UA / RU
Поддержать ZN.ua

Научить учиться. Как мотивировать ребенка?

Как только ребенок переступает порог школы, современный родитель в панике пытается сделать все, чтобы он ходил туда с удовольствием. Какие только методы и приемы не используют родители! И шантаж, и запугивание, и вознаграждения в виде подарков, всевозможных благ и даже денег… Но дети, как правило, теряют интерес к учебе уже в начальной школе.

Автор: Екатерина Гольцберг

Как только ребенок переступает порог школы, современный родитель в панике пытается сделать все, чтобы он ходил туда с удовольствием.

Какие только методы и приемы не используют родители! И шантаж, и запугивание, и вознаграждения в виде подарков, всевозможных благ и даже денег… Но дети, как правило, теряют интерес к учебе уже в начальной школе. Сталкиваясь с отчаявшимися родителями на консультациях, я часто осознаю, что они с завидным упорством делают "все наоборот", даже если читали "правильные книги по психологии". Я прекрасно понимаю, что сценарии поведения по мотивации своих чад папы и мамы черпают в своем детстве, у собственных родителей, главным девизом которых было: "Приучить!". И в этом хаосе пытаются вспомнить, что же именно их заставило учиться. Часто родители так и говорят: "Меня отец отлупил, и я начал учиться!", выбирая из всего арсенала методов, увы, самый запомнившийся, а не самый эффективный.

Сейчас важно понимать, что учеба в современной школе выглядит по-другому, чем 20 лет назад. Обучение - это, по сути, поток нужной и ненужной, полезной и бесполезной информации. В потоке такой разнообразной информации из всевозможных источников ребенку гораздо сложнее выбирать, хотя сам выбор огромен. Так как ребенок имеет реальную возможность выбрать, откуда черпать знания, увы, он часто совершает выбор не в пользу учителя. Учитель на фоне современных технологий выглядит скучным ретроградом, и шансов быть интересным у него все меньше. Наверное, именно поэтому "крутые" столичные школы оснащены мультимедийными досками, смарт-телевизорами и компьютерами. И даже в окружении этих технологий учитель теряет конкурентоспособность. Ведь не секрет, что с ролью накопителя и транслятора информации компьютер и Интернет справляются лучше, и школе надо это принять и перестроить свои кадры на то, чтобы стать скорее путеводителем, гидом, сопровождающим ребенка в мире информации.

В сложном информационно-насыщенном мире задача учителя - научить ребенка отсеивать, фильтровать информацию, отличать ложь от истины, анализировать, систематизировать, искать, направлять внимание в нужную сторону. Иначе "перекормленный" информационным потоком ребенок всегда сыт по горло и познавать новое не хочет, точно так же, как ребенок, наевшийся конфет, не будет кушать суп. И это первая причина отсутствия мотивации к обучению. Сытого ребенка невозможно накормить даже вкусной и полезной пищей.

Следующей причиной падения интереса к школе у детей является, как ни парадоксально это прозвучит, т.н. раннее развитие, которое буквально захватывает родителей. В то время, когда ребенок должен играть, заниматься творчеством и развиваться физически, не в меру обеспокоенный будущими успехами чада родитель сажает его за парту и заставляет учиться. Мало того, что некоторые отделы мозга еще не готовы к восприятию определенной информации, не созрели моторные функции, позволяющие малышу сидеть и быть внимательным, так еще и к этому родитель добавляет оценочность, давая ребенку понять, что любить его могут и будут только за то, чего он достиг. Завышенные требования в этом возрасте парализуют волю ребенка, он начинает понимать, что любовь взрослых людей к нему не безусловна, а зависит от его успехов. Это существенно нарушает картину мира и совершенно обезоруживает родителей в поисках мотивирующих идей. Я не против раннего развития, но под ранним развитием я не подразумеваю обучение школьным предметам.

Добавлю к этому еще одну причину. Если из-за некомпетентности, бестактности, предвзятости учителя (родителя) ребенок получит негативную оценку своей деятельности, - пиши пропало: больше к этому занятию ребенок не подступится. А выглядит это в виде фраз: "Ой, что это ты тут накалякал?", "Что за дурацкую зверушку ты слепил?", "Не делай это, все равно у тебя не получится", "Лучше это сделаю я", "Вон смотри, как у Кати красиво, а у тебя как всегда…". Критика со стороны взрослых - еще одна причина падения мотивации. Обычно она сопровождается еще и желанием взрослых сделать все не ВМЕСТЕ с малышом, а ВМЕСТО малыша. Для ребенка это сигнал: ты сам не справишься, ты не способен, брось это дело! Где здесь взяться здоровой мотивации? Поэтому нужно поощрять в ребенке самостоятельность, помогать только тогда, когда он сам об этом попросит, хвалить за успехи. Хвалить тоже надо уметь правильно. Недостаточно просто сказать ребенку "молодец". Когда вы хвалите работу, малыш должен ощутить, что вы не просто смотрите на нее, но и видите то, что изображено. Важно отметить детали, которые вы разглядели, расспросить, что там нарисовано, сделано, тогда ребенку будет очевидна ваша заинтересованность, и он будет желать повторить этот приятный опыт.

Измучив свое чадо ранним развитием, родитель спешит отдать его в школу тоже пораньше, полагая, что интеллектуальный уровень - единственное, что необходимо ребенку для того, чтобы быть успешным в учении. При этом не берутся во внимание потребности ребенка, его возможности воспринимать и перерабатывать информацию, его физическое развитие, здоровье и та самая здоровая мотивация. Как правило, идя в первый класс, малыш не совсем понимает, что такое школа, и зачем она ему нужна. Чаще всего он просто хочет "угодить родителям", так как в это время они являются самыми значимыми людьми в его жизни. И если мама сказала, что школа нужна, стало быть, так оно и есть. Ребенок в это время чаще имеет внешнюю мотивацию, но это не значит, что она не может превратиться во внутреннюю при правильном подходе.

Ранний поход детей в школу дает негативные результаты практически сразу. Биологическая неготовность ребенка к школе приводит к усталости, неспособности сосредоточиться на заданиях, разочарованиям и как результат - к школьной дезадаптации. И это никак не способствует желанию учиться и получать от этого удовольствие. Поэтому главный девиз первого похода в школу: "Вовремя!".

Если малыш еще и не посещал детский сад, то у него может быть не сформировано произвольное поведение, которое дает возможность ему играть и взаимодействовать по правилам, учитывая интересы и потребности других людей, их желания и чувства. Такой школьник часто действует на свое усмотрение, не учитывая необходимость считаться с мнением окружающих. В итоге он получает реакцию на свои действия, к которой не привык, и в дальнейшем это может развиться в устойчивое нежелание ходить в школу, которая живет по недоступным и непонятным ему законам. Если родители при этом во всем обвинят школу и учителя, ребенок тут же зафиксирует, что школа для него - инородный объект, и будет враждебно относиться к ней. И учиться в таких условиях станет невозможным.

Мотивация ребенка напрямую зависит от положительного отношения к школе его родителей, их личный опыт и сценарии влияют на их фразы о школе, оценку учителя и его деятельности, способность к критике и обесцениванию школьных событий. Поэтому родителям нужно быть предельно внимательными к собственным высказываниям о школе, учителях и школьных предметах. Фамильярность и отсутствие субординации по отношению к учителю никак не способствует формированию уважительного отношения к школе. Обесценивающие фразы о школьных предметах, о том, что учение - потеря времени, не приведут к тому, что ребенок на этом фоне вдруг начнет учиться и всем сердцем полюбит школу. Огромную роль играет личность первого учителя, и если ребенок вдруг заявит, что, мол, "мама, ты неправильно говоришь, а вот учительница правильно", не следует разоблачать "эту самозванку с дипломом" - лучше порадоваться тому, что ребенок в учителе нашел авторитетного человека.

И вот ребенок вовремя и в полной готовности пришел в школу. Что же может его демотивировать?

Как правило, дети, которые не хотят учиться, живут в семьях, где отсутствуют единые правила и требования к ребенку со стороны родителей или других членов семьи, где мама и папа дают малышу противоречивые инструкции по выполнению, например, домашних заданий, соблюдению режима дня, где существенно отличаются критерии успешности и правильного поведения. Ребенок, уловив такие различия, учится манипулировать требованиями, приспосабливая родительские разногласия под свои нужды.

В таких семьях отсутствуют режим дня, четкая организация жизни и быта ребенка, контроль выполнения домашних заданий осуществляется в случайном бессистемном виде, критерии меняются в зависимости от настроения и доминирования одного из членов семьи. Поэтому важно выработать общую стратегию в воспитании и обучении малыша, а также единые критерии, которые не станут меняться в отсутствие того или иного члена семьи. Необходимо совместно (и при участии ребенка) разработать режим дня, правила выполнения разного рода заданий, распределить обязанности по контролю их выполнения. Иногда для этого приходиться исключить бабушек из процесса воспитания, если они попустительствуют ребенку и меняют требования в зависимости от своего личного отношения к внуку или из ложной жалости.

Дети, в чьих семьях частые конфликты и скандалы между родителями, также могут не слишком хотеть учиться, независимо от того, живут родители вместе или отдельно. Ребенок в такой семье тратит много энергии на переживание или улаживание конфликтов, и у него может просто не хватать сил на учебу. Абстрагироваться от такой ситуации без посторонней помощи самому ребенку сложно, и он реагирует на такой стресс снижением всех форм активности. Переживать за оценки в такой обстановке ему просто не приходит в голову. Поэтому важно понимать, что ребенок не может и не должен выполнять роль медиатора между родителями, нельзя возлагать на него ответственность за ваши отношения, спрашивать его мнение и включать в ваш диалог. Следует помнить: если в семье возникает угроза развода, то успеваемость ребенка может снизиться, и прежде чем упрекать его в этом, взрослые должны разобраться в своих отношениях.

Изменения в семье могут быть и приятными, например, рождение второго (третьего) ребенка. Но и эта ситуация может серьезно повлиять на старшего ребенка, вызывая ревностные, конкурентные чувства. Старший, желая получить привилегии младшего, может попытаться психологически регрессировать, буквально снизить свой интеллектуальный уровень, чтобы привлечь к себе родительское внимание. Мне известны случаи, когда старшие дети переходили на "детский язык", начинали требовать их одевать и кормить, делать с ними уроки, хотя уже вполне справлялись самостоятельно. Особенно если родители все время говорят, что у младшего есть преимущество в любви и внимании, "потому что он маленький". Старший ребенок четко улавливает посыл: хочешь быть любимым - будь маленьким!

Еще одна любимая "фишка" родителей - это желание клонировать себя в ребенке, навязывая чаду свои представления о его будущем, часто реализуя несбывшиеся мечты и чаяния. А ведь ребенок - не ваша улучшенная копия, а отдельная личность с, возможно, совсем иными потребностями, талантами и желаниями, и ваши попытки слепить из него "свою мечту" могут окончиться если не трагически, то вполне реальными разочарованиями.

Ничто так не демотивирует человека, как исполнение чужой мечты. В ситуации поиска призвания ребенку важно предоставить свободу, позволяя ему менять свои предпочтения, искать себя в разных формах и видах деятельности, не запрещая менять свои увлечения, доверяя его выбору. Именно так проще в дальнейшем определиться с профессией, чем, окончив музыкальную школу, навеки забыть о пианино и вычеркнуть из памяти нотную грамоту.

Часто родители в последней отчаянной попытке мотивировать ребенка учиться прибегают к денежному вознаграждению. Признаюсь, все подобные случаи, которые мне знакомы из практики, закончились полным провалом. Деньги - действительно сильный и мощный мотиватор, но только тогда, когда человек умеет ими распоряжаться. К тому же критерии оплаты за оценки выглядят весьма сомнительно. В одной семье папа завел ребенку домашний "банковский счет": клал на него деньги за высокие оценки и снимал за низкие. Через некоторое время ребенок зашел в "глубокий минус" и совершенно потерял интерес к этой "забаве", как, впрочем, и к учебе, ведь отдавать долг ему попросту было нечем. И папе мотивировать тоже уже было нечем. Выбор платить или не платить - за вами, но будет ли ваш ребенок потом делать что-то для вас бесплатно, если он учится для вас за деньги?

Надеюсь, бить ребенка за оценки вам не придет в голову…

Важно знать, что сравнивание ребенка с другими детьми, высмеивание, некорректные высказывания в его адрес и в адрес его деятельности, подавление личности, обвинения, угрозы, побои - плохие помощники в мотивации ребенка учиться.

Итак, что же мотивирует ребенка к учебе?

Своевременное начало учебного процесса, согласно физическому и психологическому возрасту.

Адекватная учебная нагрузка и требования к ребенку.

Адекватная оценка его успехов и промахов. Фиксация на успехах.

Обучение ребенка КАК учиться, давая ему правильные схемы и методы получения знаний, соответствие методов его возрасту и потребностям.

Уважение к школе, учителю, учебному процессу.

Своевременное поощрение и похвала в случае удачи, поддержка и помощь при неудаче.

Благоприятная обстановка в семье, единые требования и методы воспитания, доверительная атмосфера в семье.

Контроль и режим дня, приучение к самоконтролю.

Если вы видите в ребенке личность, верите в его силы и поддерживаете в трудные минуты, это всегда принесет свои плоды, и вы будете им гордиться.