UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ценность игры в жизни ребенка

Всем родителям хорошо известно, что игра - важный процесс в развитии ребенка.

Автор: Анастасия Голота

Этим знанием пользуются маркетологи и компании по производству всевозможных игр, игрушек и различных развлечений для малышей. Современные мамы и папы зачастую не могут противостоять ассортименту и разнообразию предложений детских магазинов и порой погружаются в чувство вины за то, что не могут себе позволить купить очередную игрушку, которую просит малыш, или такую же, как у соседского ребенка.

Но так ли важны игры и игрушки для игровой деятельности?

Игру как процесс рождает не игрушка и не игра, игру рождает внутренне состояние наполненности, спокойствия, безопасности и потребности в творчестве и исследовании этого мира. Радость от игры возникает не от того, что мы видим результат своей деятельности, а от того, что мы делаем то, что хотим делать, в противовес тому, что мы делать должны или от нас ожидают. Поэтому, если говорить о необходимости игрушек для качественного развития ребенка, то их не то что не должно быть много, они вообще не требуются для истинного игрового процесса. Это вовсе не означает, что родителям не нужно покупать игрушки и различные игры детям. Но важно понимать природу игры для того, чтобы правильно выбирать и наполнение игрушечного арсенала, и его количество.

Игра - особый вид деятельности, основными характеристиками которой являются спонтанность, творчество, удовольствие от процесса. Игра для детей - способ развития физических, интеллектуальных, эмоциональных, социальных и моральных навыков. К сожалению, в наши дни знание об этом бесценном влиянии игры на развитие ребенка привело к тому, что педагоги и, опять же, игровая индустрия активно насаждают идею "развития через игру" или "развивающих игрушек". Но развивает ребенка не сама игрушка (будь она сколь угодно интерактивная или креативная!), а воображение ребенка в процессе игры. И обучение через игру происходит само собой, а не благодаря тому, что ребенку извне организовывают игру с целью обучения. Ибо еще одно важное условие настоящей игровой деятельности - добровольное в ней участие.

Вовлекаясь в игру, ребенок хоть и задается какой-то конкретной целью (например, построить замок или поиграть в продавца), но эти цели воспринимаются как неотъемлемая часть игры, а не единственная причина вступить в процесс игры (детей увлекает процесс строительства и вхождение в роль продавца, нежели желание создать конечный продукт - замок и распродать все овощи в магазине, чтобы получить прибыль). Даже в играх, которые предусматривают выигрыш, участников мотивирует именно процесс получения очков и попытки выиграть, а не сами очки или статус победителя.

Развитие во время игры происходит потому, что ребенок не ограничен условностями "реального мира" и может использовать какой угодно предмет, а затем и определенную роль, выходя за рамки привычного и обыденного на это взгляда. Всем родителям годовалых малышей хорошо известно, что им одинаково интересно играть и с обычной пластиковой бутылкой или пачкой салфеток, и с супер-пупер-интерактивно-музыкальным развивающим столиком. Такие моменты интереса, вовлеченности, творчества очень важны для развития мозга ребенка, ведь именно тогда в нем формируются нейронные связи, которые в дальнейшем используются для решения различных новых задач, а также станут залогом творческого подхода к деятельности и жизни в целом.

Некоторые чувствуют себя горе-матерями, наблюдая, как малыш увлеченно играет веточками и листочками на прогулке, но именно такой процесс и является истинной и необходимой игрой! Когда ребенок может организовать себе игру даже из подручных материалов где угодно, когда ему не нужны для этого инструкции извне или предметы, которые бы стимулировали и задавали игру (например, детские продукты, деньги и касса для игры магазин), когда он не нуждается в организации или установке правил учителями или аниматорами. Как сказал известный нейропсихолог Джон Медина: "Лучший способ развивать креативность у ребенка - это дать ему простую картонную коробку и карандаши".

Когда ребенок переходит от предметной, к сюжетно-ролевой игре, развивающий эффект возрастает в разы. Такие игры являются лучшим способом приобретения социальных навыков. Причина, опять-таки, в добровольности участия каждого из участников: они всегда могут выйти из игры - и делают это, если им не нравится играть. Также такого рода игры всегда предполагают правила, которых должны придерживаться все игроки, иначе игра закончится. И тогда каждый из участников старается вести себя в соответствии с этими правилами (иначе будет исключен), а не поддаваться сиюминутным импульсам и эмоциям. Именно в сюжетно-ролевой игре дети тренируют гибкость, осваивают навыки самоконтроля, самостоятельно учатся удовлетворять свои желания, учитывая в то же время желания других. Пожалуй, в любом обществе это самый важный урок, который можно усвоить.

Порой процесс создания правил игры у детей может занимать больше времени, нежели сама игра, и именно этот договор имеет бОльшую ценность для развития, нежели дальнейшие игровые действия. Так дети учатся договариваться, примерять на себя роли ведущего и ведомого, проявлять инициативу и соглашаться с большинством, ощущать последствия несоблюдения правил ("тогда я не буду с тобой играть") и выступать в роли судей. Поэтому, если вы заметили, что вашего ребенка исключили из какой-то коллективной игры, не нужно вмешиваться в детский процесс и уговаривать или заставлять детей принять ваше чадо назад. Лучше помогите своему сыну или дочке усвоить этот неприятный опыт: озвучьте его чувства, утешьте, проанализируйте совместно ситуацию (почему так произошло и как можно было поступить иначе), предложите другие варианты, которыми ребенок сможет воспользоваться в следующий раз. Ну и уж, конечно, ни в коем случае, не навешивайте негативные ярлыки на других детей ("они плохие", "не нужно с ними больше играть"), ведь так ваш ребенок не сможет научиться гибкости, компромиссам, и способности учитывать не только свои желания, но и желания других.

Не следует также опасаться праздного времяпрепровождения ребенка. Современные родители крайне невротизированы идеей раннего развития, и поэтому их часто преследует убеждение, что ребенка каждую минуту необходимо чем-нибудь занимать, развлекать и развивать. Но у ребенка заложена внутренняя потребность в развитии и исследовании этого мира, а наша задача - лишь создать благоприятные для этого познания условия: теплые отношения с заботящимися взрослыми, развивающая среда (разнообразная, безопасная) и поддержка.

Игра - это всегда активная деятельность, а не пассивное потребление удовольствия или развлечений. Дети, которые перегружены внешними стимуляторами (мультики, компьютерные игры и различные приложения, детские комнаты и аниматоры) не только не смогут ощутить истинное удовольствие от игры (как правило, со временем внешний допинг перестает действовать, и ребенку все чаще становится неинтересно и скучно), но у них еще не будет времени на то, чтобы осознать свои истинные интересы и потребности, а также - возможности создавать такие важные нейронные связи в процессе спонтанной, действительно развивающей игровой деятельности.

Исследования показывают, что среди трех групп мам - активно вовлеченных в ребенка (постоянно организовывающих их деятельность), умеренно вовлеченных и отстраненных (не инициирующих активность ребенка) - показатели активности и креативности выше у деток мам второй и третьей групп. Не следует забывать о том, что настоящая игра - это не просто манипуляция игрушками или развлечение, это процесс, в котором есть самовыражение, исследование, любопытство, которые идут изнутри и движут ребенком в процессе строительства, рисования или игры в доктора. Детская игра - это опыт взрослости в безопасном формате, в котором ребенок тренирует необходимые для дальнейшей жизни навыки. Способствуйте этому процессу, не ругайте за праздность, не упрекайте в глупости сюжета, не подстегивайте интерес, не ставьте оценки за результат, не стимулируйте непременный успех и выигрыш - и тогда игра станет для вашего ребенка важнейшим тренажером для развития зрелости.