Странное дело, но в нашем прекрасном, современном, человекоцентрическом мире нам ежедневно приходится выкладываться на все сто, чтобы получить хотя бы крохи обещанных щедрот, в частности защищенность, благополучие и комфорт.
Мы боремся за звание лучшего работника, ответственного отца, успешной и независимой женщины, а в конце концов получаем переутомление, эмоциональное выгорание, апатию и депрессию. Психические расстройства постепенно становятся обычным явлением, поэтому вполне закономерно становится больше и предложений услуг психологов, астрологов, изотериков и даже психиатров.
По информации Минсоцполитики, по состоянию на 2017 г. в Украине 1,2 миллиона жителей (то есть свыше 3% всего населения) страдали психическими расстройствами. Наша страна несколько лет подряд занимает первое место по количеству психических расстройств в Европе - почти два миллиона украинцев ежегодно становятся пациентами психиатрических лечебниц.
Данные статистики поражают, особенно если понимаешь, что они сформированы на основании официальных обращений людей за медпомощью. А сколько больных предпочитают скрывать свой недуг?! И сколько пополнивших эту статистику на самом деле никогда не имели признаков психических расстройств, а были незаконно запроторены в психиатрические больницы "любящими" родственниками за спорные квадратные метры либо другие материальные ценности?!
Причины этого весьма просты.
Во-первых, в нашем обществе еще до сих пор сохраняется отрицательное отношение к лицам с психическими заболеваниями. Мы избегаем чудаковатых, будто боимся заразиться от них. Мы стыдимся близких и знакомых, которые хотя бы раз обращались к врачу-психиатру. Мы с натужной толерантностью смотрим на детей-аутистов, но предпочитаем видеть их в стороне от наших, так сказать, здоровых детей. Мы не воспринимаем психически больных как людей, а потому и не проникаемся их правами, условиями лечения и содержания. Мы два параллельных мира: сознательных и несознательных. Значит, визит к психиатру - это стыдно.
Во-вторых, сама лишь мысль о возможности попасть на лечение в психиатрическую больницу вызывает у большинства из нас панический страх, поскольку карательная психиатрия, к величайшему сожалению, это часть истории Украины. Все мы знаем об ужасных судьбах украинских диссидентов Анатолия Лупиноса и Леонида Плюща, с которыми безжалостно расправлялась советская власть в тогда еще Днепропетровской психиатрической больнице с суровым надзором под видом лечения вялотекущей шизофрении. Да и нынешние истории тех, кого содержат в украинских психиатрических больницах и психоневрологических интернатах, красноречиво свидетельствуют о систематическом нарушении прав людей с психическими заболеваниями, что нередко заканчивалось их трагической смертью.
Чего лишь стоит героическая борьба Марины Довгой против врачей Киевской городской психиатрической больницы №1 им. И.Павлова, куда она попала из-за преступного заговора ее матери и брата с врачами-психиатрами и где ее противозаконно подвергали принудительному лечению сильнодействующими психотропными препаратами, в результате чего последняя госпитализация без письменного согласия и решения суда закончилась ее смертью. Цена жизни - несколько тысяч долларов и квартира в Киеве. Так что визит к психиатру - это страшно.
Благодаря общественным активистам, журналистам и правозащитникам за последние несколько лет удалось добиться значительных законодательных изменений в сфере психиатрической помощи. Большинство из них направлены на защиту прав тех, кого отправляют на принудительное психиатрическое лечение, а также тех, кого могут признать или уже признали недееспособными.
Психическое здоровье человека - это тонкая грань между сознательным и несознательным, а для правового поля - это действия лица по осознанному согласию или же без согласия в принудительном порядке. В ситуациях, когда человек осознает свои проблемы со здоровьем, осознанно соглашается на осмотр у врача-психиатра, понимает свой диагноз, способы лечения и вероятные последствия, он имеет возможность согласиться или отказаться от дальнейшей амбулаторной либо стационарной помощи. Вместе с тем в случаях, когда психическая болезнь делает невозможным осознанное согласие, государство должно гарантированно защитить человека от возможных злоупотреблений со стороны заинтересованных лиц либо недобросовестных врачей.
Как помочь человеку, у которого есть признаки психического заболевания? Как обезопасить себя от злоупотребления со стороны близких родственников, партнеров по бизнесу, всех тех, кому вы мешаете по жизни?
Психиатрический осмотр
Есть осознанное согласие. Все начинается с психиатрического осмотра, который проводит врач-психиатр по просьбе или по осознанному письменному согласию лица, достигшего 14 лет.
Если осмотра требует лицо возрастом до 14 лет, то просьбу или письменное согласие дают его родители или другие законные представители. Когда один из родителей не соглашается на проведение осмотра либо когда родители ребенка отсутствуют, осмотр проводится по решению органа опеки и попечительства, которое утверждается не позднее чем на протяжении 24 часов с момента обращения другого законного представителя указанного лица в этот орган и может быть обжаловано в суде.
Если же есть необходимость осмотреть недееспособное лицо, которое по своему состоянию здоровья не способно высказать просьбу или дать осознанное письменное согласие, осмотр проводится по просьбе или по письменному согласию его законного представителя, который обязан сообщить об этом органу опеки и попечительства не позднее дня, следующего за днем предоставления такого согласия.
Нет осознанного согласия. Если осознанного согласия нет, психиатрический осмотр можно провести лишь по решению суда, принятому на основании рассмотрения заявления врача-психиатра. Такое заявление в суд врач может подать при наличии письменного обращения к нему родственников лица, которое подлежит психиатрическому осмотру, врача, имеющего любую медицинскую специальность, других лиц. Врач-психиатр составляет вывод с обоснованием такого осмотра и вместе с заявлением подает его в суд по месту проживания лица, которое следует осмотреть. Такое заявление суд должен рассмотреть на протяжении трех дней.
Без решения суда психиатрический осмотр можно проводить лишь в случае, когда полученные врачом-психиатром сведения дают достаточные основания к обоснованному предположению о наличии у лица тяжелого психического расстройства, вследствие чего он:
- совершает или проявляет реальные намерения совершить действия, представляющие непосредственную опасность для него или окружающих;
- не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности на уровне, который обеспечивает его жизнедеятельность;
- нанесет значительный ущерб своему здоровью в связи с ухудшением психического состояния в случае непредоставления ему психиатрической помощи.
Амбулаторная психиатрическая помощь
Есть осознанное согласие. В этом случае амбулаторная психиатрическая помощь предоставляется врачом-психиатром в том же порядке, что и психиатрический осмотр.
Нет осознанного согласия. Тогда амбулаторная психиатрическая помощь может предоставляться исключительно на основании решения суда по месту проживания лица, нуждающегося в таком лечении. Решение суда утверждается на основании заявления врача-психиатра, к которому прилагается вывод с обоснованием необходимости предоставить лицу такую помощь.
Суд должен рассмотреть такое заявление на протяжении 10 дней в присутствии лица, в отношении которого решается вопрос о предоставлении психиатрической помощи, с обязательным участием прокурора, врача-психиатра и законного представителя лица.
Важно! Предоставление лицу амбулаторной психиатрической помощи в принудительном порядке может быть прекращено по решению суда об удовлетворении заявления лица или его законного представителя о прекращении предоставления лицу амбулаторной психиатрической помощи в принудительном порядке. Такое заявление в суд лицо, которому предоставляется амбулаторная психиатрическая помощь, или его законный представитель могут подать спустя три месяца со времени принятия судом решения о предоставлении или продолжении предоставления такой помощи.
Госпитализация лица в заведение по предоставлению психиатрической помощи
Есть осознанное согласие. В этом случае амбулаторная психиатрическая помощь предоставляется врачом-психиатром в том же порядке, что и психиатрический осмотр.
Нет осознанного согласия. Принудительная госпитализация лица возможна по решению врача-психиатра, если его обследование или лечение возможны лишь в стационарных условиях, и при установлении у лица тяжелого психического расстройства, вследствие чего оно:
- совершает или проявляет реальные намерения совершить действия, представляющие непосредственную опасность для него или окружающих;
- не в состоянии самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности на уровне, который обеспечивает его жизнедеятельность.
На протяжении 24 часов со времени госпитализации такое лицо подлежит обязательному осмотру комиссией врачей-психиатров учреждения по предоставлению психиатрической помощи для принятия решения о целесообразности госпитализации. В случае если госпитализация признается нецелесообразной и лицо не высказывает желания остаться в учреждении по предоставлению психиатрической помощи, это лицо подлежит немедленной выписке.
Если госпитализация целесообразна, представитель заведения по предоставлению психиатрической помощи, в котором находится лицо, на протяжении 24 часов с момента госпитализации направляет в суд по месту расположения заведения по предоставлению психиатрической помощи заявление о госпитализации лица в заведение по предоставлению психиатрической помощи в принудительном порядке.
Суд рассматривает такое заявление на протяжении 24 часов в присутствии лица, в отношении которого решается вопрос о предоставлении психиатрической помощи, с обязательным участием прокурора, врача-психиатра, представителя заведения по предоставлению психиатрической помощи, который подал заявление, и законного представителя лица. Если состояние здоровья лица, в отношении которого рассматривается вопрос о принудительной госпитализации, не позволяет ему присутствовать в зале суда, заседание проводится в режиме видеоконференции.
Руководитель заведения по предоставлению психиатрической помощи обязан немедленно сообщить о госпитализации лица членам его семьи, другим родственникам или его законному представителю.
Как видим, все вопросы, связанные с принудительным предоставлением психиатрической помощи, должен рассматривать суд, при обязательном участии самого лица, в отношении которого решается этот вопрос.
Это крайне важные изменения, расширяющие круг тех "сознательных" лиц, оценочные суждения которых будут иметь решающее значение для дальнейшей судьбы лица, которое за свои неосознанные действия в дальнейшем будет получать помощь таким лекарством, которое может сделать его постоянным пациентом врачей-психиатров. "Несознательные" в конце концов получили право высказать свое несогласие с диагнозом и методами лечения, а также подробно рассказать о подлинных намерениях тех, кто так настойчиво заботится о них. Суд, в свою очередь, обязан обеспечить неотложное проведение судебно-медицинской экспертизы и инициировать перед правоохранительными органами досудебное расследование по всем фактам, которые покажутся ему подозрительными во время внешнего осмотра лица, в отношении которого рассматривается вопрос о принудительном психиатрическом лечении, или когда такое лицо сообщает обстоятельства, которые могут свидетельствовать о нарушении его прав.
И даже несмотря на такие положительные изменения в законодательстве, психиатрическая помощь все еще остается зоной риска и злоупотреблений со стороны именно врачей-психиатров, из-за резолюции которых кто-то может навсегда остаться в "несознательном" мире "сознательных".
Свое путешествие по сетям украинской психиатрии закончу цитатой из романа Ф.Достоевского "Идиот": "Сочувствие является главным и, наверное, единственным законом бытия всего человечества".