UA / RU
Поддержать ZN.ua

Страны Европы должны последовать примеру США и ввести политику, которая больше ориентируется на спрос — Bloomberg

Проблемы Берлина хорошо известны, но замедление роста Италии указывает на долгий путь Европы к экономическому здоровью.

Германия близится к концу квартала, который она хотела бы забыть. Первые три месяца 2024 года, вероятно, стали вторым кварталом экономического спада подряд, а по итогам ожидается незначительный рост или его отсутствие. Ее промышленный потенциал превратился в пассив, спрос все еще подавлен, а деглобализующийся мир лишил ее таких рычагов, как китайский экспорт, дешевый российский газ и надежные гарантии безопасности со стороны США.

Новая обеспокоенность доносится также из других стран еврозоны. Такие страны зависимые от торговли, в частности, Нидерланды и Ирландия, в последние годы были главными двигателями европейского роста (возможно, в случае с Ирландией это было обманчиво), но сейчас они притормаживают, сообщает Bloomberg.

Читайте также: Германия наивна и должна проснуться от угрозы со стороны России — бывший руководитель разведки

Остается последний крупный лидер — Италия, где чиновники Мэлони бросают вызов мрачным прогнозам, ожидая, что в этом году валовой внутренний продукт вырастет примерно на 1%. Это будет лучше, чем в Германии, Франции, Нидерландах, и будет соответствовать показателям Италии, которые она демонстрирует с 2019 года, несмотря на историю низкого роста, высокого долга и нестабильной политики. Наряду с Испанией и Португалией, которые после многих лет кризиса наслаждаются более высокой конкурентоспособностью и ростом экспорта, согласно исследованию ING (международная нидерландская финансовая группа), восстановление Италии стало толчком для Европы.

Проблема в том, что есть также признаки плохого здоровья или то, что министр финансов Италии Джанкарло Джорджетти недавно назвал "болью в желудке". Он имел в виду "Супербонус" — налоговый кредит на экологическую реконструкцию домов в размере 110% от их стоимости, который вызвал большой ажиотаж на инвестиции в жилищное строительство и сыграл значительную роль в Италии после пандемии.

Читайте также: Уровень жизни в Германии резко упал после вторжения России в Украину — The Guardian

Согласно оценкам экономиста Николя Гецманна, супербонус — на сумму ошеломляющих 107 миллиардов евро в виде соответствующих инвестиций — прибавил в ВВП еврозоны примерно в 15 раз больше инвестиций в основной капитал итальянского строительства, чем вся немецкая экономика с конца 2019 года. Но суть в том, что Италия, скорее всего, замедлит темпы роста, чем превзойдет их в этом году, что усугубляет беспокойство европейских чиновников относительно долгосрочного разрыва между экономикой Европы и США, который в этом году должен вырасти на 2%.

Энрико Летта, бывший премьер-министр Италии, которого Брюссель привлек к написанию отчета о будущем единого европейского рынка, на прошлой неделе забил тревогу по этому поводу. Разговоры инвесторов о "мягкой посадке" будут мало что означать в Европе с высоким уровнем долга и инфляции, которая не может обеспечить большего роста.

Читайте также: Выборы в Европарламент должны выявить лучшее в Европе, а не самое плохое — Politico

"Как может выглядеть лучший путь к восстановлению? Один из них состоит в том, чтобы Италия и Европа — преуспели в использовании фондов восстановления после пандемии, предназначенных для заживления шрамов от Covid и инвестирования в будущее", — сообщает Bloomberg.

Рим потратил 45,7 миллиарда евро или менее половины полученных средств, что недостаточно. Европа имеет огромные инвестиционные потребности — в том числе 620 миллиардов евро ежегодно на климатический переход — и более успешное использование средств, выделенных на борьбу с пандемией, означает большие шансы на запуск других необходимых инициатив, например, на оборону. Это также более чем компенсировало бы сокращение супербонуса, прибавив потенциально 2,5% роста итальянского ВВП к 2026 году.

Читайте также: Италия и Украина подписали соглашение о гарантиях безопасности

Европе также следует последовать примеру Америки, приняв больше ориентирующуюся на спрос политику для стимулирования потребления. Плохая имплементация супербонуса не должна закрывать глаза на нынешнее ошибочное сочетание жесткой монетарной политики и отсутствия фискальной поддержки в Европе, поскольку новые фискальные правила ЕС, вероятно, приведут к сокращению государственных инвестиций, что не является идеальным вариантом, учитывая потребность Европы стать более геополитически независимой.