UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто должен воспитывать — школа или родители?

Все чаще приходится слышать жалобы, что школа недостаточно воспитывает детей. В этом есть своя правда. Но ведь и причины такого положения дел абсолютно объективные. Во-первых, украинская система образования уже который год переживает процесс трансформации от советских к современным европейским стандартам. Как следствие - содержание образования постоянно меняется, требования к учебному процессу усложняются, а какого-то постоянного стандарта не существует. Получается некое броуновское движение. Да и материально-техническая база совершенствуется недостаточными темпами.

Автор: Максим Петров

Все чаще приходится слышать жалобы, что школа недостаточно воспитывает детей.

В этом есть своя правда. Но ведь и причины такого положения дел абсолютно объективные. Во-первых, украинская система образования уже который год переживает процесс трансформации от советских к современным европейским стандартам. Как следствие - содержание образования постоянно меняется, требования к учебному процессу усложняются, а какого-то постоянного стандарта не существует. Получается некое броуновское движение. Да и материально-техническая база совершенствуется недостаточными темпами.

К тому же львиную долю своего времени педагоги тратят не на самосовершенствование, улучшение качества обучения, использование новых технологий или апробацию разработанных педагогических приемов, а на заполнение отчетных бумаг, которыми сегодня пронизана вся профессиональная деятельность учителя; на техническую работу, которую, в соответствии с долгожданной реформой, должен был делать ассистент.

Во-вторых, хотя заработная плата уже выплачивается не бартером, но ее размер вряд ли можно назвать даже удовлетворительным. В таких условиях не следует удивляться, что учитель постоянно находится в поиске дополнительного заработка, дабы выйти на приличный уровень материального обеспечения. Более того, такой низкий доход от основной деятельности большинство педагогов воспринимают как неуважение к профессии и к себе лично. Хотя это никоим образом не оправдывает постоянных родительских "компенсаций" в виде "подарков в конверте" к каждому празднику.

Следовательно, вряд ли можно говорить о высокой мотивации работников образования тратить свои силы, интеллект и мастерство на то, что ценится так слабо.

В-третьих, следует помнить, кто и как готовит учителей, кто именно идет учиться в педагогические вузы. Профессия преподавателя сегодня - далеко не самая популярная, и, как следствие, будущими наставниками наших детей, призванными передавать им знания, становятся далеко не всегда самые умные. Энтузиасты и педагоги от Бога теряются, к сожалению, среди тех, кто в свое время любой ценой стремился получить высшее образование, но на профессию, о которой мечтал, просто не набрал баллов ВНО. Поэтому иногда знания распространяют немотивированные, разочарованные и абсолютно незаинтересованные педагоги. Старшие учителя уже все знают и видели, а младшие - отрабатывают, а не работают. Отсиживают уроки и рабочие часы, как когда-то сами в школах и институтах. Такая тенденция еще больше обесценивает профессию учителя -как в глазах детей, так и в глазах родителей.

Есть еще немало причин того, что мы не ценим учителей, - но почему-то уровень требований к ним не снижается. Наоборот, все чаще общество артикулирует, что они нам что-то должны. От рассмотрения качества учебников - до воспитания идеального гражданина. Кстати, много самих педагогов недовольны качеством учебников.

Сейчас, во время активных военных действий на Востоке Украины, вспомнили, наконец, о недостаточной физической подготовке юношей, забывая при этом, что сами не считают физкультуру серьезным предметом. Действительно - она же не входит в перечень дисциплин для ВНО. По данным Института гигиены и медицинской экологии им. А.Марзеева НАМН Украины, доля школьной молодежи, которую в 2013 г. врачи признавали здоровой (без хронических заболеваний и недостатков развития), колеблется в пределах от 9 до 45%. То есть здоровыми можно признать меньше половины школьников. В свою очередь, среди этих школьников высокий и средний уровень здоровья имеют приблизительно 30% ребят. Именно их медики признают способными к выполнению установленных нормативов на уроках физкультуры и физического воспитания.

Еще у двух третей практически здоровых школьников недостаточный резерв здоровья (иначе говоря - низкий уровень адаптационных возможностей по состоянию здоровья), и они нуждаются в немедленном вмешательстве врачей профилактического направления для разработки индивидуальных программ сохранения здоровья. И опять-таки эта проблема тоже не замыкается на школе: почему-то никто из родителей не говорит о том, сколько времени и внимания они сами уделяют прогулкам с детьми, активным играм на свежем воздухе. А кто регулярно делает утреннюю гимнастику?

Конечно, мы живем в мире современных технологий, и обычная школа в Украине значительно отстает от интерактивности в мире. Именно поэтому все чаще в обществе дискутируются темы альтернативного обучения, нового типа школ и детских садов. Это требование времени, которое, к сожалению, с одной стороны, на общегосударственном уровне проявляется в разработке малоэффективных программ. С другой - это замечательная возможность для развития бизнеса. Но образование по таким методикам могут себе позволить только единицы (учитывая их концентрацию преимущественно в крупных городах и высокую плату за обучение).

Тяжелая экономическая ситуация в государстве вызывает и другой эффект - учеба детям просто неинтересна. Говорят, что этот процесс в современной украинской школе можно сравнить со скучным документальным фильмом, в то время как жизнь вне его границ напоминает яркое голливудское кино. И, разумеется, ни один учитель в такой ситуации не в состоянии только своими силами поднять авторитет школы как общего учреждения, которое должно не только учить, но и воспитывать.

Очевидно, все вышеперечисленное никоим образом не оправдывает уменьшения роли школы в жизни наших детей, а только объясняет причины такой ситуации. Следовательно, более серьезные нагрузки и ответственность ложатся на родителей. Ведь большинство нынешних мам и пап учились в советской школе, где профессия учителя была очень почитаема, а его слово считалось законом. Видение той школы они переносят на нынешнюю, наделяя ее, соответственно, ролью, которую она, в силу упомянутых и не упомянутых здесь обстоятельств, выполнять в настоящее время не может. И в адрес современного образования все чаще звучат обвинения.

В то же время, говоря о плохо воспитанных детях, мы почему-то забываем о роли семьи в этом деле. В действительности семья - первая, самая большая и длительная школа в жизни каждого человека. Вспомним: разве не наши родители, дедушки/бабушки рассказывали нам, как надо вести себя в той или иной ситуации? Разве не с них мы берем пример?

Почему родители должны учить детей придерживаться всех норм поведения? Есть известная фраза: "Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого". Думаю, всем известно такое понятие, как этикет, который означает совокупность правил поведения, включительно с манерами, одеждой, формой приветствий и обращений, или все то, что связано с внешними проявлениями отношения к окружающим. Он базируется на основоположном принципе человеческих отношений - взаимном уважении и взаимной вежливости, которые являются обязательной нормой.

Все эти правила создаются для того, чтобы пользоваться ими было удобно всем членам общества, чтобы господствовали законы, одинаковые для всех. Очень важно, чтобы подрастающее поколение понимало, какие правила игры в социуме, как надо реагировать на проблемы или конфликтные ситуации.

Но иногда родители не принимают участия в воспитании детей и пренебрегают своими обязанностями. Причины могут быть разные. Одна из самых распространенных - занятость на работе. Тогда ребенок может отдаваться на откуп ближайшим родственникам или няням, а родители компенсируют свое отсутствие финансированием реальных и потенциальных затрат сына или дочери. Похожая ситуация возникает, когда, фактически, воспитанием занимается кто-то из неработающих родителей. Так или иначе, но в обоих случаях процесс воспитания не является полноценным.

Другая причина - когда родители не умеют воспитывать. Это естественно, ведь, когда рождается ребенок, никто доподлинно не может сказать, какие методы и педагогические приемы применять, чтобы он вырос именно таким, каким мы хотим его видеть в будущем. Плохо то, что иногда неумение не перерастает в желание научиться, и линия поведения неопытных родителей вредит как психическому, так и физиологическому развитию ребенка.

Я глубоко убежден, что т.н. хулиганы, нарушители общественного порядка или просто лица с хамским поведением (а они встречаются в нашей повседневной жизни) хорошо знают об общих правилах поведения, но игнорируют их. Они руководствуются принципом - "потому что мне так удобнее", "я умнее вас" или "мне все равно, что вы обо мне думаете". Это, конечно, было бы позитивом, если бы не мешало окружающим. Часто такая мотивация поведения неосознанная и обусловлена тем, что в свое время близкие люди, преимущественно родители, мало на это обращали внимания.

Переведение жизни на уровень "торгово-экономических" отношений, что, к сожалению, является одной из реалий современной Украины, приводит к углублению кризиса в воспитании детей. Хотя правильно было бы подчиняться правилу - "относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Но все чаще приходится видеть преобладание силы и денег над логикой и умом. Интеллектуальный потенциал, интеллигентность и хорошие манеры почему-то отступили на задний план, стали чем-то второстепенным, непопулярным.

Хочется надеяться, что ситуация изменится. И начинать изменения необходимо с себя и своей семьи, потому что ответственность за наше будущее лежит только на нас.