Законодатели ЕС достигли согласия по поводу первого общего закона о борьбе с коррупцией после того, как было сделано несколько уступок, чтобы предоставить странам больше свободы в его применении, сообщает Politico.
Законопроект, согласованный во вторник, 2 декабря, вечером, гармонизирует определение правонарушений, минимальные наказания и превентивные меры в странах ЕС. Согласие по закону (которого пытались достичь более двух лет) было достигнуто в тот самый день, когда Брюссель потряс один из крупнейших коррупционных скандалов за последние десятилетия.
Окончательный текст проекта является смягченным по сравнению с первоначальным предложением Еврокомиссии, представленным в мае 2023 года, и амбициями Европарламента. Проект включает значительно уменьшенные минимальные наказания, много необязательных положений и формулировки, оставляющие странам широкий простор для собственных интерпретаций.
"Совет ЕС не хотел этого законопроекта. Они боролись за каждый сантиметр территории, поскольку им просто не нравится гармонизировать или устанавливать минимальные стандарты в области уголовного права", — сказала Politico главная переговорщица от Европарламента Ракель Гарсия Эрмида-ван дер Валле.
Одной из самых спорных точек законопроекта было обязательство стран ЕС признавать и наказывать преступления "злоупотребления служебным положением" со стороны государственных служащих, которое Италия заблокировала. Германия и Нидерланды также выступили против этой меры.
Участники переговоров нашли компромисс, смягчив формулировку текста, изъяв прямое упоминание преступлений "злоупотребления служебным положением" и вместо этого требуя от стран ЕС кодифицировать как преступления "по крайней мере определенные серьезные нарушения закона при выполнении или невыполнении действия государственным служащим при исполнении своих должностных обязанностей".
Гарсия отметила, что, несмотря на оппозицию, Европарламенту удалось включить широкие требования по предотвращению коррупции. Страны ЕС имеют два года на внедрение закона и еще один год на представление своих национальных антикоррупционных планов ЕК.
"Я рада, что мы достигли согласия и имеем основу для дальнейшей работы", — сказала Гарсия.
Депутат Европарламента от партии "Зеленых" Даниэль Фройнд назвал законопроект победой, поскольку теперь будет юридическая основа для того, чтобы ЕК была проблемой для тех, кто не соблюдает правила, а национальные суды смогут обращаться в высший суд ЕС за советом по вопросам коррупции.
Социалистический евродепутат Хлое Ридель заявила, что закон также содержит конкретные определения многих коррупционных преступлений, которые теперь будут общими для всех стран ЕС, таких как "взяточничество в государственном и частном секторах, растрата в государственном и частном секторах, торговля и влияние, обогащение за счет коррупционных преступлений, препятствование правосудию, сокрытие и подстрекательство".
Переговорщик от правоцентристской Европейской народной партии Дэвид Каса подчеркнул, что общие определения будут способствовать трансграничному сотрудничеству, и высоко оценил новые требования к странам ЕС по отчетности перед Еврокомиссией, которые помогут Брюсселю улучшить мониторинг того, как страны-члены борются с коррупцией.
Критики считают законопроект слабым
Однако критики заявили, что законопроект недостаточно масштабен.
"Несмотря на усилия Европарламента, любое соглашение будет далеким от того, что нужно ЕС для борьбы с коррупцией в 27 государствах-членах", — заявил глава Transparency International EU Ник Айосса, критикуя страны за попытки смягчить законопроект.
Праворадикальный евродепутат от Европейских консерваторов и реформаторов Мариуш Каминский подчеркнул, что страны не обязаны создавать независимые антикоррупционные органы.
"Как мы можем побудить украинцев сохранить независимость их антикоррупционного органа, если мы не требуем того же внутри ЕС? Нет строгих требований по специализации такого органа, а также требований по его независимости", — сказал Каминский.
В июле Еврокомиссия раскритиковала украинское правительство после его попытки поставить ключевые антикоррупционные органы под прямой контроль генерального прокурора, политического назначенца президента Украины Владимира Зеленского.
Ракель Гарсия назвала этот законопроект первым шагом к регулированию коррупции в ЕС и сказала, что будущие шаги будут включать создание этического органа для государственных служащих ЕС, против чего выступает правое крыло парламента.
ЕК планирует предложить новую антикоррупционную стратегию в начале 2026 года.
Politico писало, что новое коррупционное расследование может погрузить ЕС в самый большой кризис за последние десятилетия. Накануне полиция по подозрениям в мошенничестве задержала бывшего вице-президента ЕК Федерику Могерини, которая с 2014 по 2019 год возглавляла внешнеполитическое крыло ЕС, а также Стефано Саннино, который был генеральным секретарем Европейской службы внешних дел с 2021 года, и сейчас занимает высокую должность в Еврокомиссии.
Некоторые аналитики считают, если обвинения подтвердятся, это окажет катастрофическое влияние на доверие к институциям ЕС. Расследование также проводится в то время, когда евроскептические, популистские и ультраправые партии пользуются волной недовольства избирателей, а ЕС давит на страны как внутри, так и за пределами Союза из-за их собственных коррупционных скандалов. Ряд критиков ЕС уже отреагировали на новый скандал.
