UA / RU
Поддержать ZN.ua

Заложники интернатов

Почему дети-сироты не готовы к взрослой жизни?

Автор: Александра Тимощук

Накануне Дня защиты детей чиновники в который раз вспомнят о планах власти заменить интернаты для сирот домами семейного типа, которые до сих пор остаются нереализованными. Сегодня 20 тыс. детей продолжают находиться в учреждениях интернатной системы, фактически лишающей их права на полноценную жизнь после наступления совершеннолетия. Ведь им не дают качественного образования, не заботятся об их социализации и реабилитации, из-за чего они обречены на выживание во взрослом возрасте.

Подтверждением этого является история Стаса Деметра из Закарпатья. Мальчик 17 лет прожил в интернате для умственно отсталых детей, а когда туда пришла комиссия, оказалось, что он там находился по ошибке. Ведь в Украине распределение детей-сирот происходит по принципу: где есть место, туда и отправляют. Государство направляет в интернаты осиротевших умственно отсталых малышей, а также детей с физическими недостатками. И всем им, независимо от потребностей, предоставляется одинаковый комплекс социальных услуг.

Когда Стасу исполнилось 18 лет, статус умственно отсталого ребенка с него сняли, он получил аттестат Домбоковской школы-интерната об окончании неполного среднего образования, хотя не умел даже читать и писать. Однако как человек, достигший совершеннолетия, должен стать самостоятельным гражданином Украины, обязан найти себе работу, своими силами устроиться в жизни. Его выставили за порог интерната, хотя по уровню социализации парень отвечал уровню пятилетнего ребенка.

Стас скитался, пока сотрудники службы по делам детей Мукачевского городского совета не предоставили ему место в общежитии. Больше ничем помочь сироте не смогли, ведь по закону он - "уже не их". Если бы не волонтеры из Мукачева, умер бы от холода и голода, поскольку у него не было ни одежды, ни денег, за которые можно прокормиться. Иногда кто-то из добрых соседей приносил ему что-то поесть. Несмотря на это, Стас отказывался возвращаться в интернат для умственно отсталых детей, на чем настаивали представители соцслужб и администрации общежития. Ведь им было легче признать его недееспособным, предоставив койку в специальном учреждении, трехразовое питание и пенсию в 800 грн, чем дать путевку в полноценную взрослую жизнь.

К счастью, на жизненном пути Стаса встретились люди, небезразличные к его судьбе. Несмотря на множество бюрократических преград, занялись оформлением всех необходимых документов: от справки из военкомата - до регистрации по месту жительства. Парень прошел медосмотр, во время которого врачи обнаружили у него тяжелую форму воспаления легких и сразу же направили на лечение в стационар, откуда он вышел здоровым, но, опять-таки, без малейшей перспективы на будущее.

- Нет, не потому, что он сирота, а потому, что умственно отсталый сирота, - говорит сотрудница Центра правовой информации и консультации в городе Мукачево Наталья Козырь. - А такие люди Украине не нужны, ведь их ни на обучение, ни на работу не берут. Поэтому мы разработали план социализации Стаса: занимаемся с ним несколько раз в неделю украинским языком и литературой, учим писать, читать и просто жить. Он здоровый (правда, очень худой), веселый, разговорчивый мальчик. У него появился смысл жить дальше.

К сожалению, в Украине сложилась система, по которой детей-сирот сначала направляют в интернаты, ставя им диагноз "умственно отсталый", где они не развиваются, а лишь деградируют. Потом им выдают аттестат об окончании средней школы. И прицепиться ведь не к чему: все по закону! Затем возникает замкнутый круг, когда ребенок, которого отдали с первых лет его жизни в интернат, живет там до смерти.

- Такой сценарий удобен для работников интернатов, поскольку уменьшение количества воспитанников тянет за собой сокращение койко-мест, а значит, и персонала таких учреждений, - объясняет директор программы "Верховенство права" Международного фонда "Відродження" Роман Романов. - Вся эта система работает, прежде всего, на себя. Она монополизировала право на образование, воспитание, социализацию и реабилитацию детей-сирот, но не выполняет своих обязательств и продуцирует клиентов для интернатов для взрослых.

- Тем не менее, самой большой проблемой этой системы является ее закрытость для общества, - отмечает юрист и волонтер Благотворительного фонда информационных и образовательных инициатив "Развитие" Мирослава Пилипчинец. - Ведь долгое время осуществлять общий надзор над работой таких учреждений имели возможность лишь работники прокуратуры, делавшие это довольно формально, не интересуясь деталями жизни воспитанников интернатов. Нормальным считалось, когда детей-сирот, проявлявших чрезмерную активность и не желавших повиноваться суровым порядкам таких учреждений, направляли в психиатрические больницы, где лечили от несуществующих психических расстройств. Разрешение на это, иногда даже без осмотра будущих пациентов, а только по сопроводительным документам, давала психо-медико-педагогическая комиссия того или иного региона страны. Жертвой таких порядков неоднократно становился и Стас Деметра.

Предотвратить это, по мнению адвоката, председателя Судебной ассоциации Украины "Фонд содействия правосудию" Екатерины Тарасовой, возможно лишь благодаря усилению общественного контроля над воспитанием, обучением, социализацией и реабилитацией детей в интернатах. Следует в целом изменить отношение общества к таким детям.

Всего в Украине, по данным Харьковского института социальных исследований, 55 детских домов-интернатов, подведомственных Министерству социальной политики Украины, и 687 школ-интернатов, которые опекает Министерство науки и образования. По информации Министерства социальной политики, в Украине 95,5 тыс. детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы. Из них 20 тыс. находятся в интернатах.

Охватить такое количество детей-сирот мониторинговыми визитами решили представители Ассоциации независимых мониторов, работа которых стала возможной благодаря внедрению в конце прошлого года в Украине Национального превентивного механизма. Затем они получили возможность наведываться без предупреждения в "места несвободы" разных типов, в частности, и в интернаты.

- Нам удалось не только собрать и сделать достоянием гласности информацию о состоянии соблюдения прав человека и гражданина в указанных учреждениях, но и обнаружить ряд нарушений, - говорит директор Ассоциации независимых мониторов Андрей Черноусов. - Чтобы коренным образом изменить ситуацию, к этому делу нужно привлечь как можно больше небезразличных людей. Также следует разработать стандарты предоставления социальных услуг в учреждениях такого типа, которых бы обслуживающий персонал строго придерживался. Только такой шаг сделает возможным выделение разных специализаций, что позволит более "адресно" подходить к проблемам каждого ребенка. А это крайне важно в нынешней ситуации, когда заметно затягивается запланированный властью переход от устаревшей интернатной системы к воспитанию в домах семейного типа.