Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН) опубликовало отчет о намерениях и перспективах беженцев, вернувшихся в Украину и ВПЛ.
Хотя большинство беженцев и ВПЛ все еще планируют или надеются вернуться в Украину в будущем, наблюдается растущая неуверенность, в то время как перемещение продолжается.
Согласно опросу, проводившемуся в январе-феврале, доля беженцев, планирующих или надеющихся вернуться в Украину в будущем, уменьшилась по сравнению с предыдущим годом с 77% до 65%.
В то же время доля неопределившихся по возвращению возросла с 18% до 24%, а тех, кто не надеется на возвращение – с 5% до 11%.
Подобная тенденция наблюдается среди внутренне перемещенных лиц, где доля планирующих или надеющихся вернуться в будущем также уменьшилась по сравнению с предыдущим годом (с 84 до 72 процентов), а увеличился процент тех, кто не определился по возвращению (с 9 до 12 процентов), а также тех, кто сообщает, что не надеется на возврат (с 7 до 15 процентов).
Намерения по возврату отличаются в зависимости от нескольких факторов, в частности: - близость принимающих стран (для беженцев); ситуация в местах происхождения (например, родственники и/или имущество, оставшееся в Украине), демографические характеристики/уязвимости (в частности коэффициент зависимости) и перспективы социально-экономической инклюзии в принимающих странах или районах перемещения (например, участие в рынке труда). В частности, больше планируют или надеется вернуться такие беженцы, которые: размещены в соседних с Украиной странах (75 процентов) по сравнению с живущими в других европейских странах (62 процента); родом из Черниговской, Херсонской или Сумской областей (более 76 процентов в каждой области), в отличие от Полтавской, Закарпатской или Киевской (60 процентов или меньше в каждой); те, чей муж и/или сыновья/дочки все еще находятся в Украине (72 процента) по сравнению с теми, кто не имеет ближайших родственников (57 процентов); те, кто имеет целое или частично поврежденное жилье в месте своего происхождения (67 процентов) по сравнению с теми, кто не имеет жилья (60 процентов); домохозяйства, состоящие только из пожилых людей (79 процентов) или имеющих более двух иждивенцев на взрослого (76 процентов), в отличие от тех, кто не имеет иждивенцев (61 процент); и тех, кто не работает в стране своего текущего пребывания (77 процентов) по сравнению с теми, кто работает или ищет работу (62 процента).
Подавляющее большинство беженцев, вернувшихся к месту происхождения, смогли вернуться к своей предыдущей собственности или жилью (92 процента). Среди вернувшихся в другое место 27 процентов сообщили, что их предыдущее жилье было значительно повреждено, а 13 процентов были неуверены в его положении.
Только 37 процентов вернувшихся беженцев сообщают, что чувствуют себя в безопасности в своих текущих местах, хотя большая доля среди вернувшихся в другое место по сравнению с теми, кто вернулся к месту своего происхождения (47 против 33 процентов).
Только 27 процентов вернувшихся беженцев сообщили, что могут покрыть все или большинство своих основных потребностей, хотя это касается 47 процентов вернувшихся беженцев, которые сейчас проживают в Киеве.
Согласно обновленным данным ООН, количество украинских беженцев в Европе на 15 февраля этого года оценивалось в 6,004 млн, а всего в мире – в 6,480 млн.
Анализ базируется на интервью, проведенных в январе-феврале 2024 года около 4 000 семей беженцев по всей Европе, 4 800 домохозяйств ВПЛ в Украине и около 1 100 домохозяйствами беженцев, вернувшихся в Украину.
Напомним, ранее директор Института демографии и социальных исследований Элла Либанова спрогнозировала, что 2 млн человек, выехавших из Украины с момента полномасштабного вторжения, среди которых преимущественно женщины и дети, могут не вернуться назад.