UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Евросоюзе договорились об авиационном безвизе – есть ли в нем Украина

Цель проекта - создать более безопасную и выгодную авиаинфраструктуру, которая после открытия авиасообщения в Украине должна также быть реализована и украинскими авиаперевозчиками

Европейский Совет и Европарламент пришли к соглашению о создании проекта, который условно называют "авиационным европейским безвизом". Он предусматривает возможность консолидации технологических и экономических ресурсов, кооперирования стран ЕС для превращения воздушного пространства над Европой в безопасный, экономический и экологический транспортный коридор. В итоге пассажиры самолетов получают более высокую безопасность и сокращение времени перелетов, более высокую комфортность, а авиакомпании – оптимизацию расходов и универсализацию требований к навигации и обслуживанию самолетов.

Читайте также: Чистый убыток лидера авиационного рынка РФ взлетел в 41 раз

Соответствующее решение было принято на совместной комиссии Евросовета и Европарламента.

Когда решение заработает?

Формально решение будет реализовано путем принятия изменений в два регламента – Single European Sky и Агентства ЕС по авиационной безопасности EASA. Украина не является страной ЕС, однако до широкомасштабного вторжения проводились консультации по вопросу интеграции Украины по поводу требований общего европейского авиапространства, в частности, по реализации нового пакета "авиабезвиза". В рамках Саммита Украина – Европейский Союз 12 октября 2021 подписано соглашение о совместном воздушном авиапространстве. Поэтому после ратификации всех документов европейскими институтами и начала реализации проекта Украина тоже присоединится к обновленной версии авиабезвиза.

Что изменится в авиасообщении Европы?

В каждой стране должен действовать собственный регулятор, определяющий поставщиков аэронавигационных услуг, которые должны соответствовать критическим параметрам экономической финансовой и организационной устойчивости. также предоставлятели аэронавигационных услуг должны пройти соответствующую сертификацию.

Кроме того, в Европе отныне будет внедряться распределение и обязательное распределение компаний предоставляющих аэронавигационные услуги и национальных регуляторов по этому вопросу.

Национальные надзорные органы и Комиссия будут вместе оценивать эффективность аэронавигационного обслуживания в соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности. В этом процессе Комиссии помогает совет по проверке эффективности (PRB), выполняющий консультативную роль. PRB создается как стабильный и постоянный орган и будет финансироваться из бюджета ЕС.

Среди новаций регулирования авиапространства – усиленные требования к экологичности маршрутов, в частности, по использованию наиболее эффективных и доступных маршрутов и увеличению альтернативных экологически чистых технологий. Также прилагаются новые возможности для эффективной диспетчеризации воздушного транспорта и использования лётной инфраструктуры.

В "авиабезвиз" шли с 1999 года

Проект свободного авиапространства SES начался в 1999 году, чтобы улучшить эффективность управления воздушным движением и предоставление аэронавигационных услуг путем лучшей интеграции. Последняя крупная законодательная инициатива в рамках SES, SES 2, была завершена в 2009 году. Промежуточное обновление правил SES под названием SES 2+ было предложено в 2013 году, но так и не получило реальной реализации.

В сентябре 2020 года начался новый этап по созданию единого европейского авиабезвиза.

Украина начала процесс возобновления авиасообщения с другими странами. Пока это этап оценки рисков и подачи соответствующих запросов в разрешительные организации. Об этом сообщил вице-премьер по восстановлению - министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков на форуме "Украина. Год 2024". "Ведем консультации с американским и европейским регуляторами безопасности над открытием авиационного пространства. Сложный процесс, но первые формальные шаги Украина делает уже сейчас" - отметил Александр Курбаков.

В ближайшие дни украинское правительство представляет соответствующие обращения и заявления относительно начала оценки текущей ситуации и возможных рисков, возможности начала переговоров с регуляторами.