- …Три месяца на работу устроиться не может! - негодует киевлянка Елена Сергеевна, мама 24-летнего Олега. - Зарплату предлагают - курам на смех! Две с небольшим тысячи в месяц - разве ж это деньги? Ну и что, что опыта у него нет. А диплом? Да мы за высшее образование сына 40 тысяч отдали! Не идти же юристу торговать газетами?
Заявления о том, что в стране нет работы, звучат с определенной периодичностью как на общегосударственном, так и на бытовом уровне. Как правило, чаще всего о печальном положении трудовых дел заговаривают в периоды экономических шаткостей и социальных кризисов. Впрочем, как показывает практика, даже в самые смутные, казалось бы, времена и рекрутинговые агентства, и всевозможные ресурсы с отметкой "работа" не закрываются. Даже наоборот - пополняются за день сотнями новых и новых вакансий.
Так что же происходит в сфере трудоустройства? Вакансий действительно нет, или…. молодежь банально не желает работать?
Харьковчанка Юлия - экономист. Три года назад она получила соответствующий документ об образовании. Но дальше кратковременных трудоустройств на два-три месяца и биржи труда ее карьера экономиста пока не продвинулась.
"Понимаете, везде нужен опыт работы, - объясняет ситуацию Юля. - Как минимум - год, желательно - три. Единственное, что могут предложить, - должность помощника, ассистента. Перекладывать бумажки за полторы тысячи не особо хочется. Не знаю, может, переучусь на массажиста. Говорят, они неплохо зарабатывают".
Найти свое место под солнцем профессий не может и 28-летний Геннадий из Запорожья. Со слов парня, окончить филфак ему пришлось по уговору родителей - преподавателей одного из запорожских гуманитарных вузов. Работать в школе Геннадий может, но… не хочет. С одной стороны, его захватывают компьютеры, с другой - игра на гитаре. Все попытки устроиться на работу ограничиваются испытательным сроком. Родители сына к производственным обязательствам не принуждают. Верят, что "ребенок" (!) сам должен найти свое место в жизни. Демократия со стороны мамы-папы устраивает и Геннадия. С полной родительской самоотдачей они одевают его, обувают, не лишая и карманных денег.
Более семи лет в творческом поиске находится и 30-летний Андрей из Винницы. Получив диплом архитектора, он вдруг понял, что чертить и проектировать - не его удел. Конечно, если бы предложили возглавить конструкторское бюро или должность профильного топ-менеджера в какой-нибудь известной билдинговой компании, - не было бы и сомнений. А так… Редкие заработки Андрея сосредоточены на чертежных "халтурах" для лоботрясов-неучей и студентов-заочников. Благо, родители с пониманием относятся к трудностям сына, надеясь, что через год-два он все-таки определится с работой. Несмотря на преклонный возраст, они трудятся одновременно на двух работах. Плюс - дача урожаем "вытягивает". Кормить ведь приходится не только себя и сына, но и невестку (жену Андрея), и пятилетнюю внучку.
Итак, мы столкнулись с двумя важными аспектами, выступающими весомыми "но" в вопросах поиска работы. Это отсутствие нужного опыта (то есть гарантии экономических выгод от выполняемых функций) и так называемая творческая апатия, объясняющая нежелание человека трудиться в конкретно взятой отрасли, да и трудиться вообще.
Как показывает практика, опыт невозможен без опыта. И чтобы оперировать базой практических умений и навыков, необходимо эти навыки приобрести. Что невозможно без временных и творческих затрат, сопряженных с определенными финансовыми трудностями.
"Как правило, девять из десяти, подающих резюме с целью найти работу, заинтересованы не в приобретении нужного опыта в конкретной производственной отрасли, а в высокой заработной плате, - говорит Инна Литвиненко, директор одного из столичных кадровых агентств. - Преследуемая экономическая цель логична и понятна, но давайте посмотрим: а что специалист может предложить взамен, кроме диплома? В большинстве случаев - ничего".
Со слов Инны Литвиненко, первое рабочее место должно восприниматься соискателем как стартовая площадка, как интернатура, успешность которой повлияет на дальнейшее продвижение в профессии. "Как правило, директор машиностроительного завода начинал с простого автослесаря, менеджер дома моделей - со швеи, банкир - с клерка, - продолжает Инна Литвиненко. - Формула успеха американского миллиардера Уоррена Баффета (состояние 44 млрд долл.) началась с торговли жевательной резинкой и разноски газет. Майкл Блумберг (22 млрд долл.) подрабатывал парковщиком, Джон Стампф (19,8 млн долл.) - в пекарне. Именно осознанное отношение к процессу зарабатывания денег является залогом успеха и приумножения капитала.
Не сумев самостоятельно заработать первые деньги, человек никогда не научится их правильно тратить в будущем, когда карьерные вершины будут преодолены, и мир откроет перед ним многие профессиональные возможности. Более того, первое рабочее место - это "пробник", испытание себя. Кто знает, может, избранный путь - не для вас? Тогда не поздно переквалифицироваться".
Практика воспитания "из князи в грязи, чтоб снова в князи" - весьма популярна на Западе. Дети миллионеров, прежде чем стать компаньонами золотоносных предков и возглавить посты крупных финансовых институций, с младых ногтей трудятся официантами, грузчиками, кассирами, реализовывая тем самым право демократичного выбора профессии, право на независимость. Часто "народные" профессии являются финансовым подспорьем во время учебы в университете, академии, способом самовыражения, либеральным возгласом свободы на фоне консервативности взглядов именитых родителей. По мнению же последних, работая не головой, а руками, будущие наследники миллионов получают бесценные уроки "любви к деньгам", взаимность которой возможна благодаря лишь собственному труду. Труду тяжелому.
Как считают психологи, в народной педагогике славян (и украинцев в частности) заложены иные подходы к воспитанию детей, что продиктовано исторической, этнической особенностью формирования и проживания семьи, в которой дети, как правило, проживали с родителями. Забота о потомках - главная цель жизнедеятельности человека. Увы, порой эта забота перетекает из категории моральной в разряд материальной. "Выполняя определенную работу за ребенка, отнимая у него право на реализацию трудового обязательства, мы невольно искажаем его мировоззрение, превращая из человека любопытного и стремящегося - в ленивого и социально пассивного, - считает психолог Екатерина Фомина. - Вот и получается, что сначала мы убираем за ребенка игрушки, затем делаем за него уроки, а потом и работаем, выполняя свой родительский долг не до предусмотренных законом 18 лет, а пожизненно".
Воспитанию пассивности к работе, по мнению психолога, способствуют и такие форматы отношения со стороны родителей, как "сиди дома, еще наработаешься", "не для того мы тебя растили, чтоб ты за три копейки вкалывал". Имея минимальный родительский "соцпакет" в виде крыши над головой, одежды и куска хлеба, ребенок не чувствует надобности в профессиональном саморазвитии, потребности работать. Усиливают ситуацию социального эгоизма и так называемые "карманные деньги", источник которых не иссякает даже по достижению совершеннолетия. Правильно, зачем работать за полторы тысячи, если мама с папой дадут столько же просто так?
"К сожалению, нелюбовь к труду продиктована и так называемым равнодушием к приобретенной специальности, - говорит психолог Екатерина Фомина. - Это случается тогда, когда подросток за период учебы в школе был слабо профориентирован (иными словами, его не мотивировали к тому или иному виду деятельности, не породили желание быть врачом, космонавтом, комбайнером). Или же, профориентировали, но не в том направлении, не заметив заложенных талантов и склонностей, сделав акцент на отсутствующих способностях. Это бывает, когда профессию за ребенка выбирают его родители: "Будешь военным, как дедушка", "Пойдешь в медицинский, как тетя". Родители реализовывают тем самым свои мечты и грезы, но не стремления подростка. Как результат - потраченные время, творческие силы, деньги. И разочарование…".
Впрочем, уверены специалисты, любить работать, чтобы зарабатывать, можно научить. Воспитать. Для этого с первых дней своей осознанной жизни ребенок должен понимать, что каждый труд должен быть оплачен.
"У наших детей есть копилка: большая керамическая фигурка в виде зверушки, которая стоит на видном месте в их комнате, - рассказывает мама троих детей-погодок Светлана Киреева. - Копилку мы традиционно заводим перед началом нового учебного года. Разбиваем летом. Цель сбора средств - поездка на море". Со слов Светланы, дети (девяти, десяти и одиннадцати лет) знают, что финансовая возможность реализации из ежегодной заветной мечты - в их руках. Для этого они всячески стараются подработать и заработать, честно складывая "гонорары" в копилку. Конечно, всех собранных таким образом средств на отдых не хватит (за год в копилке собирается чуть больше тысячи гривен). Основную часть денег докладывают, разумеется, родители (муж Светланы занимается установкой металлопластиковых окон). Но дети ощущают себя полноправными бизнес-партнерами, испытывая тем самым и гордость, и материально-духовное удовлетворение.
"По сути, наши дети получают те же самые карманные деньги, но под иным "соусом", - продолжает Светлана. - Они принимают посильное участие во всех видах физического труда дома, на даче. Например, помогают с уборкой, мытьем посуды, прополкой сорняков. Деньги, как правило, небольшие (5-10 грн на каждого), но честно заработанные. Кроме того, здоровая конкуренция и соревнование, возникающие при выполнении заданий, способствуют развитию положительных трудовых и моральных качеств детей. Работая на общую цель, они поддерживают друг друга, не взваливая тем самым на себя круг обязанностей другого, а помогая…. Старший, Сергей, на днях вообще нас удивил. Принес в копилку 30 грн. Говорит, помог пожилой соседке убраться в ее гараже… Приятно".
Единственное, за что не получают "зарплату" в семье Светланы, - это школьные оценки. По ее словам, дети должны осознавать, что полученные знания - залог дальнейшего трудового успеха. К тому же, "платить" за хорошие оценки - чревато, уверена мама погодок. Это воспитывает в подрастающей личности материальный эгоизм, осознание того, что все продается и все покупается.
Светлане, похоже, повезло. Но что делать родителям, чьи дети не хотят работать?
Поздно воспитывать, когда дитя "лежит" вдоль кровати, гласит народная мудрость. К тому же, все возможные внутрисемейные конфликты на почве отсутствующего трудоустройства молодыми воспринимаются своеобразно по-философски: "я не просил (-ла) меня рожать. А коль родили - обеспечивайте".
По мнению психологов, довольно часто социально-трудовая пассивность наблюдается у обеспеченных людей, у тех, кто ни в чем не нуждается. Как правило, приносить пользу обществу они особо не стремятся, но если и готовы, то за весьма большие деньги и на красиво звучащей должности.
Поэтому первый шаг к разрушению стены "не хочу-не буду" - переоценка собственной родительской роли в отношении к повзрослевшему чаду.
"Методом беседы, приведения примеров и аналогий родители должны разъяснить дочери или сыну все преимущества жизни человека работающего, - рекомендует психолог Екатерина Фомина. - Можно применить сравнительные конструкции, такие как: "Работая, ты станешь самостоятельным, независимым", "Получая зарплату, сможешь снимать себе жилье и жить отдельно от нас", "Зарабатывая, сможешь оплатить учебу и стать адвокатом" и т.д. Акцент следует делать на том плодотворном позитиве, который появится у вашего ребенка с момента реализации его права на труд: "получишь желаемое, доселе не имея сего". Параллельно с этим важна популяризация личностной, социальной выгоды работающего человека, ведь не только ради денег он заведет трудовую книжку. Например: "Работая, ты заведешь себе новых друзей", "Среди коллег и единомышленников найдешь свою вторую половинку". Конечно, даже повзрослевшему ребенку важна ваша поддержка, ведь нежелание работать может быть итогом неудач при первичных попытках трудоустройства. Стоит также поинтересоваться подробностями условий работы. Этот оргмомент весьма важен и для самих родителей, которые смогут удостовериться, что их дочь или сын не станут жертвами нечестных работодателей, игнорирующих нормы КЗоТа".
Где же искать работу? Как правило, для этого существует несколько способов - биржа труда, газетные объявления, всевозможные сайты, агентства и круг знакомых. "Несмотря на официальную - но отнюдь не реальную - статистику по безработице (а это около 600 тыс. чел., что составляет менее 2% населения страны), рынок труда сегодня разнообразен, - продолжает Инна Литвиненко, директор кадрового агентства. - В топ-пятерку сфер по количеству вакансий входят IT-сегмент, маркетинг, продажи, страхование и производство. Что примечательно, работодатель делает выбор в пользу молодых специалистов и, в частности, сотрудников, способных работать много, по ненормированному графику, а также готовых к выполнению задач и функций сразу в нескольких направлениях. Нужно отметить, что во всех сферах прослеживается четкая тенденция к снижению требований к опыту работы. Самые ценные кандидаты, по мнению руководителей, - те, кто лоялен и весьма трудоспособен".
Со слов Инны Литвиненко, работодатель все больше нацелен взять на работу пусть подающего надежду, но потенциального специалиста, которого обучит и воспитает сам, "под себя". Впрочем, чтобы испытать свои производственные и творческие силы, начать следует с элементарного - официанта, секретаря-референта, курьера. Можно подобрать работу по нужному графику, вахтовому методу, сопрягая ее с учебой. Развивающаяся инфраструктура жизни и бизнеса нуждается в операторах колл-центров, гувернантках, наборщиках и оклейщиках.
Главное - у соискателя в поиске работы должно быть само желание работать! Посеять же зерно желания - обязанность родителей, семьи и школы. И сделать это надо так, чтобы не нарушить главный социально-экономический баланс осознания профессионального выбора: работа должна не только кормить, но и духовно удовлетворять. А значит - развивать.