"Девушка, с вами можно познакомиться? - Нельзя!".
Сколько неслучившихся любовей содержит в себе эта простая формула отказа. Сколько комплексов и обид породила она в сознании нескольких поколений советских граждан и длинным шлейфом ненужных родительских назиданий окуривает наших юных современников. Ну что за придурь? "Приличные девушки так себя не ведут/не знакомятся в транспорте/не дают телефон первому встречному", "знакомиться на улице неприлично", "как можно целоваться на первом свидании?", "подарил дорогие туфли - обязан жениться", "сначала нужно отказать, дабы не подумали, что ты легкодоступная". Сколько бы ни сталкивало людей провидение, сколько бы ни рассылал свои острые стрелы Купидон, но живущие в нас искаженные понимания "приличий" все равно побеждают. И человек принимает решение по поводу своих попыток познакомиться: "ну если с первого раза не получилось, то прыжки с парашютом не для меня"…
Конечно, промискуитет - это, пожалуй, неправильно и не слишком полезно для здоровья, и это совсем другая крайность, но невозможность пробовать отношения и знакомиться все-таки не имеет никакой прямой связи с распущенностью, как это было принято считать во времена славного домостроя, который мы все еще не пережили.
Почему же пассивно-агрессивная линия поведения женщины при знакомстве так приветствуется обществом? Почему знакомство женщины с понравившимся ей мужчиной все равно должно быть по умолчанию похоже на преследование с элементами насилия? Почему женщине запрещено радоваться тому, что она нравится мужчине, под страхом прослыть гулящей? Почему женщине приходится надевать на себя "все лучшее сразу" и рисовать на лице бодрящий взор макияж, а потом постоянно выделываться и притворяться, чтобы ее заметили? Почему говорить открыто о своих желаниях познакомиться все еще "не комильфо"? Что с нами не так, и как мы еще не вымерли с такими установками?
Да, еще каких-то 100 лет назад знакомство женщины с мужчиной было предопределено принадлежностью к социальному слою и организовывалось строго согласно иерархии общественного положения. Светские барышни знакомились на балах и на званых приемах, которые как раз с целью знакомств и устраивались. Там всегда находились потенциальные невесты, соответствующие рангу потенциальных женихов. В этом смысле тут был строгий учет, и мезальянс мог случиться скорее в сторону существенной разницы в возрасте, нежели в сторону изменения сословия. По сути, знакомство было запланировано родственниками, и реальная любовь была скорее лотерейным билетом, который мог неожиданно выиграть при совпадении вкусов и темпераментов. Но так жили все, и формула "стерпится-слюбится" была главной парадигмой брака, которую важно было принять, как решение свыше. Впрочем, практически такие же нормы были в рабоче-крестьянских семьях, где любовь была далеко не первым поводом для брака. Как ни парадоксально, при такой формуле шансов остаться в девках было гораздо меньше, чем при свободном выборе.
В наш век даже принцы женятся на простолюдинках, легко даруют им короны, возбуждая общество и наполняя светскую хронику материалами для обсуждения. Мир меняется, но не на нашей территории.
В Советском Союзе, кстати, пытались реинкарнировать систему знакомств "на балах", устраивая танцы-дискотеки, сводя в одном помещении, например, студентов военных училищ и студенток педагогических или медицинских вузов. Но я подозреваю, что в этом был и дополнительный тайный смысл - таким нехитрым образом военные городки обеспечивались трудовыми ресурсами медработников и педагогов, что могло положительно влиять на качество жизни в них. Как правило, браки после таких "балов" заключались в пожарном порядке, так как военному человеку приходилось быстро принимать решение о месте службы, и тратить время на долгие ухаживания он не мог. Пара-тройка встреч в парке или несколько походов в кино, стремительный секс и поход в ЗАГС - такова история целого поколения. Надо отдать должное тонкому государственному расчету, но часто такие браки были достаточно крепкими.
Молодежь, непричастная к студенчеству такого вида, знакомилась на дискотеках, вечеринках, в общежитиях, в компаниях по интересам. Удивительно: все понимали, что пришли на такое мероприятие с целью знакомства, но декларировать это открыто было неприлично, и все делали вид, что знакомство произошло "как бы случайно", и мы "даже не думали"… Почему-то было важно отрицать само желание искать партнера, а уж выбирать не приветствовалось и подавно. Это вам не "Секс в большом городе", где активная роль женщины настолько естественна, что мы с завистью смотрели на приключения невероятных подруг, но даже мысленно не могли побыть на их месте, ведь мамины установки гораздо сильнее желания подражать киношным красавицам.
А дискотека навсегда останется в моем поколении символом знакомств (первой любви и первых сексуальных игр), одобряемым общественной моралью, сдобренным небольшим количеством запланированного мордобоя. До дискотек были танцы, а до танцев - балы и дуэли. Исторические метаморфозы понятны.
В обществе существует еще одна игра, которая кажется очень многим забавной, и в которую играют практически все. Называется она "Какие милые ребята, давай их познакомим!". Наши друзья и родственники, претендуя на абсолютное знание о том, что конкретно нам нужно, уловив в себе "божественную силу", стараются найти нам партнера среди своих неженатых и незамужних знакомых. В фильме "Три полуграции" есть эпизод, где две мамы хотят поженить своих взрослых детей, устраивая званый ужин и пытаясь "создать обстановку" для приятного знакомства. Удивительным оказывается факт, что эти "дети" практически выросли вместе и друг друга уже не рассматривают как сексуальный объект, так как их отношения сродни братской любви. Но их мамы не знакомы с работами Фрейда и верят в идеальный исход. В результате ситуация не только комическая, она реально вызывает море неловкости и конфузов. Создание таких ситуаций - это скорее из разряда желаний подглядывать за другими и "причинять добро", а не реальная возможность создать идеальную пару.
Нет, люди, конечно, знакомились и в трамваях, на остановках и даже в очередях за луком и картошкой, но, как ни парадоксально, для мужчины такой вид знакомства сродни подвигу, который он потом будет легендами и преданиями пересказывать детям и внукам, окутывая туманом несуществующих подробностей, будет передавать наследником как медаль "за отвагу", если, конечно, все закончится благополучно. Потому что мужчины, несмотря на распространенные мифы об их напористости и наглости, совершенно реально боятся прилюдных знакомств. Ведь вероятность "облома" никогда исключить нельзя, особенно при культуре воспитания девочек в стиле "я не такая, я жду трамвая". И что тогда делать тому, кто был опозорен "при пацанах", как ему удержаться от того, чтобы компенсировать отсутствие культуры брачного поведения агрессией или обесцениванием в стиле "не очень-то и хотелось"?
Можно допустить, что культура "молниеносного отказа" женщинам прививалась в доисторические времена, когда самка должна была отсеять слабых особей, неспособных на второй подход к ней. Почему мы тогда потом удивляемся, что среди этих "сильных особей" совсем нет адекватных отцов, способных не только производить потомство, но и ухаживать за ним? Среди них вы вряд ли найдете и мужчин, которые будут учитывать ваши желания, вашу усталость или ваше настроение, мужчин, способных на рефлексию и сопереживание. Да и все-таки пора уже себе отдавать отчет в том, что на дворе XXI в., и нам никак не обойтись без навыков социального поведения, которое уже даже роботы осваивают лучше нас.
Сейчас вроде как все упростилось: есть вездесущий Интернет с множеством сайтов знакомств и приложений, которые позволяют знакомиться, не выходя из квартиры или офиса. Но если мужчина, разместивший анкету на сайте знакомств, в принципе сохраняет свою позицию "активного преследователя", которую общество по-прежнему всячески одобряет и приветствует, то у женщины все еще сохраняется ощущение, что она себя "предлагает", прямо декларируя свое желание познакомиться. И именно на сайтах знакомств можно точно понять, кто и как пришел к "европейским ценностям". Потому что женщина на сайте знакомств как раз сталкивается с множеством унизительных предложений и оскорблений, которыми мужчины, пользуясь анонимностью и физической недоступностью, засыпают женщин. Ведь в реальной жизни можно за такое и по морде отгрести, а тут - полная безнаказанность в обыгрывании своих детских комплексов. Но все трудности знакомства в Интернете начинаются с заполнения анкеты и уточнений для себя некоторых пунктов, которые ставят многих женщин в тупик. Одна моя приятельница просила меня помочь ей в составлении такой анкеты, и при указании своих намерений в разделе "цель знакомства" она запнулась на пункте "секс", решив ограничиться целомудренным "дружба и общение". Если учесть, что на тот момент она уверенно приближалась к своим сорока, я ее спросила, почему же она не указывает честно, что хочет секса? Ответ я, конечно же, знала: "а что они обо мне подумают?". Я ответила: подумают, что ты взрослая адекватная и здоровая женщина, которая не только имеет право, но и, пожалуй, должна хотеть близости с мужчиной! Ну что в этом может быть плохого? А плохого много в том, что если ты женщина и хочешь (о ужас!) секса, то тебе будет наклеен ярлык легкодоступной, и количество предложений от женатых мужчин, жаждущих адюльтера, будет зашкаливать. Наверное, потому, что они женились на женщинах, в чьих "анкетах" про секс не было ни слова?.. Вот такая ирония судьбы… Кстати, к этим женатым присоединится еще когорта анонимных похабников, и они будут предлагать к обсуждению свои удивительные сексуальные фантазии, о которых женщина, несомненно, мечтала долгими бессонными ночами. Во всяком случае, так им кажется. Нет, Интернет не наполнен исключительно сексуально озабоченными маньяками, там полно и просто ленивцев, которые вряд ли вообще пойдут дальше переписки, там есть, наверное, и нормальные мужчины, но почему-то они прячут, как "глупый пингвин тело жирное в утесах". И все, что женщине точно гарантировано, - постоянное ожидание у окна, будь то окошко в избушке или окно браузера, обреченно повторяя: "Кабы я была царица…".
Адекватная женщина уже давно не нуждается в повышении своего социального статуса путем замужества и гораздо легче переносит одиночество, чем мужчина. Но общество по-прежнему настойчиво толкает ее к выбору партнера, который обязательно должен пройти через отрицание, а не через осознанность и понимание.
Поэтому нам важно научить наших сыновей знакомиться, а дочерей отвечать улыбкой на желание мужчин проявить внимание, уважая в любом человеке личность, даже если эта личность не совсем нашего формата. Надо позволить нашим детям право на выбор и на ошибочный выбор тоже, который можно исправить, а не доживать неудачный брак во что бы то ни стало. Надо объяснять им, что такое уважение к чувствам другого человека, как стоит или не стоит поступать со своими и чужими чувствами, зачем нам нужна близость, и зачем нужны границы. Нам важно научить их говорить "нет" твердо, когда этого требуют обстоятельства, и достойно, когда этого требует наше самоуважение. Нам еще многому нужно научить наших детей…