UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ни в мать, ни в отца

Почему родные братья и сестры такие разные

Автор: Валерия Савченко

Помните, начало сказки Ершова "Конек-горбунок"?

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын - и так и сяк,

Младший вовсе был дурак…

Сказкам свойственны гиперболы, но в жизни есть множество примеров, когда дети от одних родителей, воспитывающиеся в одной семье, абсолютно разные.

Например, 39-й президент США Джимми Картер был выпускником морской академии США, успешным бизнесменом, сенатором штата Джорджия. А его родной брат Билли - абсолютная его противоположность: бросил учебу, какое-то время работал на семейной ферме, баллотировался на пост мэра, но выборы проиграл. Правда, он стал лицом пива под названием Билли - так использовали его имидж южанина, любящего пиво. Но даже этот успех пришел к нему лишь потому, что он был братом президента. Семья же часто его стыдилась: он игнорировал хорошие манеры и даже мог помочиться в общественном месте у всех на виду.

Профессор психологии Марк Лири из университета Дюка (США) поясняет, что характер человека на 50% формируется разным сочетанием родительских генов. Мы состоим из половины генов матери и половины отца. Остальная часть формирования характера зависит от окружения, личного опыта, воспитания, семьи, отношений между родителями и т.п. Если у вас есть брат или сестра, они также состоят пополам из генов отца и матери. То есть, как минимум, половина ваших генов совпадает с генами сестры или брата. Поэтому логично предположить, что и вы с вашим братом или сестрой должны быть похожи на 50%. Однако гены, определяющие характер, вообще могут не совпадать. Нет одного гена, отвечающего, например, за лидерство или ответственность. Черты характера формируют разные комбинации генов. У одного ребенка комбинация генов будет определять один характер, а у другого, при наличии тех же генов, но при другой их комбинации, характер будет уже совсем другим. Это как телефонный номер.

Чтобы позвонить, нужно набрать с десяток цифр, но если изменить хотя бы одну, вы попадете совсем к другому человеку. То же самое происходит и с генами. Если изменить хотя бы один ген в этом наборе, получится совсем другой человек. Гены могут совпадать на 50%, но при этом их последовательность будет разной.

Представьте, что в семье четверо детей, двое из которых - однояйцовые близнецы. У таких близнецов на 100% совпадают не только гены, но и их комбинация. Если вернуться к метафоре с телефоном, то у однояйцовых близнецов номер телефона один и тот же. А у остальных двух детей могут совпадать только пять цифр их телефонных номеров.

Итак, психологические характеристики определяются набором разных генов. Родители на этот набор влиять не могут, и поэтому у ребенка могут проявляться черты характера родителей и членов семьи. Это ответ на вопрос, почему у заурядных родителей может родиться гений. Например, родители Моцарта занимались музыкой, но гениальных способностей не проявляли. Комбинация генов предопределила его гениальность. Но если бы Моцарт родился не в музыкальной семье, а, к примеру, в семье врача, то, может быть, он так и не открыл бы в себе талант гениального музыканта.

Некоторые считают, что харизма - это определенная черта характера, но это не одна черта, а совокупность ряда характеристик: привлекательная внешность, уверенность в себе, умение ясно излагать мысли, коммуникабельность, умение убеждать. Харизма - это комбинация вышеперечисленных свойств, каждая из которых требует определенной комбинации генов. Поэтому и в семье один ребенок может быть харизматичным лидером, а другой - нет.

Среда, в которой дети находятся вместе, имеет меньшее влияние на формирование характера, чем та, с которой они сталкиваются по отдельности. То есть личный опыт, приобретаемый ребенком вне семьи, влияет на формирование его характера гораздо больше. Если бы влияние семьи было столь весомым, то и усыновленные дети от разных биологических родителей должны были бы стать похожими. Но у детей, как правило, разные друзья, учителя в школе, родители тоже по-разному относятся к каждому из детей, у семьи может быть разным финансовое положение, поскольку дети рождались в разное время. Ведь старшего, среднего и младшего ребенка воспитывают "разные" родители. Благодаря первенцу, мы только учимся быть отцом и матерью, со вторым ребенком опыта гораздо больше. В таких неодинаковых условиях и вырастают непохожие дети. К тому же, в любом браке есть кризисы, соответственно, и атмосфера в доме может меняться. Но даже на общую атмосферу и одни и те же вещи в семье каждый из детей реагирует по-своему. Например, ссору родителей один ребенок может воспринимать как трагедию, а другой не придаст ей особого значения. Или, если я первый ребенок в семье - это одно восприятие, а мой младший брат или сестра не представляют, как это быть единственным ребенком в семье.

Каким образом вы будете реагировать на то или иное событие, тоже зависит от набора ваших генов. Например, есть две формы гена, отвечающего за выработку серотонина: то есть в обычной ситуации люди с одной или другой формой этого гена ведут себя одинаково, но в стрессовой ситуации, люди с одной формой этого гена впадут в депрессию, а обладающие второй формой этого гена легко ее перенесут. Ученые не могут определить точное количество генов, отвечающих за все нюансы поведения. Единственное, где можно говорить о действительном влиянии семьи на детей, - это формирование ценностей.

Поскольку восприятие одних и тех же событий разное, то и влияние на их личностное развитие будет тоже разным.

Жизнь в семье каждого из детей намного меньше схожа, чем мы себе представляем. Доктор психологических наук, психотерапевт Гинтарас Хоментаускас в своей книге "Семья глазами ребенка" пишет: "Первый ребенок находит свой "путь к солнцу" - определенные способы получения любви, поощрения родителей (например, принимает роль маленького помощника, роль ребенка, постоянно нуждающегося в присмотре, и т.д.). Иными словами, он как бы оставляет за собой тень. Если второй ребенок поведет себя так же, как и первый, то, будучи моложе, не имея достаточной жизненной практики, он останется в этом отношении слабее, будет "всегда вторым". А это воспринимается ребенком как урон чувству его значимости, более того, будучи менее совершенным в определенных формах поведения, чем старший ребенок, он реально может замечать, что ему меньше достается похвалы, добродушного внимания родителей, и вместо этого надо постоянно следовать чьему-то примеру. Второму ребенку приходится искать собственный путь, чтобы выйти из "тени", "прощупать" способы поведения, которые дали бы ему родительское внимание, любовь и восприятие его как индивидуального, ни с кем не сравниваемого человека. Например, старший ребенок - послушный, покладистый. Он стремится к усвоению новых навыков, знаний, особенно в сферах, кажущихся важными его родителям. В школе учится очень хорошо, что вызывает восторг родителей. Он серьезен, дисциплинирован, на него можно положиться. Второй мальчик, моложе на два года, - подобие ртути. Он неугомонен, у него на уме только шалости, ничем не может серьезно заняться, ему бы только дурачиться. Второй ребенок, подсознательно приняв роль шута в семье, своей непосредственностью и шутливостью привнес то, что надо и родителям, и всей семье - эмоциональность. И нашел он это, опираясь не на какие-то знания или интуицию. Все значительно проще - как только он начал вести себя иным способом, чем его брат, а именно так, как он ведет себя теперь, он ощутил внимание к себе, своим индивидуальным проявлениям и, наконец, вызвал улыбку родителей. Образно говоря, он вылез из "тени" брата и нашел путь к тому, чтобы ощутить свою значимость, не конкурируя с ним. Каждый из них заполняет определенную нишу в семье, получая при этом необходимую "психологическую пищу" - чувство значимости, любовь и внимание родителей к ним как к индивидуальным и автономным людям.

Многие родители считают, что относятся к детям одинаково. Но это не так. Более того, они и не должны относиться к ним одинаково, потому что каждый ребенок уже на момент своего рождения другой, совсем не похож на брата или сестру. В зависимости от своего генного набора у него другие психологические качества, модели поведения и реакции. Соответственно, родители не могут одинаково обращаться с интровертом, сидящим за книгами, и экстравертом, предпочитающим подвижные игры.

Но не стоит уповать только на гены. Родители создают особую семейную атмосферу для ребенка, окружают его любовью и заботой, а это просто необходимо для развития полноценной, счастливой личности. Дети - это большая лотерея, но какого бы ребенка ни послал вам Бог, принимайте его таким, какой он есть.