Сейчас от мужчин требуют почти невозможного: успешности в бизнесе и карьере, а дома женщина хочет видеть вежливого и внимательного мужа, интересного собеседника, хорошего отца для своих детей и еще многое другое. Те же часто оказываются неготовыми к таким требованиям. И, как следствие, получают ярлык слабака и недотепы.
О "мужских" вызовах и их преодолении беседуем с заведующим Львовским областным центром детской психотерапии и семейного консультирования, членом Украинского союза психотерапевтов Марьяной НАРТИКОВОЙ.
- Марьяна Викторовна, какова природа мужской инфантильности? Что-то произошло с мужчинами, или у женщин завышенные требования?
- Проблема намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Считаю, что она возникла после Второй мировой войны. Тогда на войне погибло много мужчин, женщины остались одни. Вернувшихся мужчин старались лишний раз не обременять, так как они были уставшие, искалеченные... Эту заботу потом переносили на мальчиков, рождавшихся в то время. И, как мне кажется, уже третье поколение отдыхает. Раньше мальчиков воспитывали совершенно иначе. До 12–14 лет он был с мамой, а дальше уходил в мужское общество. Мальчики, решавшие овладеть ремеслом, в 14–15 лет шли в подмастерья. И они учились возле мужчин, а не женщин. Теперь их среда - это мама, бабушки, тетки, воспитательницы, учительницы… Беда с этим. Детьми сейчас играют и от всего оберегают. У них нет никаких обязанностей. Мужского обучения и воспитания, к величайшему сожалению, не хватает.
Когда-то детей было много. У родителей не было времени с ними нянчиться. Когда рожали последних, то уже "приходили" первые внуки. Все были заняты, а дети сами воспитывали друг друга. Теперь, потенциально имея возможность родить 12 детей, женщина рожает одного-двух. И эти один-два ребенка должны отработать за всех 12. Потому что энергии у мамы много, ей надо кому-то ее отдать. Ребенок должен реализовать для мамы все его потенции, которые только могут быть. Хорошо, что часть родителей это понимают, иначе у меня очередь на прием была бы еще больше.
Раньше девочка оставалась возле мамы и от нее училась женскому делу. Замуж шла на территорию мужа и становилась частью его
семьи. А юноши приводили невестку к своей маме, и она делала из нее женщину. Так сложилось, что женщина - это продолжение мужского рода. Она брала фамилию мужа, принимала его веру, традиции, становилась частью его семьи. Мужчина не может этого сделать.
Теперь девушку родители оставляют возле себя, мальчик идет в
зятья. Это значит, что в чужом доме он никогда не будет хозяином. Это чужая территория, где уже есть хозяин. Это нормально, потому что петух не пустит другого петуха на свой двор. И новый член семьи там может существовать, но реализовать себя не сможет. Он может быть хозяином только на территории, которую считает своей. Осознает он он это - другое дело. Мужчина на территории своей мамы и на территории женщины - это двое разных мужчин. Один уверенный в себе, мужественный, а другой чаще всего слабый и безвольный.
- Почему же мужчины соглашаются на такую роль?
- Потому что их не готовили в семье к новой роли. В древние времена существовало такое понятие, как инициация. Сейчас ее официально нет. Но на практике ребята инициируются. Дерутся в школе, обзываются. Это генетически заложено в мужчинах. Только когда-то это было под надзором взрослых, это было безопасно. Мужчина в армии - это нормально, потому что это элемент мужской инициации. И в культурах, где инициация еще существует, она осуществляется только через боль. В женской инициации это немного по-другому.
Сейчас меняются отношения между мужчинами и женщинами. Из моей практики - разводов стало больше поинициативе женщин. Больше всего они жалуются на то, что мужчины не способны их защитить, дать материальное благосостояние. Часть правды в этом есть. Так продолжается уже 25 лет. Потому что на заработки первыми выехали женщины, не мужчины. А когда-то на заработки выезжал отец и за полгода забирал всю семью. Тогда это было нормально и адекватно. И крайне мало случаев, когда на заработки ехала женщина и потом забирала мужа с детьми.
Сегодня нелегкое время для всех. Но оно дает возможность мужчинам выполнять свою главную функцию - защищать. Функция женщины - рожать. Если женщина начинает уничтожать, значит, она уничтожена изнутри.
- Однако сейчас можно наблюдать, когда девушки демонстрируют мужские черты, а ребята хотят быть похожими на девушек.
- Молодежь должна пройти этот период, когда она идентифицирует себя со своим полом. До определенного возраста ребята обычно держатся кучкой и дистанцируются от девушек. Когда-то это было проще, потому что были мужская и женская школы. Там были разные учебные программы, разная подготовка.
Теперь все отношения стараются сексуализировать. Когда-то мальчики в детском саду подсматривали за девочками и наоборот. В это никто не вкладывал никакого другого содержания, кроме возрастного и естественного. И воспитатели к этому нормально относились. Вопрос: что происходит сейчас в голове взрослых? В характеристике мне пишут, что мальчик в третьем классе сексуально извращен, добивался девочки, потому что заглядывал ей под юбочку. У меня вопрос: здоровые ли люди, писавшие эту характеристику? Мальчик ведет себя как мальчик, и это почему-то всех пугает.
Начиная с детского сада, обостряется конкуренция между мальчиками и девочками. Девочки успевают выучить стихотворение, умеют хорошо танцевать. И в школе учебная программа - для праворуких девочек, а не для мальчиков. Поскольку их составляли женщины. Я не знаю, как по ней учатся мальчики. Потому что они познают иначе. Предметы для них должны быть немного другие, и давать знания должны бы не женщины, а мужчины. Это совершенно другое донесение информации, другой язык. Ребята получают знания в движении, в действии, а девочки - в словах, образах. И всю школу они должны с девочками конкурировать. Потому что их постоянно сравнивают. Девочка выучила стих, а ты что, не умный? Но это мало помогает. Не сумев удержаться на равных в школе, многие старшеклассники вообще забрасывают учебу. А потом видим абсолютно инфантильных "кастрированных" мужчин. И они не стали такими в 20 лет!
- У американского психолога Джона Элдриджа есть тезис: дать ребенку взрослость и мужество может только отец.
- Да, это его функция. Материнские и отцовские функции разные. Мама должна дать ребенку любовь, эмоциональность, принятие, а отец - рамки, требования и наказания. Мама не имеет права наказывать. Разве с благословения отца, пока его нет дома. Говорить ребенку, что он должен или не должен делать, - это папина функция. Он - представитель общества в семье. И он рассказывает, что хорошо, а что плохо. Когда отец мужчина, ему не надо кричать на кого-то или бить, он приходит домой и только посмотрит как-то не так - все понимают, куда идти и что делать. Очевидно, что здесь речь не идет о насилии в семье.
- А вообще, существует ли разница между мужским и женским воспитанием?
- Нет мужского и женского воспитания. Нет инь и янь, есть одно целое. Отец с матерью должны понимать, кого "на выходе" они хотят получить. Если хотим воспитать мужчину, который не будет бояться принимать самостоятельные решения, возьмет ответственность за себя, свою семью и родителей, то и воспитываем соответственно. И здесь важно, чтобы каждый из родителей выполнял свою часть работы.
Очень часто в семье родители распределяют роли. Кто-то берет на себя роль плохого полицейского, кто-то - хорошего. И ребенка начинают между собой раздирать: потому что мама разрешает, а отец - дурак, кто бы его слушал. Родители должны быть единым целым. Если мама десять раз будет не согласна, она может сказать об этом отцу в другой комнате. Но при ребенке делать этого нельзя. Потому что оба потеряют авторитет у ребенка и научат его манипулировать.
- Как правило, все споры в семьях за первые роли вызваны потребностью равенства.
- Что мы делим? Не понимаю. Каждый делает свою часть работы. И лучше всего сделает ее тот, кто к этому лучше походит. Столяр лучше всего сделает столярку, повар приготовит еду. Так кто из них лучше? Должна быть взаимодополняемость. Пара - это всегда пара. Уровни в моем понимании - равноценные.
И если собираетесь выйти замуж или жениться, вы идете и смотрите на семью. Выйдя из семьи, где нет уважения женщины к мужчине или мужчины к женщине, вы получите такую же ситуацию в собственной
семье. Дети, которых не приучили в семье к работе, и в дальнейшем ее будут избегать. Ребенок не может вести себя иначе, чем он видел в своей семье. По-другому выстраивать отношения он не умеет. Разве он задействует т.н. антисценарий и скажет, что в его семье все будет по-другому? Взрослые люди должны это понимать и что-то с этим делать.
- Женщины все чаще решают своими силами воспитывать детей. И находят в этом позитив. По статистике, каждая третья мама воспитывает детей без отца.
- Когда женщина является женщиной и мужчиной, то ребенок - круглая сирота. Потому что нельзя выполнять две абсолютно противоположные функции. Мама должна любить и прощать, а отец - наказывать и не разрешать. Как это можно объединять? Женщина не может выполнить мужскую функцию, поскольку она женщина. Тогда она и это плохо делает, а то вообще не делает. Такой ребенок дважды обижен. Поэтому прежде чем разводиться, надо понимать, что вы делаете. Каждый следующий мужчина или женщина будут абсолютно одинаковы. Люди не отличаются ничем. И проблемы в отношениях идентичны. Их надо решать, а не убегать от них.
В семьях, где мама и отец долго живут вместе, дети редко разводятся. У них есть пример, как можно поддерживать отношения. Все отношения переживают кризис. В жизни бывает всякое. Здесь вопрос, как этот кризис перейти. Но часто мама говорит дочке: я же тебя воспитала сама, зачем нам твой мужчина сдался? Она правдами и неправдами старается развести дочку с мужем. И та дочка также сама будет воспитывать своего ребенка. Дети учатся на наших поступках, а не словах. В свою очередь сын, который "сделал" ребенка, будет считать, что он тоже никому ничем не обязан. Потому что так вел себя его отец.
Мужчинам отцовство дается дольше. У женщины есть девять месяцев на то, чтобы выстроить отношения с ребенком. А отец на все это смотрит со стороны и не всегда знает, что с этим делать. Особенно, когда в родительской семье был единственным ребенком. Чтобы почувствовать себя отцом, ему нужно приобрести опыт. Должно произойти психологическое перенастраивание. Поэтому супруги, у которых нет трех детей, - в определенном понимании не женщина и не мужчина. Считается, что идентификация мужчины и женщины как родителей происходит только на третьем ребенке.
Жаль, что сегодня мир абсолютно не побуждает к здоровой семье. Ведь когда есть крепкая семья, есть мама и папа - кто им в доме что-то будет диктовать? Разрушаем семьи - разрушается вся структура. Государство, нация. Потому что только в семье передаются ценности, традиции, верования. Семья учит отношениям, уважению и трудоспособности.
- Но как поступать женщине, если отца все же нет. Как ей воспитать адекватного молодого мужчину? Ведь, выросши без отца, он рискует стать "маминым сыночком". И потом, когда вступит в брак, не будет знать, как ему воспитывать сыновей. Выходит какой-то замкнутый круг.
- Мама, которая понимает, что у нее растет мальчик, купит ему штаны, пистолет и выпустит на улицу, а не будет требовать девчачьего поведения и интересов. Для нормального воспитания мальчика, очевидно, что должны быть отец и мать. Если отца нет, его может заменить учитель, тренер, крестный отец. В нашей культуре есть крестные родители не только для того, чтобы на праздники приносить подарки. Они дублируют биологических родителей, и это дополнительная безопасность для выживания детей. Выбирая крестных родителей, надо понимать, что, в случае чего, эти люди вас заменят.
Поэтому, если мама сама воспитывает мальчика, всегда советую: отдайте ребенка в спортивную секцию. Но при условии, чтобы тренером был мужчина. Нужна любая мужская фигура, к которой мальчик будет тянуться, и это выровняет ситуацию. То есть ищите референтное лицо, которое поможет ребенку заменить его отца. Даже если вы развелись, и муж стал для вас плохим человеком, для вашего ребенка он может остаться лучшим отцом.