спикер Литвин настоял на рассмотрении проекта госбюджета на 2010 год на сессионной неделе 17—20 ноября. И — отбыл в предвыборный отпуск.
Вдобавок, 19-го, когда согласно решению ВР предстояло рассматривать вопрос, премьер Тимошенко вместе с министрами отбыла в Ялту на встречу с Владимиром Путиным. Так что «на хозяйстве» остались министерские замы, вице-спикер Лавринович и председатель бюджетного комитета ВР. Им-то и выпало хлебать щедро заваренную бюджетную «кашу».
То, что кабминовский проект госбюджета-2010 не выдерживает никакой критики, не писал только ленивый. Во-первых, он базируется на заветированной президентом редакции Бюджетного кодекса.
О вето стало известно еще 20 июля. Но за четыре месяца ни с его преодолением, ни с более адекватной редакцией БК как-то не сложилось. Попиарившись на совершенствовании межбюджетных отношений летом, премьер явно охладела к теме осенью, увлекшись гриппом и поставками медицинского оборудования. А много ли можно требовать от бюджетного комитета, политически раздробленного и интеллектуально несостоятельного?
Было и во-вторых, и в-третьих, и в-надцатых…
Нереальные макропоказатели, неизвестно какой курс гривни к доллару, непросчитанный объем государственного долга, сильно завышенные поступления доходов и, наконец, неучтенная октябрьская «фишка» — новый прожиточный минимум и минимальная зарплата… В здравом уме такой бюджет нельзя ни голосовать (депутатам), ни подписывать (президенту).
Увы, «безбюджетное» будущее страны на руку многим. Очевидно, что премьер намеревается пойти по пути подписания и постоянного «совершенствования» постановления о мерах по обеспечению выполнения бюджетов в 2010 году (№1181 от 29.10.2009 г. с изменениями от 16.11.2009 г.). Тем самым ответственность за нефинансирование с 1 января новых соцстандартов возлагается на парламент. Если, конечно, до Нового года бюджет так и не примут.
Зато регионалы могут продолжать пиариться на теме новых минимальных зарплат и пенсий. Не в накладе оказывается и президент: можно с удвоенной силой клеймить Кабмин за полную несостоятельность в сфере госфинансов.
Но тут вмешался «инициативный» Литвин…
Скажем сразу: ничего дельного из рассмотрения бюджетного закона 19—20 ноября не получилось.
Бюджетный комитет решил перевести мяч со своей стороны поля на сторону правительства. Минфину предписывалось: а) рассмотреть «обобщенные предложения» депутатов, фракций и комитетов (ни много ни мало — на общую сумму 153 млрд. грн.);
б) уточнить макропоказатели на 2010 год;
в) внести «сбалансированные предложения» относительно учета положений закона о повышении соцстандартов. И много-много другого на 12 страницах — от устранения стилистических погрешностей до приведения законопроекта в соответствие с требованиями действующего Бюджетного кодекса. То есть, по-хорошему, надо садиться переписывать-пересчитывать весь раздел, посвященный межбюджетным отношениям.
19 ноября предложение бюджетного комитета собрало в ВР всего 192 голоса. И начались юридические проблемы.
С одной стороны, постановление об одобрении выводов бюджетного комитета означало бы, в соответствии с БК, фактическое принятие проекта бюджета в первом чтении. Но принимать документ такого качества, кроме фракции БЮТ, никому не хотелось.
С другой — согласно процедуре, отклонять проект требовалось раньше, на этапе представления в парламенте. А коль это сделано не было, к ноябрю возникла двуединая задача — сохранить лицо и соблюсти хотя бы видимость законности.
Вице-спикер Лавринович был настроен категорически: действовать — только в соответствии с Бюджетным кодексом. А значит, голосовать каждую отдельную депутатскую поправку, коих к документу было подано порядка 1300.
Теоретически, такое рассмотрение могло занять целый день, и «танцы» вокруг заведомо негодного документа грозили перерасти в фарс. Но, подойдя формально, парламентарии со скоростью одна поправка примерно в пять секунд расправились со всеми предложениями. Отбросив при этом и зерна, и плевелы.
А потом голосование (241 «за») — и проект госбюджета плавно возвращается на доработку в правительство. Что по уму должно было случиться в сентябре, случилось с двухмесячным опозданием.
Доработать документ должны за две недели. Станет ли он от этого лучше и, скажем так, законнее? Не факт. Глава Минфина Игорь Уманский уже успел заявить в пятницу, что в новом проекте могут не быть учтены «требования оппозиции» по увеличению соцстандартов. Оч-чень странное заявление! Как будто нет соответствующего закона Украины, принятого парламентом, подписанного президентом и вступившего в силу...
Впрочем, зная потенциал нашего финансового ведомства, можно с уверенностью сказать, что кардинально переделать документ вполне по силам и за неделю. Вопрос — будет ли такая задача поставлена премьером?