Победа Петера Пеллегрини на президентских выборах в Словакии — лишь последний триумф ультраправых в Европе. Несмотря на то, что роль президента в значительной степени символична, его победа над проевропейским соперником Иваном Корчоком с комфортным отрывом в шесть пунктов укрепляет власть премьер-министра Роберта Фицо.
Это одна из многих побед политиков, которые поддерживают Владимира Путина в Европе, которых становится все больше. Об этом пишет Армида ван Рей – старший научный сотрудник и руководитель программы "Европа" Королевского института международных отношений Chatham House в колонке для The Guardian.
Общественная поддержка ультраправых растет по всему континенту. В Нидерландах и Португалии ультраправые партии также увеличили свою часть голосов на недавних национальных выборах. Между тем, опросы перед местными выборами в Германии, а также парламентскими выборами в Австрии и Бельгии, которые должны состояться в этом году, свидетельствуют о том, что они, вероятно, одержат победу и в этих странах.
Есть реальная возможность того, что на выборах в Австрии к власти может вернуться пропутинская ультраправая партия "Свобода", если ей удастся убедить другую партию присоединиться к ней в коалиции.
По всей Европе есть ощущение, что ультраправые набирают обороты и выходят за пределы своего обычного электората.
Эта тенденция отражается и на Европейском парламенте, где, согласно опросам, две ультраправые группы, вероятно, увеличат свою долю голосов на выборах в июне.
Россия — это вопрос, где разница между этими двумя группами наиболее противоречива. Ультраправая группа "Европейские консерваторы и реформисты" (ECR), в которую входит партия премьер-министра Италии Джорджии Мелони, широко поддерживает санкции против России и помощь Украине.
В то же время ультраправая группа "Идентичность и демократия" (ID), в которую входят немецкая "Альтернатива для Германии" и австрийская партия "Свобода", занимает пророссийскую позицию и систематически голосует против поддержки Украины. Прогнозируется, что обе партии увеличат количество мандатов, причем последняя группа — более чем на треть, потенциально уступая только консервативной Европейской народной партии (EPP) и левым социалистам и демократам. Это означает не просто увеличение доли голосов за ультраправых, а за пропутинских ультраправых.
Наряду с обычной предвыборной агитацией были также попытки торгов в надежде переориентировать коалиции. Действующая президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен, связанная с EPP, ведет переговоры с Мелони на фоне разговоров о том, что партия "Братья Италии" рассматривает возможность выхода из ECR и присоединения к EPP, чтобы увеличить свою общую долю голосов. Между тем, партия Виктора Орбана "Фидес" после выхода из EPP не имеет места в Европарламенте, но заявила о своем намерении присоединиться к ECR.
Почему это важно? Поскольку в повестке дня следующего парламента стоят такие ключевые вопросы, как военная поддержка Украины, расширение ЕС и "зеленый переход", растущий симпатизирующий Путину ультраправый блок непременно скажет свое слово. Украина особенно актуальна: неизбежны острые дискуссии о дальнейшей финансовой, военной и гуманитарной помощи, а также о том, в какой степени страны ЕС будут готовы поддержать Украину путем снижения торговых барьеров на импорт товаров.
Хотя фон дер Ляйен ясно дала понять, что оборона и безопасность являются ее главными приоритетами в случае переизбрания на второй срок, усиление пропутинских настроений как в Европарламенте, так и в Европейском Совете может усложнить эту задачу.
Венгрия, которая, кроме всего, займет полугодовое ротационное место председательствующей в Совете ЕС страны с 1 июля 2024 года, уже продемонстрировала, что может приостановить помощь Украине и заблокировать новые пакеты санкций, предложенные Еврокомиссией. Орбан, марионетка Путина в Европе, также пытается ускорить вступление в ЕС Сербии — государства с таким же пророссийским правительством — быстрее других западнобалканских стран, которые технически более готовы к вступлению.
Ультраправые по всей Европе – как про-, так и антипутинские – сходятся в одном: в необходимости консолидировать свою позицию, чтобы расшатать ЕС изнутри. Однако стремление к сближению с Россией, которого хотят некоторые партии, несет за собой ряд рисков для безопасности.
Недавние обвинения против сотрудников австрийской разведки разоблачают разветвленную шпионскую сеть, которую российское государство создало в Европе для продвижения собственных империалистических планов. Рассмотрим сценарий, в котором Россия бросает вызов территориальной целостности страны ЕС или НАТО. Как может выглядеть ответ Европы, где оказывают влияние пропутинские партии?
Рост поддержки и влияния поддерживающих Путина ультраправых по всей Европе, последней жертвой которых стала Словакия, является серьезным риском для безопасности континента. Эта коалиция, в которую входят австрийская партия "Свобода" и "Национальное объединение" Марин Ле Пен во Франции, не рассматривает Россию как острую угрозу безопасности и неохотно поддерживает крайне необходимую координацию с НАТО в вопросах политики безопасности и обороны. В краткосрочной и среднесрочной перспективе это приведет к тому, что ЕС не сможет координировать необходимую поддержку Украины, что станет трагедией украинского народа.
Но и в долгосрочной перспективе это сделает европейские страны уязвимыми к иностранному враждебному вмешательству во все аспекты жизни, что в конечном счете фундаментально подорвет принципы демократии.