UA / RU
Поддержать ZN.ua

Выпрями спину, сынок!

Письмо первокласснику.

Автор: Екатерина Гольцберг

Да, сын, это школа - новая украинская школа! Да, она находится вот в этом не новом, но добротном здании, но это не главное, сынок.

Главное, что тут есть традиции и люди. Запомни, что в школе главнее всего - люди. Именно люди могут сделать школу прекрасным местом для развития, и именно они могут извратить любые традиции, даже самые лучшие. От людей в школе зависит все: и то, как ты себя будешь чувствовать, и то, как ты будешь учиться, и то, будешь ли ты это все любить и помнить.

Я не помню ни свое первое сентября, ни своих первых два класса. У психологов это называется вытеснение. Наверное, это случилось потому, что мне сначала не слишком повезло - моя первая учительница очень любила свою работу, но не очень любила детей. Нет, она, конечно, улыбалась нам, потому что так ее, видимо, учили в пединституте, но за ее улыбкой не было любви. Любить абстрактных детей очень трудно, сынок, поэтому важно любить конкретных. Те, кто любит детей абстрактно, чаще становятся заслуженными. А те, кто любит конкретных, пусть даже непростых, бедовых, неспокойных, заслуживают любовь и признание, которые мы проносим через года. Таких учителей не забывают, впрочем, ужасных тоже помнят.

Да, я очень хорошо помню ее улыбку: она улыбалась, даже когда ругала детей. Это невыносимая штука, когда тебя ругают улыбаясь. Какой-то удивительный вид лицемерия, когда чувств человека ты не различаешь, и картинка абсолютно не соответствует содержанию. Это, сынок, называется когнитивный диссонанс. Это такая разница между тем, что видишь, и тем, что ощущаешь. Она разрушает в тебе веру в людей, она нарушает понимание чувств другого человека и тоже учит детей лицемерию. Лицемерие - это отвратительно, сынок. Поэтому ты имеешь право злиться, плакать, радоваться и смеяться всегда, когда у тебя для этого есть повод. А поводов для разных чувств в школе будет предостаточно!

Я не хочу, чтобы мое первое впечатление о моей школе влияло на восприятие тобою твоей, и я никогда не буду говорить о твоих учителях без уважения, которого заслуживают люди, выбравшие для себя труд - учить чужих детей. Но это никогда не будет единственным основанием для уважения, и я всегда найду аргументы сказать человеку, который ошибся в выборе профессии, что он занимается не своим делом.

Я очень хорошо помню свои чувства, когда я наконец-то перешла в другую школу (кстати, это не так страшно, как кажется многим детям) и начала абсолютно новую школьную жизнь со своей настоящей первой учительницей. Помню, что мой самый первый разговор с ней в третьем классе был о театре. Потом у нас было очень много личных диалогов, но этот разговор я буду помнить всегда. Кстати, если вам повезло вести личный диалог с учителем не на тему школьных уроков, то вам уже повезло с учителем! А тогда я была под впечатлением, потому что мной и моими увлечениями впервые интересовался адекватный взрослый человек, кроме мамы, и интересовался он искренне и не предвзято. Интересовался, как ни странно, моим наивным детским мнением, а не тем, почему я опоздала на урок, сделала ли я домашнее задание и хорошо ли выучила стихотворение Лермонтова. Говорить со взрослыми на равных - это большая удача, потому что не все взрослые осознают ценность ребенка как думающего человека, и детям приходится пылко отстаивать свое право на уважение. Мне очень хочется, чтобы тебе повезло на таких взрослых, и чтобы в погоне за желанием быть удобным и хорошим ты не растерял свои чудесные мысли и свои невероятные фантазии о мире.

Да, сынок, в школе тебе придется часто доказывать не только теоремы по геометрии, но и то, что ты прав. Не бойся высказывать свое мнение, но не будь непереносимо упрямым, если ты все-таки понял, что не прав. Иногда важнее сохранить отношения, а не правоту. Я верю, что тебе попадутся учителя, которые тоже умеют признавать свои ошибки, и это станет лучшим доказательством, что они действительно живые люди.

Учись, сынок! В школе действительно важно учиться. Особенно учиться думать. То, что ты сможешь "загуглить", никогда не будет ценным. То, что ты придумаешь, сделаешь, изобретешь или решишь сам, в будущем обретет для тебя смысл. Потому что самое важное в жизни - это связи. Хорошие нейронные связи! Они формируются всегда, когда ты что-то делаешь - двигаешься, думаешь, играешь, творишь. Эти невидимые провода всегда придут тебе на помощь, если ты будешь ими пользоваться ежедневно. Ведь то, что не используется, то атрофируется. Пользуйся своим мозгом, и он по первому требованию будет готов к невероятным открытиям и решениям! Его возможности - безграничны.

Тебя всегда будут соблазнять мысли о знаменитых троечниках, которые бросили Гарвард и удивительным образом поднялись до высот топ-бизнеса. Но запомни: для того чтобы бросить Гарвард, в него сначала нужно поступить. Ставь себе большие цели!

В школе, как и в жизни, важно не бояться просить о помощи и научиться помогать другим людям, но только тогда, когда они нуждаются в этом. Это не простая задача - понять и отличить, в чем реальная потребность человека, который рядом с тобой. К сожалению, люди умеют врать. И взрослые тоже. Научиться различать истинное от ложного - порой более сложная задача, чем решать квадратные уравнения, поэтому важно научиться не только думать, но и чувствовать. Эмоции не только раскрашивают нашу жизнь, но и помогают быть человеком. Не бойся своих эмоций, они отлично помогают понимать чужие чувства. Будь внимателен к людям, даже если они того не заслуживают. Это нужно не им - это нужно тебе.

Я верю, что школа принесет тебе много новых друзей, и среди них будут не только дети, но и взрослые. Взрослые, которые умеют быть друзьями детям, невероятно ценны, - ты поймешь это и, надеюсь, оценишь. Береги дружбу! Я уверена, ты найдешь в школе таких друзей, дружбу с которыми сможешь пронести через всю жизнь, несмотря на то, что изначально вас связывает лишь место прописки и случайный жребий в выборе класса. Поверь, нам очень важны люди, чьи взгляды и образ мыслей формировался в тех же условиях, в которых росли мы. Мы очень ценим свои воспоминания о детстве, каким бы сложным или легким оно не было.

Я надеюсь, что судьба не столкнет тебя с буллингом и травлей ни в качестве жертвы, ни в качестве агрессора. И тем более я бы не хотела, чтобы ты стал пассивным свидетелем того, как обижают других людей. Не молчи тогда, когда не можешь молчать. Иногда один человек, один голос, одно слово может решить очень многое. Даже если тебе страшно, ты сможешь найти в себе силы на справедливость. Ты должен уметь заступиться за себя и за тех, кто слабее. А для этого ты должен быть сильным и духом и телом.

Если слово "должен" кому-то режет слух, то они могут прикрыться фиговым листочком ложной толерантности. Но это не наш путь, сынок. Ты из семьи правдолюбов, а значит, тебе будет больно тогда, когда ты будешь видеть чужую боль. Живым душам всегда больно, когда на их глазах чинится зло. Важно не бояться называть вещи своими именами: насилие - насилием, предательство - предательством, травлю - травлей. И учиться им противостоять. Ты имеешь право на справедливость. А мы с папой будем рядом.

Я всегда буду уважать твои секреты и твою личную жизнь, а ты сможешь мне рассказывать о школе только то, что посчитаешь нужным. Но я буду очень ценить твое доверие, если заслужу его.

Кстати, я не хочу ничего делать вместо тебя. Ты сам будешь рисовать и делать поделки, лепить и вырезать, а если ты понесешь в школу что-то сделанное моими руками, то это будет только на выставке "Творчество наших родителей". Мы не будем никогда лгать, что это сделал ты, если ты этого не делал. Но я всегда помогу и поддержу тебя там, где тебе будет трудно. В школе иногда должно быть трудно - в этом состоит правда жизни. Если тебе всегда будет легко, ты слишком быстро потеряешь интерес к учебе, и вообще к жизни, но если тебе всегда будет трудно, ты перестанешь учиться и развиваться. Мы обязательно найдем с тобой золотую середину и будем отмечать все твои победы.

Я очень надеюсь, что тебе не нужно будет писать нелепые рефераты и компилировать чужой труд, и ты научишься уважать авторское право, которое защитит и твои интеллектуальные достижения, и твое творчество от тех, кто с этими правилами до сих пор не знаком. Ты можешь дать списать, чтобы прослыть "добреньким", но ты обязательно столкнешься с последствиями воровства, особенно если будешь списывать сам. Я верю, что твои учителя тоже способны на творчество и не списывали методички. Я уверена, что они будут всегда интересоваться тем, что сделал именно ты, и помогут мне разглядеть твои таланты, если у меня не хватит собственной мудрости их обнаружить. Я обещаю, что внимательно прислушаюсь к их пожеланиям, но только ты сам сможешь решить, насколько тебе важно и интересно заниматься именно этим делом.

Да, огромное количество вещей в жизни, сынок, ты будешь выбирать сам, а пока что мы с папой выбрали тебе школу и верим, что не ошиблись.

Выпрями спину, сынок! Когда ты сидишь за партой, у тебя нет поводов пригибаться!