UA / RU
Поддержать ZN.ua

Первая психологическая помощь детям

Как не допустить формирования посттравматического стрессового расстройства

Автор: Ольга Тимошенко

В самом начале войны, работая в Центре помощи переселенцам, я часто наблюдала, что взрослые в большинстве случаев предпочитали не говорить о войне с детьми. Аргументируя тем, что «он еще маленький, ничего не понимает», «я боюсь травмировать ребенка этими разговорами», «мы сказали, что временно приехали в гости», «когда звучали взрывы, мы говорили, что не надо бояться, это просто салют». Конечно, родители прибегали к неправдивым объяснениям, пытаясь уберечь ребенка от тяжелых переживаний. Но срабатывает ли такой «полезный обман»?

Я знаю, как сжимается сердце взрослого, когда он наблюдает за выпестованным ребенком, который вдруг начинает играть в игры с недетскими сюжетами о сепаратистах, убитых, пленных, со взрывами и обстрелами. И первое желание — прекратить эту игру, запретить разговоры об этом. Действительно, переживать такое непросто. Но как вести себя правильно?

Чрезвычайная ситуация или угроза жизни не проходит бесследно для детской психики. Ведь дети — непосредственные свидетели этих ужасных событий и нуждаются в особом внимании и грамотной помощи в непростые периоды жизни.

Каждый знает, что правильно и своевременно оказанная первая медпомощь может значительно снизить пагубные последствия заболевания или травмы. Так же и с нашей психикой: если грамотно оказать первую психологическую помощь, это будет предотвращать формирование серьезных психологических проблем и поможет преодолеть последствия стрессовых событий. Как надо вести себя с детьми после травмирующих событий, что лучше делать, а чего — нет?

Какие события могут быть травмирующими для ребенка

Любые, выходящие за рамки обычного детского опыта. Например, смерть кого-то из близких, психологическое или физическое насилие. Или же ребенок стал свидетелем ДТП, пожара, то есть пережил стрессогенное событие, или же нечто субъективное повлияло на ребенка травмирующе.

Какие реакции могут возникать у ребенка

Острая стрессовая реакция может вылиться в разные формы: плач, истерику, нервную дрожь, двигательную возбужденность, страхи, агрессию, оцепенение, апатию, нарушение сна. В отдельных случаях возможны галлюцинации и бред — в таком случае надо обратиться к врачу-психиатру. Важно помнить: любая из этих реакций является нормальной реакцией психики на ненормальные события.

Острая стрессовая реакция может длиться до 48 часов, и обычно симптомы проходят сами собой. Если через два дня поведение ребенка все еще не нормализовалось, можно заподозрить острое стрессовое расстройство. Симптомы, сохраняющиеся больше месяца, могут свидетельствовать о формировании посттравматического стрессового расстройства. В разном возрасте ПТСР проявляется по-разному: от несобранности и тревожности — до опасного для жизни поведения и жалоб на физическую боль. Следует отметить, что сильный стресс или другие драматические события не обязательно приводят к возникновению ПТСР. В то же время применение предупредительных мер обязательно для профилактики посттравматического синдрома.

Как следует вести себя с детьми после травмирующих событий

Разговаривайте с ребенком о том, что произошло

Когда мы говорим о трагических событиях с ребенком, мы даем простор для его переживаний и чувств. Ребенок имеет возможность освободиться от бремени травмы, а это влияет на психику лучшим образом. Глубокие нарушения формируются вследствие неразделенных чувств.

Вполне естественно, что в кризисных ситуациях сами взрослые ощущают сильный страх, панику. Иногда взрослый дрожащим голосом, с глазами, полными слез, пытается убедить ребенка, что «это просто салют». Ребенок меньше воспринимает информационное наполнение слов, чаще всего для него важна эмоциональная нагрузка. Такое несоответствие между словами и чувствами дети переживают тяжело, но неспособны объяснить и аргументировать. Это лишь углубляет негативные последствия для психики. Поэтому сверхважно говорить с ребенком о самом событии, а также о его чувствах, но не давить и не навязывать свое видение. Помочь ему высказать свои чувства: «Похоже, ты очень испугался, тебе было страшно».

Следует ли говорить, если ребенок сам ничего не спрашивает? Не травмируют ли его эти разговоры?

Да, следует. Дети не всегда могут выразить то, что их беспокоит, не всегда могут сформулировать вопрос. Важно предложить этот разговор, но не настаивать. Эти разговоры не травмируют, травмирует само событие, невозможность разделить чувство и одиночество.

Как правильно разговаривать с ребенком

Сначала надо выбрать соответствующий момент: не тогда, когда ребенок возбужденный, радостный и настроенный получать удовольствие. А когда он спокоен, настроен на разговор. Надо его подготовить — предупредить: я хочу сказать тебе что-то важное... Никаких тайн и намеков, — это только пугает! Говорите правду без жутких или лишних подробностей. Все ваши формулировки должны соответствовать возрасту ребенка. Информируйте постепенно и доступным языком, без сложных терминов. Не помешает поделиться своими чувствами с ребенком: «Знаешь, мне тоже было страшно. Я грущу, но справлюсь, и могу защитить тебя». При ребенке можно плакать, благодарить за поддержку, но не следует «опираться» на него, просить помощи, возлагать на ребенка слишком много ответственности. Вместе с тем надо формировать положительное настроение и поддерживать надежду.

Как поддержать ребенка

Не оставляйте ребенка наедине с переживаниями, обнимайте его, но не тормошите. Будьте готовы к невежливому, агрессивному поведению, но категорически запрещено стыдить или обвинять ребенка после травмирующих событий. Будьте готовы то и дело обсуждать одни и те же вещи.

Если ребенок играет в игры с трагическим сюжетом

Это очень хорошо. Ни в коем случае не следует запрещать и стыдить за такие сюжеты. Таким образом детская психика пытается «переварить», обработать травматический опыт. Взрослым тяжело за этим наблюдать, но важно дать возможность, пространство и время на такую игру, ведь это процесс самоисцеления.

Когда следует обращаться к специалисту

Реакции нормального реагирования ребенка на травматический стресс обычно исчерпываются в течение месяца. Если реакции ребенка, по вашему мнению, чрезмерны или непонятны вам, а его игры и симптомы повторяются без особых перемен, обратитесь за консультацией к специалисту.

Помните: поддержка, которую оказывают ребенку в течение самого события и после него родители, близкие, друзья семьи, — решающий фактор в профилактике или преодолении последствий стресса у детей.

И последнее. В такой непростой период жизни очень важно взрослым позаботиться также и о себе.