UA / RU
Поддержать ZN.ua

Школы разные нужны

Школьная реформа, которая вот-вот зашагает по стране, вызывая резонанс и противоречивые ощущения, все-таки состоится. Поэтому родители, которых она буквально застала врасплох, встревожены, а значит, находятся в поиске более удачной формы получения знаний для своих детей.

Автор: Екатерина Гольцберг

Школьная реформа, которая вот-вот зашагает по стране, вызывая резонанс и противоречивые ощущения, все-таки состоится. Поэтому родители, которых она буквально застала врасплох, встревожены, а значит, находятся в поиске более удачной формы получения знаний для своих детей.

Увы, современная система образования в нашей стране имеет недифференцированный подход к детям, что обеспечивает ребенку перманентный стресс в процессе обучения, который по большому счету нужно решать не изменением школьной программы, а глобально меняя педагогические техники и подходы к подаче информации. А это означает, что придется либо менять, либо обучать новым подходам педагогов, которые непосредственно учат детей школьным предметам. На мой взгляд, не важно, будет ли теперь изучаться таблица умножения во втором или в пятом классе, важно, как она будет изучаться, какие методы обучения будут использоваться, и будет ли это эффективно. То есть основным вопросом образования должен стать не вопрос "что учить?", а вопрос "как учить?", чтобы знания были полезными, практически применимыми, востребованными и интересными. Чтобы ребенок, получая эти знания, чувствовал себя комфортно, проявлял интерес и в результате усваивал то, что предполагает школьная программа, избегая по возможности стрессовых ситуаций. Иначе традиционное образование потерпит крах в силу своей невостребованности.

Уже сегодня рынок образовательных услуг предлагает достаточно широкий спектр всевозможных программ обучения, которые не предполагают посещение традиционной школы.

И в этом разнообразии стоит разобраться. Но начнем с традиционных.

1. Очная школа. Как правило, если вы говорите, что ваш ребенок "ходит в школу", то подразумеваете, что он ходит в традиционную очную школу, где есть классно-урочная система обучения, учитель и класс (ученики). Такая система обучения была уже в эпоху античности и, по сути, не так уж и сильно изменилась. Традиционно в очной школе занятия разбиты на отдельные предметы - уроки, и обязателен систематический контроль знаний, что, в конце концов, и сделало такую школу зависимой от показателей успеваемости ее учеников. Чем выше такие показатели, тем востребованнее школа.

Существует огромное количество рейтингов, которые в основном строятся не на показателях школьного комфорта, а на рейтингах показателей ВНО, что, как правило, не всегда соответствует реальным знаниям, полученным именно в школе. Почему? Да потому что огромная часть нагрузки по освоению знаний в таких школах ложится не на школьных учителей, а на репетиторов, которые к конкретной школе не имеют отношения. Поэтому часто (не всегда!) рейтинг по ВНО - это рейтинг родительских денег, потраченных на репетиторов.

Необходимость постоянного контроля и оценки знаний и вносит стрессовый фактор в любое обучение. Формы контроля знаний в школе, которую прошли практически все нынешние взрослые, выглядят как ответы у доски, самостоятельные, контрольные, а теперь еще и тестовые контрольные задания. Увы, но не все дети способны адекватно справиться со стрессом во время такого контроля, а значит, результаты могут отличаться от реальных, и даже самый умный ребенок может показать не самые высокие результаты.

Нынешняя реформа предполагает, что оценка должна постепенно уйти из младшей школы, но я полагаю, что именно родители, а не дети, окажутся к этому не готовы. Современный родитель, взращенный в условиях необходимости хорошей оценки за знания, не сможет так с лету отказаться от оценок. Он будет требовать, просить, тайно уговаривать педагога дать ему хоть какой-то намек на то, в каком месте рейтинговой шкалы находится его ребенок. Потому что современный родитель слишком зависит от социальных оценок, что хоть и делает его жизнь невыносимой, но дает иллюзию определенности.

По уровню затрат очная школа не является дешевой, и показатель денежных вложений со стороны государства и родителей в одного ученика несоизмеримо. Родитель покупает форму, школьные принадлежности, часто учебники. Ни для кого не секрет, что именно на родительские, а не государственные средства многие государственные школы делают ремонт школьных помещений и покупают необходимую технику. Для этого создаются фонды, и затраты формируются в процессе возникновения дефицита или необходимости текущего ремонта. В частных школах этот процесс проходит открыто - вы вносите деньги в кассу, а не в фонды, поэтому там есть четкий бюджет, и денег сверх оговоренной суммы с вас вряд ли потребуют, даже если неожиданно сломался бачок в туалете, или разбито стекло. За все это по умолчанию уплачено в частной школе.

Одним из главных плюсов традиционной школы, независимо от форм собственности, является возможность общаться с непосредственным "носителем знаний" - учителем. А также возможность задать ему вопросы и сразу же получить ответы, вступать с учителем в дискуссию, разумеется, при условии, что учитель адекватный и относится к вопросам и дискуссиям как способу познания, а не как к назойливости и троллингу со стороны учеников.

Следующий бесспорный плюс - возможность социализации ребенка, обучение его поведению в обществе, навыкам общения и умению решать конфликтные ситуации. Бывают, конечно, и неудачные примеры, когда ребенок вместо социализации получает опыт отвержения и неприятия обществом, но в целом ребенок, обучающийся в традиционной школе, все-таки достаточно хорошо приспосабливается к новым обстоятельствам, легче знакомится и ведет диалог.

Традиционная очная школа сейчас обретает и новые формы. В стране появляются школы Вальдорфской и Монтессори-педагогики, которые стремятся развивать способности ребенка без насилия над личностью, основываясь на его особенностях и склонностях к определенным наукам. Идеи таких школ очень отличаются от традиционных. Не вдаваясь в особенности каждой из них, должна заметить, что школы-то появились, а педагогов, которые могут работать четко в парадигме данной школы, катастрофически не хватает. Поэтому школы, таковыми являясь по определению, не являются таковыми по сути и содержанию, а значит не выполняют задачи, например, Монтессори-педагогики, где важным аспектом является следование за потребностями ребенка, что совершенно невозможно в детском коллективе, где более 20 человек. Именно поэтому на практике такие школы превращаются в места, где приживаются дети, которым в обычной школе бывает некомфортно из-за особенностей их нервной системы или развития.

Еще один недостаток этих школ в том, что на данный момент в таких направлениях работают только детские сады и начальные школы, а школ, освоивших полный цикл (с 1-го до 11-го класса), в Украине нет. Поэтому ученику, например, школы Монтессори приходится переходить после 4 класса в обычную школу, где совсем другие принципы подачи и контроля знаний, где ему сразу выставляют более строгие рамки, и он фрустрируется просто от радикального изменения педагогических подходов.

2. Домашнее обучение. К домашнему или индивидуальному обучению прибегают семьи, в которых ребенок не может посещать школу из-за болезни, инвалидности или особенностей развития, что, на поверку, тоже оказывается связанным с конкретным диагнозом, таким, например, как аутизм или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Некоторые диагнозы мешают ребенку адаптироваться или вообще посещать школу, и, по сути, являясь учеником конкретной школы и конкретного класса, ребенок в школу не ходит. По закону учителя должны обучать его на дому или составить индивидуальный график посещения школы в неурочное время, давая ему индивидуально уроки, что отдельно оплачивается учителю государством. Для перевода на домашнее обучение ребенку требуется пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) и установить конкретный диагноз в виде заключения, которое и даст основание районному управлению образования принять решение о домашнем обучении.

На домашнем обучении к ребенку прикреплены конкретные учителя, и он имеет свой класс, но, как правило, контакт с классом устанавливается редко, хотя никто не должен ограничивать ребенка, например, в походах на экскурсию со своим классом. На деле же ребенок оказывается изолированным, и на классные мероприятия таких детей приглашают редко.

Разумеется, о социализации в таких условиях речь вообще не идет. Зато ребенок регулярно аттестуется и имеет оценки в журнале и табеле.

3. Экстернат. Казалось бы, отличная альтернатива традиционной школе - школа-экстернат. Таких в Украине уже открылось немало, но потребности желающих в них учиться они не покрывают. Как правило, классы в таких школах переполнены, хотя, по сути, дети школу не посещают.

Учащийся в школе-экстернате имеет огромное количество свободного времени, но, увы, не имеет главного носителя знаний - учителя. То есть родители могут нанять ребенку любого учителя, но на личные средства. Конкретный плюс - учителя можно подобрать под темперамент и психологические особенности своего ребенка, но и конкретный минус - такой учитель стоит дорого. Часто ученики экстернатной формы обучения объединяются родителями в группы по пять-шесть человек и обучаются в домашних условиях, нанимая учителя на каждый предмет. Такой подход может сделать обучение не только дешевле, но и даст ребенку возможность общаться со сверстниками.

Материальные затраты по приобретению формы, портфеля и вложения в школу - минимальны, что тоже огромный плюс. Эти деньги всегда можно лично потратить на конкретных учителей и книги (учебники).

Ну а на самом деле экстернат осуществляет преимущественно контроль знаний, что дает возможность просто получить аттестат. Считаясь формой обучения, но, по сути, являясь формой аттестации, такая школа становится материально доступной практически любому. Но качество знаний - вопрос исключительно личной ответственности ученика и его родителей.

4. Дистанционная школа. Дистанционная школа - это достойная альтернатива очной школе, где есть возможность учиться коллективно, но по индивидуальной программе. Нужно понимать, что дистанционная школа не ориентируется на детей, плохо адаптирующихся в обычной. Скорее это школа для детей, имеющих другие, более важные на данном этапе их жизни занятия - спорт, искусство, науку. В дистанционной школе могут учиться дети, которые живут в другой стране и другом часовом поясе, усваивая программу именно украинского образования согласно утвержденному календарному плану. Да, здесь могут учиться и дети-инвалиды и дети с особенностями развития, но для этого не нужно иметь никаких справок и проходить комиссию. Дистанционное образование подходит и для детей, которые находятся в Крыму или в зоне АТО, что дает им возможность получить украинское образование и украинский аттестат.

Дистанционные школы не стоит путать с экстернатом - в дистанционной школе есть расписание, учитель, регулярный контроль знаний в виде самостоятельных и контрольных работ, творческих заданий. Общение с учителем осуществляется через Интернет - по Скайпу, через почту, но, как правило, есть и возможность очных консультаций. Уроки могут идти онлайн или быть записаны на видео, могут быть поданы в виде презентаций. Ребенок может задать вопрос учителю, а значит, осуществляется обратная связь, что психологически дает возможность ощущать себя полноценным учеником, а не просто числиться в школе. В дистанционной школе дети распределяются в классы, есть классный журнал и дневник, куда фиксируются текущие оценки, и пишутся пожелания по выполнению работ.

Как правило, дистанционные школы - частные, но стоимость обучения в них вполне доступная, так как затраты такой школы идут в основном на зарплаты учителей и поддержание интернет-контента.

Мне кажется очень хорошей тенденцией то, что традиционная школа, претерпевая изменения, получает альтернативу в виде иных школ, которые готовы учесть все недостатки своей основной конкурентки. Именно в ситуации здоровой конкуренции школа сможет понять свои задачи и обернуться лицом к ученику, давая ему не только надежные знания, но и возможность проявить свою любознательность, эффективно используя прекрасное время детства.