UA / RU
Поддержать ZN.ua

Воспитать читателя

Крайне важно, чтобы родители и учителя обращали внимание не только на то, как заставить детей прочитать хотя бы необходимую программную литературу, но и на то, как воспитать детей, которые будут читать по собственному желанию.

Автор: Оксана Билык

В 2013 г. Институт образования университетского колледжа Лондона представил результаты лонгитюдного исследования, подтвердившие практическую пользу от чтения ради удовольствия. Изучив школьные достижения 6 тыс. подростков, ученые Элис Салливан и Мэтт Браун пришли к выводу, что дети, читавшие часто для собственного наслаждения, показали более высокий уровень знаний в лексических, орфографических и даже математических тестах. Более того, положительное влияние чтения для удовольствия на умственное развитие и образование подростков оказалось куда вагомее, чем уровень родительского образования, и важнее социоэкономического положения семьи. Поэтому крайне важно, чтобы родители и учителя обращали внимание не только на то, как заставить детей прочитать хотя бы необходимую программную литературу, но и на то, как воспитать детей, которые будут читать по собственному желанию.

Пути и методы воспитания идеального читателя, относящегося к книге как к приятному досугу, уже давно интересуют издателей и библиотекарей - тех, кто непосредственно сталкивается с детьми (да и со взрослыми), игнорирующими печатное слово. Чем больше людей будут постоянными потребителями книжной продукции, тем лучше будут чувствовать себя издательская и библиотечная сферы, тем культурнее и образованнее будет становиться нация. Впрочем, усилия соответствующих заведений и профессиональных объединений по приобщению детей к чтению кажутся на сегодняшний день напрасными. Многочисленные исследования, подтверждающие пользу чтения для всех возрастных и социальных групп, радуют книгоманов, но никоим образом не влияют на читательское поведение населения в целом. Причина проста - на любовь ребенка к книгам кроме родителей может повлиять разве что счастливый случай. Так что если у вас есть дети и желание научить их читать для удовольствия, начинать надо буквально с пеленок.

Играйте с книгами

Сложно представить себе читателя, которому едва исполнилось полгода-год. Впрочем, издатели уже поняли, что заинтересовывать ребенка книгой нужно как можно раньше, даже если он будет слюнявить ее, жевать, бросать на пол. Самые простые книжечки из ткани, картона, резины, других, стойких к детской активности, материалов выполняют важную функцию - знакомят малыша с самой идеей и формой книжки.

Детям чуть постарше по душе уже другие разновидности книжек-игрушек. И не столь важно, будут ли они с музыкой, объемными изображениями или из непривычных материалов, главное, что они показывают: книга - это интересно, весело, это приносит удовольствие. Конечно, если оставить грудничка или двухлетнего ребенка один на один с книгой, пусть даже самой качественной и интересной, любовь к чтению самая собой не воспитается. Но если родители участвуют в играх с книжкой, читают ее или комментируют изображение - это выделяет общение с книгой в отдельный вид досуга.

Читайте сами

Важная причина снижения интереса к чтению среди молодежи и детей - отсутствие у них соответствующей модели поведения. Начиная с 90-х прошлого века, когда сложные экономические условия заставляли родителей работать сверхурочно, на нескольких работах, не оставляя им времени на отдых и полноценное общение с детьми, в Украине вырастают поколения, не видевшие своих родителей за чтением. Дети подражали и копировали разнообразные бытовые ситуации, но не имели возможности скопировать ситуацию "родители читают книгу". И когда через несколько лет взрослые начинали заставлять детей читать заданные в школе тексты, школьники делали это весьма неохотно. Дети тонко чувствуют лицемерие: "если родители говорят, что читать полезно и интересно, так почему не читают сами?".

Чтобы воспитать человека, который будет получать удовольствие от чтения, родители должны сами по возможности чаще брать в руки книгу. Наблюдая за тем, как мама и папа целиком погружаются в чтение, дети осознают этот процесс как интересную "взрослую" деятельность и стараются подражать ей даже тогда, когда еще сами не знают азбуки. Двух-или трехлетний ребенок может взять в руки книгу, в которой не понимает ни слова, перевернуть ее вверх тормашками и сделать вид, что читает, только в том случае, если он видел, как это делают взрослые. Потому вполне логично, что когда современные родители на досуге "прикипают" к планшетам и смартфонам, то и дети особое любопытство проявляют именно к этим развлечениям.

Высший пилотаж в процессе воспитания активного читателя - листать книги, прячась от ребенка, вербализуя свое увлечение чтением: "Поиграй немного сам/сама, я хочу почитать". Или даже читать ночами, чтобы малыш застал вас врасплох. Эти ухищрения сразу ставят чтение на одну ступень с такими интересными и недоступными "взрослыми" развлечениями, как забивание гвоздей, разжигание огня, компьютерные игры, и открывают волшебный путь в мир литературы.

Для детей школьного возраста активное читательское поведение родителей может проявляться в сравнении фильмов с книгами (в пользу последних, конечно) и употреблении в повседневных разговорах выражений, связанных с чтением: "я такую интересную вещь прочитал", "я когда-то читала, что…", "с ней всегда интересно, потому что она много читает" и т.п. Это покажет, что книга - это намного больше, чем школьное задание, и что во взрослом мире тоже читают книги и высоко ценят начитанных собеседников.

Читайте детям

Чтобы гарантировать ребенку удовольствие от книг, нужно, чтобы он научился наслаждаться ими еще до того, как начнет читать сам. Зная, что интересные истории берутся не только из телевизора или компьютера, но и из книг, ребенок, чтобы развлечься, будет обращаться к ним и в старшем возрасте. Американские исследования 80-х, подытоженные в докладе Комиссии по вопросам чтения "Стать нацией читателей" (Becoming a Nation of Readers, 1985), доказали, что чтение детям вслух является ключевым фактором для успешного чтения в будущем. Если подходить к чтению книг сознательно, можно не только легко обогатить лексику ребенка, объясняя ему незнакомые слова, но и развить его логику и фантазию совместным придумыванием отличающихся от книжных приключений героев. А "вечерняя книжка" помогает родителям после работы компенсировать таким образом отсутствие полноценного общения днем: истории из сказок и рассказов дают возможность обсудить с ребенком его проблемы, желания, тревоги, мечты, страхи.

Впрочем, не следует ожидать, что совместное чтение - это некая тихая семейная идиллия. Детям дошкольного возраста сложно концентрироваться, и вместо того, чтобы тихонько слушать интересную сказку, малыш может вертеться, перебивать, теребить книгу и даже порвать страницу. Чем меньше ребенок, тем больше игровых элементов должны обогащать любую его "деятельность". Если не собираетесь убаюкать малыша монотонностью, то, читая, обращайтесь к маленькому слушателю, задавайте ему вопросы по поводу услышанного, сами комментируйте и ребенка просите комментировать сюжет и поступки персонажей. Здесь незаменимы издания с игровыми элементами, яркими иллюстрациями и книжки-игрушки.

Еще одно испытание для взрослых - это когда ребенку понравилась какая-то одна книжка, и он просит читать ее каждый день. Малышей привлекает предсказуемость знакомого сюжета, и они охотно слушают одну и ту же сказку десятки раз, доводя родителей до исступления. Дети запоминают такую книжку дословно и даже в полусне не позволяют усталому чтецу пропустить или изменить даже строчку. К счастью, пылкая любовь к одной книге рано или поздно угасает в пользу другой, а родители могут тешить себя тем, что их ребенок в три года знает наизусть "Фарбованого лиса" или "Сказку о рыбаке и рыбке".

Дайте шанс полюбить книгу

Среди взрослых, которые не расстаются с книгой, найдутся и такие, которых в детстве никто не заинтересовывал чтением. Может ли любовь к книгам родиться сама, без вмешательства родителей? Да, но только при одном условии: ребенку в соответствующем настроении в нужное время в руки попадет нужная книжка. Это может произойти как случайно (например 11-летнему мальчику в санатории, где скучно и нечем заняться, библиотекарь предложит "Приключения Калле Блюмквиста" Астрид Линдгрен), или же на дачном чердаке в дождливую погоду 8-летняя девочка найдет "Говорящий сверток" Джеральда Даррелла. Но такой случай могут создать и сами взрослые, обеспечив ребенку свободный доступ к большому количеству хороших детских художественных и познавательных изданий различной тематики. Главное - не делать из книги наказание, не заставлять читать и ни в коем случае не противопоставлять книгу другим удовольствиям. "Отлипни от компьютера, лучше почитай" - самый плохой из возможных родительских советов.

Как видите, чтобы воспитать влюбленного в книгу читателя, придется приложить немало усилий. Но они вернутся в виде умения хорошо формулировать свои мысли и критически мыслить, лучшей успеваемости в учебе. А если заглянуть еще дальше - любовь к чтению поможет вашему ребенку сохранить в старости здравый смысл дольше тех, кто так и не научился получать удовольствие от книги. И это - уже научно доказанный факт.