UA / RU
Поддержать ZN.ua

Формальный подход, или Школьная форма: "за" и "против"

История стандартизированной школьной одежды началась в Великобритании в ХVI в., и до сих пор люди, далекие от школьной жизни, при слове "школьная форма" представляют себе опрятных и стильных британских школьников в соломенных шляпках и свитерах с вышитыми эмблемами учебного заведения. Украинская реальность отличается от такой картинки, как отличается и подход к одежде учащихся в разных странах.

Автор: Оксана Билык

"Бе-е-е-е" - девочка лет двенадцати с отвращением крутит в руках бордовый велюровый жакет, который мама только что подала в примерочную.

Мама вздыхает, без лишних вопросов забирает непонравившуюся одежду и идет искать другую модель: не очень дорогую, не слишком синтетическую и - совершенно фантастическое требование - такую, чтобы пришлась по вкусу юной даме раннего пубертатного возраста. Маме тоже хочется высказать свое "фе", но не столько в сторону конкретной одежды, сколько в сторону школьной формы как таковой.

История стандартизированной школьной одежды началась в Великобритании в ХVI в., и до сих пор люди, далекие от школьной жизни, при слове "школьная форма" представляют себе опрятных и стильных британских школьников в соломенных шляпках и свитерах с вышитыми эмблемами учебного заведения. Украинская реальность отличается от такой картинки, как отличается и подход к одежде учащихся в разных странах. Не думаем, что в большинстве западных государств одинаково одетые ученики - это норма: в Европе форму носят преимущественно воспитанники отдельных частных школ, а из пятерки лидеров прошлогоднего рейтинга стран с лучшим школьным образованием форму обязаны носить только ученики из Сингапура.

В Украине обязательная школьная форма появилась 21 год назад, после подписания президентом соответствующего указа "в поддержку инициативы общественности и предложения Министерства образования". Теперь же общественность начала обратный процесс и просит президента тот указ отменить. Но проблема с формой не нова - во многих школах вопрос о ее необходимости или хотя бы либерализации (т.е. разрешить темные джинсы и светлые рубашки-свитера) поднимается едва ли не ежегодно.

Опрятные и дисциплинированные

Главные приверженцы школьной формы - это учителя, которые с ужасом вспоминают, какой вид имели школьники в начале 1990-х. Их глаз действительно тешат более-менее одинаково одетые ученики, такие деловые и взрослые в пиджаках и рубашках. И даже если магическое успокоительное влияние формы сложно заметить в полных энергии младших классах, сугубо визуальный порядок - это уже кое-что. Впрочем, аргумент "форма дисциплинирует" пока что не выдержал научной проверки: сразу несколько американских исследователей получили "смешанные результаты": в одних школах после внедрения формы случаев плохого поведения учеников стало меньше, в других, наоборот, больше, в третьих - очень интересный эффект - руководство школ уверяло, что поведение учащихся улучшилось, хотя количество выговоров и наказаний не изменилось по сравнению с "бесформенным" периодом. В похожей ситуации оказались и те, кто искал связь между успешностью учеников и наличием школьной формы, которая якобы помогает концентрироваться на учебе. "Полученные результаты не показывают никакой значимой связи между политикой школы относительно формы и успешностью учеников", - написал Райан Юнг, исследователь с Сиракузского университета, проанализировав несколько лонгитюдных образовательных исследований.

Но у просвещенцев есть и вполне убедительные аргументы. Наличие формы действительно влияет на школьную безопасность: в толпе одинаково одетых учеников легче заметить "чужеземца", который не должен находиться в учебном заведении. А это в свою очередь уменьшает вероятность краж и конфликтов, к которым причастны дети из других школ или взрослые, маскирующиеся под старшеклассников. Еще один бесспорный плюс - форма помогает учителям следить за своими воспитанниками во время экскурсий за пределами школы. "Обычно" одетого ребенка проще потерять в метро или не заметить, что он отошел посмотреть на витрину киоска, пока учитель и весь класс ждут троллейбус. Ну и, наконец, школьная форма в определенной степени удерживает детей от прогулов, по крайней мере в тех странах, где полиция и взрослые обязательно поинтересуются у школьника, почему это он не на уроках.

И не только школы выступают за школьную форму - свои причины и у родителей. "Вы не представляете, как долго Настя одевается в выходные и на каникулах, - говорит Светлана, мама привередливой семиклассницы. - Это не подходит, это не идет, это не выглажено. Здесь и слезы, и крики, и кидание вещей. А в школу - пять минут и готова. Да и у меня голова не болит, что ей носить". Для кого-то форма может оказаться и более дешевым вариантом одежды - пятикласснику Олегу форму заказывают в интернет-магазине за границей. "Мне это выгоднее, чем покупать "фирменную" одежду в недорогих магазинах, которая не выдерживает даже одной игры в футбол, а что уж говорить о зимних катаниях на горках после школы, - убеждена мама Олега. - А еще, когда я училась в старших классах, то у нас постоянно были соревнования, кто моднее и дороже оденется, и детей из бедных семей откровенно травили то за старые брюки, то за бабушкины свитера. По моему мнению, сейчас такого в школах меньше".

Свободные и самобытные

Что же противопоставляют положительному влиянию формы ее противники? Родителей, которые учились еще в советское время, часто раздражает вынужденная одинаковость, поскольку у детей нет возможности выразить себя с помощью одежды. Сейчас в обществе, по крайней мере в той его части, которая учитывает внешний вид, больше всего ценят не просто модных, а уникально и стильно одетых людей. Об этом свидетельствует, кроме тенденций в модных изданиях и социальных сетях, расцвет далеких от классического стиля украинских дизайнерских марок одежды. Но как научиться стильно одеваться, если изо дня в день перед глазами зеленые жакеты и клетчатые юбки в лучшем случае, или белый верх и черный низ - в худшем? И не будем забывать, что желание выделиться не пропадет у подростка только потому, что одну из форм самовыражения ему ограничили. Это не означает, что все, на кого наденут форму, сразу пойдут делать пирсинг или татуировку, брить виски или красить волосы в синие, но шансы, что личность ребенка будет искать других способов демонстрации, довольно высоки.

Аналогично происходит и с социальным равенством, которому должна содействовать одинаковая одежда. Поскольку форму закупают не учебные заведения, а сами родители, уровень благосостояния в семье заметен даже тогда, когда все ученики одеты в одинаковые цвета. Просто у кого-то красный жакет будет синтетический и коротковатый, так как ребенок растет быстро, а зарплата у родителей - не очень, а у кого-то будет удобный и подогнанный к фигуре пиджак из натуральной ткани. Прибавьте к этому телефоны и сумки, обувь и канцелярские принадлежности, машины, на которых детей привозят в школу, или, наоборот, не очень зажиточную бабушку, которая встречает внука после уроков, место проведения каникул - и станет очевидно, что ни бедности, ни благосостояния дресс-кодом не скроешь.

Впрочем, семьям со средним достатком тоже непросто подобрать хороший вариант. "Тот костюм, который мы купили в начале школьного года за сравнительно небольшие деньги, оказался некачественным, - жалуется Оксана, мама третьеклассника Артема. - А дорогой покупать нет смысла - младшие школьники пачкают форму едва ли не ежедневно, стирать ее приходится часто. А еще и выбрать форму целая морока: осанка у сына нестандартная, поэтому нам нужны брюки и пиджак разных размеров, а распаровывать костюмы в большинстве магазинов не дают". Ребенок растет - и проблем только прибавляется. "Для меня покупать форму сыну очень невыгодно, - говорит Елизавета, мама девятиклассника Данила. - Он за полгода подрастает на 11 сантиметров, и новый комплект надо покупать минимум дважды в год. А ведь форму, кроме школы, больше никуда не оденешь. Самому ребенку все это не нравится еще больше: каждое утро сбор в школу - это борьба с собой и испорченное настроение".

Еще один момент, который беспокоит родителей, - удобство формы. Будем откровенными, пиджак и рубашка - не лучший выбор для физически активного ребенка. Какое активное движение может быть в школе? Собственно, он должен там быть - хотя бы в виде беготни на переменах. Ведь как иначе младшим школьникам выпустить энергию и с радостью вернуться к учебе? А поиграть в мяч после уроков или повисеть на турнике? Именно поэтому за рубежом в комплект школьной формы часто входят футболки-поло, трикотажные кофты, джемпера, хлопчатобумажные свитшоты, ведь подростки тоже хотят время от времени одеться не официально, а комфортно.

Вопрос необходимости школьной формы остается контроверсионным во многих странах, даже в той же Великобритании. И большинство родителей, выступающих против формы в Украине, протестуют не против самого явления, а против того, как проблема школьной одежды решается в нашем государстве. Все понимают необходимость дресс-кода в учебных заведениях, но хотели бы, чтобы и родители, и сами ученики имели возможность выбора - и в зависимости от финансовых возможностей семьи, и от настроения ребенка, и от его планов на день.

По моему мнению, разумный выход - передать полный контроль над одеждой учащихся на уровень школ, где руководство вместе с родителями и учениками могло бы достигнуть компромисса. И тогда те, кто против принудительности во внешнем виде, могли бы выбрать другое учебное заведение. А дальше, кто знает, возможно, стильная и удобная форма какой-то школы станет предметом гордости для ее воспитанников и заставит их следить за своим поведением и репутацией альма-матер?

А если вы все еще выступаете за обязательность формы для всех детей, спросите себя, согласны ли вы в течение 12 лет носить одинаковую одежду пять дней в неделю?