UA / RU
Поддержать ZN.ua

В странах Европы сокращается численность армий — FT

Правительства Великобритании, Франции и Германии должны создать условия, чтобы привлекать в вооруженные силы больше военнослужащих.

Германия уже два года находится на этапе Zeitenwende — "переломного момента" в обороне, провозглашенного канцлером Олафом Шольцем в 2022 году, когда Россия начала полномасштабное вторжение в Украину. С тех пор она увеличила расходы на оборону на миллиарды евро. Но гораздо меньше внимания, чем новое снаряжение и боеприпасы, привлекает проблема человеческих ресурсов.

При численности 181 тысяча военнослужащих, немецкой армии не хватает по меньшей мере 20 тысяч солдат для выполнения текущего мандата, который, по словам военного руководства, необходим для выполнения задач. Этот дефицит является одним из самых больших в Европе, но данные Международного института стратегических исследований показывают, что он не единственный, пишет Financial Times.

В последнее десятилетие Великобритания ежегодно не выполняет свои годовые планы по набору военнослужащих, а в прошлом году ее сухопутные войска потеряли 4 тысячи солдат. Французские вооруженные силы, крупнейшие в Европе, насчитывают 203 850 мужчин и женщин, все еще не достигшие необходимой, по словам генералов, численности и сократились на 8% с 2014 года. В Италии численность вооруженных сил сократилась с 200 тысяч десять лет назад до 160 900 сегодня.

Читайте также: Как Швеция готовит свою армию к возможным угрозам со стороны России — WSJ

На бумаге у европейских союзников по НАТО имеются 1,9 миллиона военнослужащих — на первый взгляд, этого достаточно, чтобы противостоять России (1,1 миллиона солдат и 1,5 миллиона резервистов). Но в реальности европейским странам НАТО будет трудно вовлечь в конфликт более 300 тысяч военнослужащих — и тогда это займет месяцы подготовки, говорят аналитики FT.

Франция и Великобритания являются сильнейшими военными силами в Европе, но их вооруженные силы рассчитаны на быстрое развертывание и выполнение конкретных миссий в других странах или регионах, а не на длительное присутствие на месте конфликта.

"Обе страны сейчас адаптируются, пытаясь позиционировать себя для противодействия российской угрозе, коренным образом перевернувшей представление западных стран о том, к какой войне они должны быть готовы. Но некоторые опасаются, что они все еще слишком зациклены на прошлом опыте и воспринимают свой меньший размер [военных сил] как неизменную реальность", — говорится в газете.

Читайте также: Как Америка может подготовиться к войне в Азии, Европе и на Ближнем Востоке — Foreign Affairs

Если больше европейцев не будут выбирать военную карьеру, их правительства могут искать другие способы привлечь их к службе. Этой весной министр обороны Германии Борис Писториус предложил свою большую идею: чтобы решать проблему дефицита войск, Германия должна рассмотреть возможность введения призыва в той или иной форме.

Берлин предлагает разослать анкету всем 18-летним немецким мужчинам — около 400 тысяч ежегодно — с вопросом об их готовности пройти военную службу и об их навыках. Меньшее количество из них потом будет обязано принять участие в собрании для потенциального отбора — около 40 тысяч в год, надеются в министерстве обороны.

Нидерланды также недавно выдвинули идею гибридной модели призыва: в следующем году они надеются набрать 2000 человек на год службы на основе тех, кого они определят как потенциальных военнообязанных с помощью обязательной анкеты, которую они рассылают молодым людям, когда им исполняется 17 лет.

Читайте также: Британия и союзники должны использовать военный призыв для сдерживания России — министр иностранных дел Латвии

И немецкий, и голландский подходы базируются на том, что специалисты по оборонному планированию стали называть "скандинавской моделью" призыва на срочную службу. В Норвегии и Швеции выборочные модели всеобщей воинской обязанности оказались очень успешными.

Эксперты говорят, что призыв — даже успешные гибридные модели — никогда не будет исчерпывающим решением, а оборонные и военные чиновники должны шире взглянуть на то, как сделать военную карьеру более привлекательной. Одной из причин успеха модели в Норвегии и Швеции есть то, что регулярная военная карьера там считается ценной и престижной, говорит Гранд, бывший чиновник НАТО.

"Однако сначала многим европейским военным нужно научиться основам. На всем континенте особенно остро стоит одна проблема: жилье", — отмечает Financial Times.

Читайте также: Лидеры стран Балтии призывают членов НАТО вернуть призыв в армию — FT

В своем ежегодном отчете о состоянии германской армии парламентский комиссар Ева Хёгль написала в этом году, что казармы по всей стране находятся в полуразрушенном состоянии. На некоторых базах, отметила она, военнослужащие даже вынуждены платить за Wi-Fi почасово. В Британии ситуация похожа.

Одним из самых сложных для понимания, но потенциально решающих факторов в связи с угрозами со стороны России, в условиях более масштабной войны является роль патриотизма в развитии вооруженных сил. Европейские общества относятся к своим вооруженным силам по-разному: в Польше, например, военные говорят, что долгая история российской агрессии, переживаемая страной, является мощным мотивом для набора на военную службу.

Похожая ситуация и в странах Балтии, где опасения по поводу российского реваншизма столь же глубоки. Однако это все же исключения из правил. В соседней Германии Писториус подвергся жесткой критике за то, что неоднократно заявлял, что общество должно стать "готовым к войне".

Читайте также: Европа не должна паниковать по поводу возможного возвращения военного призыва — Bloomberg

Ранее Politico писало, что молодежь в США и Европе не желает воевать даже за свои собственные страны. Они не готовы противостоять тирании.