Молодость - золотое время, мечтательно вздыхают люди постарше. Свобода, приключения, любовь и почти никакой ответственности - вряд ли кому-то не понравится такой набор. Но можно ли этими словами описать жизнь современного старшеклассника? Школа, репетиторы, курсы иностранного языка, подготовка к ВНО, экзамены - и в этот водоворот еще как-то нужно вместить друзей, любовь и общение с семьей. А еще добавьте мысли о будущем, поиск вуза - и вы получите крепкий эмоциональный коктейль, потребление которого порой приводит подростков в кабинет врача.
Лето между 10-м и 11-м классами - последний шанс детского отдыха для вашего ребенка. Впереди у него неимоверно трудный год, преисполненный стрессовых ситуаций и чрезмерных учебных нагрузок. Да и дальнейшая студенческая и взрослая жизнь редко будет давать возможность побыть хоть немного безответственным. Поэтому следует подумать о путевке в лагерь отдыха - место, где решения принимают другие.
Не хочу ничего решать
В мире, где, кажется, каждый хочет по возможности более широкой свободы выбора, довольно удивительно звучит тезис, что перекладывать контроль за свою жизнь на других может быть привлекательным. Однако мы постоянно видим взрослых людей, которые так и не научились брать на себя ответственность - за них важные решения принимают родители, муж или жена, друзья и даже телевизор. Психологи и социологи констатируют, что излишек возможностей снижает уровень удовлетворенности собственной жизнью, а необходимость ежедневно делать выбор служит причиной постоянных сомнений и разочарований - а что, если он мог быть лучшим?
Маленькие дети активно отстаивают право на собственные решения: что есть, что одевать, во что играть и куда идти. И с возрастом взрослые постепенно передают им такое право. Но уже у подростков мы часто видим, с одной стороны, активное непринятие родительского контроля, а с другой - поиск внешнего авторитета, решение которого молодой человек признает без критического осмысления. И уже от взрослых слышим вздохи: "Как же я не хочу ничего решать…". Конечно, полное лишение человека права выбора вызывает негативную реакцию в любом возрасте, однако временное перекладывание ответственности или, по крайней мере, делегирование ее части воспринимается преимущественно с облегчением.
Об отдыхе в детском оздоровительном лагере думают преимущественно родители учащихся младшей и средней школы, хотя возрастные ограничения многих заведений достигают 16–17 лет. Считается, что старшим подросткам будет скучно, что вряд ли для них наберется компания ровесников, а запланированные развлечения предусмотрены для младших детей. Уместнее для старшеклассников представляются учебные и зарубежные лагеря - и отпускать самих уже не страшно, и польза от отдыха будет. Но с точки зрения тайм-аута от психических нагрузок не так важно, чем именно будут заниматься подростки, важно, чтобы они смогли отвлечься от ежедневных недетских забот.
Режим безответственности
Смена в любом лагере предусматривает жизнь по графику, который может быть как крайне жестким, как в советское время, так и сравнительно либеральным - как сейчас. Однако время сна, меню в столовой, основной набор развлекательных, спортивных и образовательных мероприятий обычно определены заранее, и дети никоим образом на них не влияют. Свободного времени, которое подростки часто умудряются использовать себе в ущерб, в хорошем лагере тоже остается немного. Существование в таком режиме идет на пользу: пребывание на свежем воздухе, обязательная зарядка, отдых и продолжительный сон могут немного раздражать своей обязательностью, но все равно положительно влияют на самочувствие. Ночные посиделки с друзьями в соцсетях, поздний подъем и страсть к нездоровой пище придется отложить: воспитатели - не родители и на уступки не идут. Вместе с тем отдыхает и голова: никто не говорит о ВНО и поступлении, учебники и сборники тестов не мозолят глаза, а изучение английского больше похоже на игру.
"Я побывала в "Артеке" лишь один раз, в 16 лет, - вспоминает Аня, ныне аналитик международной корпорации. - Поехала туда в составе команды юных журналистов освещать кинофестиваль в местной газете. Кинофестиваль продолжался недолго, так что полторы недели мы жили вместе с теми, кто приехал сюда просто отдохнуть. Сначала меня ужасно раздражала необходимость подчиняться довольно жестким правилам: вставать, есть, гулять, развлекаться можно было лишь по команде. Я уже была достаточно самостоятельной - училась, подрабатывала, привыкла сама планировать свое время и свой досуг. А еще и эта ужасная одинаковая форма… Но уже через несколько дней я начала наслаждаться таким режимом. Мне едва ли не впервые в жизни ничего не надо было решать - просто слушаться. Я почти физически ощущала, как мой мозг покидали заботы и проблемы. Позже, когда началась работа на фестивале, было чрезвычайно трудно вернуться к нормальному состоянию, хотелось снова ни за что не отвечать. И знаете что? Я поняла: находиться под таким контролем - это что-то неправильное, а быть самостоятельной хоть порой и трудно, но однозначно лучше, чем безвольной".
Подростки, как и взрослые, нуждаются в психологической разгрузке, но, как и взрослые, часто не знают, как это делать. Алкоголь - не выход, старшеклассники хоть и могут напиться с друзьями, однако делают это, скорее, для новых ощущений, чем ради того, чтобы отвлечься от проблем. Да и для других развлечений, "прочищающих мозг", вроде прыжков с парашютом или камеры сенсорной депривации, у них еще нет денег, а родители редко задумываются о таких специфических нуждах своих полувзрослых отпрысков. Так что детский лагерь может стать единственной реальной возможностью снять напряжение перед непростым рывком во взрослую жизнь.
Через не хочу?
Впрочем, идея поехать в лагерь может не понравиться вашему ребенку, особенно если у него нет положительного опыта такого отдыха. Дома - друзья и компьютер. На отдыхе с родителями - развлечения и море. Даже в селе есть хотя бы знакомая компания. Принуждать подростка к чему-то - себе дороже, так что следует поискать лагерь с программой, отвечающей его интересам. Возможно, ребенку понравится идея волонтерских европейских лагерей - там можно поработать на раскопках замков или древних городов, сажать деревья, создавать туристические тропы, давить сок, организовывать фестивали. Как бонус к отдыху от учебной рутины - экскурсии и практика по иностранному языку, знакомство с культурой другой страны. Общение с ровесниками из других стран заставляет многих пересмотреть свои планы на будущее - кто-то захочет поступать, например, не в КНУ, а в Гумбольдтский университет Берлина, кто-то, наоборот, решит развивать подобные социальные и культурные проекты в Украине.
Еще можно попробовать объяснить ребенку, почему вы считаете именно такой отдых для него наилучшим, и, возможно, он с вами согласится. Ведь к озвученным аргументам можно добавить и опыт сосуществования (весьма полезный, если в вузе "светит" общежитие), и знакомство с новыми людьми (в закрытых сообществах единомышленники сходятся быстрее), и оценивание собственных сил (если подросток планирует стать педагогом или социальным работником). Пообещайте забрать ребенка домой, если ему не понравится пребывание в лагере, только договоритесь, что для адекватной оценки должно пройти хотя бы пять–шесть дней. И чаще всего категоричное "не хочу" превратится во "все хорошо, я остаюсь, вышлите деньги на экскурсии".
Если же вариант с лагерем не проходит ни под каким соусом, устройте своему подростку разгрузочное лето своими силами. Запланируйте общее путешествие, предусматривающее активный отдых и поменьше свободного времени, не задевайте ни одной из тем, связанных с учебой, поступлением или экзаменами. Если же их затронет сам ребенок, постарайтесь развеять его страхи и тревоги, научите нескольким приемам психологической разгрузки и вместе подумайте, как подготовиться к поступлению без неврозов и психосоматических заболеваний.