UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: ЕС не потратит государственные активы России на восстановление Украины и вот почему

Европа боится появления прецедента, который подорвет иммунитет государства по международному праву.

«Грабители не должны ожидать, что банки будут заботиться о безопасности их депозитных ящиков». Так пишут бывший министр финансов США Ларри Саммерс и его соавторы в недавней статье, аргументируя необходимость ареста российских активов на западных счетах.

Более 225 миллиардов долларов активов российского Центробанка заморожены только в ЕС. Политики в странах-членах на востоке Европы, не говоря уже о самой Украине, хотят использовать эти деньги для возмещения ущерба, нанесенного российским вторжением.

«Проблема состоит в том, что согласно международному праву не существует четкого способа арестовать эти активы без голосования в Совете Безопасности ООН, решения Международного суда ООН или послевоенного урегулирования. Каждый из этих способов требует согласия России», – пишет The Economist.

Последней, кто узнал это, была президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен. Выступая на ежегодной конференции по вопросам восстановления Украины в Лондоне 21 июня, она объявила, что Еврокомиссия к лету выдвинет предложение по использованию замороженных активов России. В то же время послы 27 стран-членов ЕС обсуждали юридическую оценку этого вопроса, предоставленную Швецией, председательствующей в ЕС на ротационной основе. По словам многих собравшихся за столом, вердикт заключался в том, что юридические препятствия будут огромными.

Приблизительно через неделю лидеры стран ЕС сказали Комиссии ограничить любую инициативу тем, что правдоподобно с юридической точки зрения: обложить налогом на непредсказуемые доходы частные фирмы, удерживающие замороженные российские активы и, таким образом, получающие от них прибыль. По сообщениям СМИ, даже этот план настолько противоречив среди стран-членов, что его рассмотрение было отложено до конца лета. Европейский центральный банк (ЕЦБ) также имеет серьезные оговорки.

Читайте также: В ЕС продолжают спорить из-за замороженных активов РФ — Bloomberg

Эксперты говорят, что с юридической точки зрения план кажется обоснованным. Частный клиринговый центр и депозитарий ценных бумаг в Бельгии Euroclear был вынужден прекратить проведение всех платежей в Россию в результате санкций. Сейчас в нем находятся активы и наличные деньги на сумму почти 200 миллиардов евро. Меньшие суммы заморожены на счетах подобных фирм в других странах. Эти активы приносят прибыль: в случае Euroclear 720 миллионов евро прибыли до налогообложения только за первый квартал 2023 года.

«Эту прибыль можно было бы облагать налогами более высокими налогами: по ставке, приближающейся к 100%, - чтобы обеспечить поступления в бюджет. Клиринговый центр оставил бы что-то, чтобы компенсировать расходы на управление денежными средствами (которые, по данным Euroclear, составили 9 миллионов евро за первые три месяца 2023 года) и любые требования к капиталу, устанавливаемые регуляторами. Однако ЕЦБ и некоторые министры финансов опасаются за репутацию евро», – говорится в статье.

Любой шаг против активов российского Центробанка может подорвать евро и европейские государственные облигации как средство сохранения стоимости других центральных банков во всем мире. По их мнению, Европа должна действовать в тандеме с другими государствами G7, чтобы репутационные потери были общими.

Критики позиции ЕЦБ утверждают, что любой репутационный ущерб уже нанесен: резервы потеряли всякий смысл для России, когда их заморозили. 12 июля G7 четко заявила, что замораживание будет оставаться в силе, пока Россия не заплатит за ущерб, причиненный Украине, что должно стать стимулом для России к урегулированию конфликта. Если удастся достичь согласия между странами G7, Еврокомиссия предположительно представит предложение после лета.

Обсуждаются и другие идеи. ЕС мог бы попытаться получить большую отдачу от активов, например, требуя от частных лиц, владеющих российскими средствами, вложить их в высокодоходные инвестиции, а доходы перечислить в фонд ЕС.

«Но этот вариант был снят с повестки дня: юридические риски считаются выше, поскольку ЕС принимал бы более активную роль в управлении российскими активами. Если инвестиции терпят убытки, европейские налогоплательщики могли бы нести ответственность перед российским Центральным банком, что было бы неудобно», – пишет The Economist.

Читайте также: Россия своими действиями заслуживает того, чтобы ее замороженные активы были конфискованы — британский парламентарий

ЕС отверг и более радикальные предложения. Изъятие российских активов в одностороннем порядке было бы очевидным нарушением интернационального права. Государства обладают иммунитетом от правовой юрисдикции других стран и от экспроприации их собственности для погашения долгов. Согласно международному праву, санкции против России допустимы только как способ побуждать ее действовать по-другому. Простая конфискация активов выходила бы за пределы того, что разрешают глобальные правила.

«Правила по контрмерам содержат тонкий баланс между тем, что государствам нужно разрешить делать для защиты себя и своих прав, и риском злоупотреблений, особенно со стороны мощных государств», - говорит Федерика Паддеу из Кембриджского университета.

Она добавляет, что такие меры должны быть временными, по возможности, обратимыми и направленными на изменение поведения, а не на наказание.

Такая скрупулезность особенно важна для ЕС – клуба, основанного на правилах. На фоне геополитического соревнования между США и Китаем, где международные нормы, кажется, имеют все меньшее значение, ЕС стремится отстаивать их там, где это возможно. В своих последних попытках уменьшить зависимость от Китая европейские политики прилагают усилия, чтобы найти меры, отвечающие мировым правилам торговли.

Читайте также: FT: Украине нужно выполнить четыре приоритета, чтобы привлечь частный сектор к послевоенному восстановлению

«Менее благородно государственный иммунитет защищает крупнейшую страну ЕС, Германию, от исков жертв нацистской оккупации. Десять лет назад Международный суд ООН постановил, что итальянские и греческие суды не могут присуждать немецкие государственные активы истцам по таким делам. Существует мало шансов, что Германия согласится на подрыв государственного иммунитета», – пишет The Economist.

Налогообложение частных доходов от активов Кремля может показаться слишком малым для украинцев и других, кто возмущен зверствами России. Но это самое большое, на что готов пойти ЕС.