"Рецепт на ребенка" прост: поддержка государства, детские сады и равноправие. Так считают в странах, где сумели остановить падение рождаемости.
Типичная французская семья, живущая в типичном доме под Парижем, имеет троих детей. Во Франции теперь мода на большие семьи. Элегантная мать и ее трое-четверо детишек становятся обычным явлением и для столичных улиц. Французы трактуют большую семью как доказательство того, что им в жизни повезло, и у них это ни в коем случае не ассоциируется с бедностью.
Именно благодаря таким семьям прирост населения здесь один из наиболее высоких в Европейском Союзе (Франция борется с Ирландией за пальму первенства). Показатель рождаемости стал увеличиваться с конца 80-х, тогда как среднеевропейская статистика продолжает падать и составляет чуть более 1,5 ребенка на европейку. Как известно, для естественного воспроизводства населения этот показатель должен быть не менее 2,1.
Иметь или не иметь
Вопрос о том, решатся ли родители иметь детей, зависит от многих факторов, причем в разных странах они будут разными. Так, не способствует рождаемости высокий уровень безработицы среди молодежи и недоступность собственного жилья. В основном по этой причине не решаются иметь детей молодые итальянцы и испанцы, которые часто даже после достижения совершеннолетия продолжают жить с родителями. Без сомнения, не способствует рождаемости в этих странах практически отсутствие государственной семейной политики, а также миграция большинства 20- и 30-летних, то есть людей в наиболее репродуктивном возрасте.
Европейские страны, таким образом, можно условно разделить на две группы. В одной (Франция, Голландия и Скандинавские страны) - преобладает убеждение, что о детях должно заботиться в первую очередь государство. В Германии и странах Средиземноморья, это, скорее, ответственность и поддержка самой семьи (в широком смысле - родственников). В наше время индивидуализма такая поддержка ослабевает, и женщины реагируют сокращением рождаемости.
В Европе рождаемость стабильно держится на уровне выше 1,5 ребенка на женщину. В последние два десятилетия к ней присоединились посткоммунистические страны, где этот показатель ниже 1,5 ребенка на женщину, то есть трагично мало с точки зрения гарантирования необходимых будущих пенсионных выплат и развития экономики.
Европейские социологи в течение многих лет спорят, какая семейная политика наиболее эффективна для увеличения рождаемости. И пришли к выводу, что трудно отделить преимущества конкретной семейной политики от других показателей в стране - к примеру, экономических. Однако не вызывает сомнений факт, что неэффективная государственная семейная политика почти всегда заканчивается снижением рождаемости.
В то же время и обратная зависимость не вполне очевидна. Так, в Германии с 2007 г. введен ряд льгот для семей с детьми и увеличены субсидии на детские сады. Эти расходы в Германии почти такие же, как и в успешной в смысле рождаемости Франции, но эффект незначительный. В Германии, где женщины традиционно рассматривались в контексте "церковь, кухня, дети", в дошкольных учреждениях продолжают принимать детей на половину дня, что дает возможность мамам совершать покупки, но не позволяет выходить на работу. Таким образом, дополнительные бюджетные средства на поддержку семьи улучшили качество жизни детей, но не повлияли на увеличение рождаемости.
Различного рода пособия в целом не всегда дают ожидаемый эффект. Иногда, как это произошло в той же Германии, приносят незначительные плоды, а через год-два ситуация возвращается на исходную позицию. Иногда последствия бывают абсолютно неожиданные. Например, повышение пособия на детей в Великобритании (на двоих детей даже выше, чем во Франции) оказалось благоприятным для повышения рождаемости среди… подростков. В результате процент матерей-подростков в Великобритании сегодня один из самых высоких в ЕС.
Неоднозначен и результат увеличения продолжительности оплачиваемых декретных отпусков. После того как в Австрии в 90-х декретный отпуск увеличился от одного до двух лет, рождаемость резко подскочила. Интересно, что позже, когда отпуск был сокращен до полутора лет, она не уменьшилась. Исследователи пришли к выводу, что отпуск является эффективным с точки зрения рождаемости, если его достаточно, чтобы за это время попробовать родить еще одного ребенка.
Социологи считают, что политика в отношении семьи должна отражать предпочтения общества. Но оказывается, не всегда. К примеру, в Польше детский сад еще несколько лет назад, мягко говоря, не приветствовался, особенно в сельской местности. Мамаши, отправляя туда своих чад, волновались, что скажет на это свекровь или соседка. Но политика польского правительства, направленная на увеличение в последние годы детских садов в стране, в сочетании с широкими образовательными кампаниями изменила такое отношение многих польских женщин.
Ясли и детские сады
Франция была первой страной в Европе, еще в XIX в. пережившей резкий спад рождаемости и сокращение численности населения. И первой в 30-е годы прошлого столетия начала проводить политику защиты семьи. Ясли и детские сады стали ключевым элементом семейной политики. Даже во времена кризиса, когда люди оказывались без работы или зарабатывали меньше, государство продолжало заботиться о детях.
То, что во Франции в последние годы растет численность семьи, - это, в действительности, не дань моде. Многие французские пары не решились бы иметь троих детей, если бы не ясельные группы для малышей трех-пяти месяцев от роду. Они пользуются большой популярностью (в ясельные группы во Франции отдают каждого третьего ребенка), субсидируются государством и очень помогают в социализации детей - контакты со сверстниками способствуют их развитию. В таких учреждениях работают компетентные и квалифицированные воспитатели, причем несколько человек одновременно, чтобы исключить ошибки и сокрытие недобросовестного отношения (которые могли бы иметь место, если бы воспитательница была одна). Ясли открыты с 7.30 до 18.30, что позволяет родителям работать.
Единственная проблема - недостаточное количество мест. Но есть и другой выход: воспользоваться услугами так называемой дневной няни, аккредитованной государством (она получает социальное пособие). Няня может взять на попечение к себе домой не более четырех малышей. Родители ей платят, но взамен имеют от государства налоговые льготы и субсидии - от 150 до 300 евро в месяц. Благодаря такой системе никто во Франции не нанимает нянь нелегально. Немногие (около 2%) приглашают няню к себе домой. На сегодняшний день это самый дорогой вариант, хотя и в данном случае предусмотрены льготы и государственное финансирование. В общей сложности около половины детей во Франции посещают ясли и детские сады, или же о них заботятся государственные няни - остальные пребывают под присмотром мам или бабушек.
Ставка на третьего
Еще один способ - поощрение родителей, уже имеющих ребенка, родить ему братика или сестричку. И в этом Франция, делающая в семейной политике ставку на минимум трех детей в семье, является европейским лидером. С рождением каждого следующего ребенка возрастают налоговые льготы и пособия. Причем налоговый порог устанавливается таким образом, что, чем больше детей в семье, тем меньше налогов она платит.
Для многодетных семей существует целый ряд государственных доплат и льгот. На одного ребенка ежемесячно доплачивают 2 евро, на двоих - 20, на троих - около 300 евро. Семьи, где трое и более детей, имеют так называемую карту большой семьи, дающую скидку (соответственно 30%, 40% и т. д.) на проезд по железной дороге, в метро, а также на другие услуги.
Когда-то льготы и доплаты получали во Франции только самые бедные. Но уже много лет ими пользуются и состоятельные люди. Это делается для создания ощущения стабильности независимо от рождения детей. В результате богатые иногда получают больше льгот и доплат, чем бедные. Однако только так можно добиться того, чтобы все французы (и бедные, и богатые) хотели иметь детей.
В то же время Франция не "раскошеливается" на декретный отпуск. Продолжительность полностью оплачиваемого материнского декретного отпуска составляет всего 16 недель, а затем платят 500 евро в месяц (или 750 для третьего и последующих детей) - меньше половины минимального уровня зарплаты. Поэтому такой отпуск используют только самые бедные. В результате во Франции чрезвычайно высок процент матерей, которые после родов быстро возвращаются на работу.
Папа в отпуске
Исследователи также убедились, что там, где женщины несут полную ответственность за воспитание маленького ребенка, детей рождается меньше. И в том, что решающее значение для повышения рождаемости имеют декретные отпуска для пап. Швеция первой ввела их в 1995 г. Правда, целью такого новшества было не повышение рождаемости, а установление равенства полов. "Побочным эффектом" оказалось увеличение числа детей. С 2000 г. здесь царит полное равенство: трехмесячный отпуск зарезервирован для матери, такой же - для отца и еще три месяца родители могут распределять по своему усмотрению. Более 90% пап используют свои три месяца, ведь в противном случае отпуск просто пропадет.
По данным исследований Исландского Университета, тенденцию к стремительному снижению числа родившихся на острове остановили в первую очередь два фактора: разделение ответственности и увеличение продолжительности декретных отпусков. Исландцы убеждены, что европейцы в этом отношении могут у них поучиться: в последние годы рождаемость увеличилась с 2,02 до 2,23 ребенка на одну женщину. А папы чем дальше, тем больше принимают участие в уходе за маленькими детьми.
В Швеции и Норвегии также подтвердилось, что введение декретных отпусков для пап способствует появлению в семье второго и третьего ребенка. Кроме того, меняется отношение партнеров к домашним обязанностям не только во время декретного отпуска отца, но и в дальнейшем. Временное перекладывание ответственности за маленьких детей на пап имеет продолжительный позитивный эффект: впоследствии папы проявляют больше инициативы в домашних делах, тогда как прежде делали только то, о чем их просили жены.
Скандинавы и французы более других в Европе терпимы к вопросу "незаконнорожденности". По статистике, в Исландии таких детей 65%. Такое отношение также способствует плодовитости, считают эксперты. Как известно, теперь многие молодые европейцы не торопятся жениться. Если, например, на юге Европы общество осуждает внебрачных детей, то молодежь и не спешит с рождением ребенка.
Будет ли когда-нибудь в Европе, к примеру, во Франции, установка на четверых и более детей в семье? Эксперты единодушны: на это отважатся немногие европейцы, какими бы ни были государственные пособия и поддержка, поскольку дело это хлопотное.
По материалам Polityka.pl