Австрийский политик Герберт Кикль – пророссийский, антиамериканский сторонник теорий заговоров, продвигающий средство против глистов для лошадей как лекарство от COVID-19 и желающий превратить альпийскую страну в «крепость» против миграции. Но при этом он главный претендент на роль следующего лидера своей страны, а заодно и очередной большой головной боли Европы.
Ультраправая «Партия свободы» Кикля лидирует в общенациональных опросах с ноября, опережая соперников на несколько пунктов, на фоне того, как стремительный рост инфляции и резкое увеличение количества просьб о предоставлении убежища подпитывают недовольство действующим правительством. Его сформировала коалиция правоцентристской "Австрийской народной партии" и "Зеленых". Поскольку другая главная оппозиционная партия – социал-демократы – охвачена междоусобицами, партия Кикля имеет лучшие шансы за последние годы взять власть в свои руки, – пишет Politico.
«Это выльется в большие проблемы для ЕС, который уже пытается справиться с Венгрией, где националистический премьер-министр Виктор Орбан систематически берет под контроль все основные рычаги власти и подрывает независимые СМИ, превращая страну в полуавторитарное государство в центре Евросоюза», – говорится в статье.
Австрия – не единственная страна в регионе, склонная к «орбанизму». Соседняя Словакия также балансирует на грани популистского возрождения. Бывший премьер-министр Роберт Фицо вынужден был уйти в отставку в 2018 году под давлением массовых протестов, вызванных жестоким убийством журналиста-расследователя и его невесты. Теперь его пророссийская партия Smer-SD лидирует в опросах в преддверии досрочных выборов, назначенных на сентябрь. Фицо пообещал в случае своей победы покончить с военной помощью, которую Словакия предоставляет соседней Украине.
Европейские чиновники предупреждают, что победа пророссийских сил в Словакии и Австрии даст Владимиру Путину мощный инструмент против Украины, что облегчит ему подрыв санкций и усилия ЕС по оказанию помощи Киеву.
«Это было бы катастрофой», – прямо заявил высокопоставленный чиновник Еврокомиссии из этого региона.
Кикль – далеко не беспроигрышный кандидат. Благодаря своему резкому стилю его личный рейтинг одобрения является одним из самых низких среди австрийских политиков. Более того, поддержка Партии свободы в прошлом была нестабильной, и этот последний скачок, вероятно, вызван больше разочарованием в том, что многие австрийцы считают дисфункцией нынешнего правительства, чем надеждами на обновление под руководством ультраправых. Тем не менее, недавние успехи партии нельзя игнорировать.
Кикль, занимавший пост министра внутренних дел во времена непродолжительной коалиции «Партии свободы» с «Народной партией» экс-канцлера Себастьяна Курца, достаточно известен в Брюсселе. Его не упоминают с любовью. Одним из первых шагов Кикля в должности министра внутренних дел было переименование австрийских центров регистрации искателей убежища в «центры выезда».
Президент Европарламента Роберта Метсола заявила австрийской газете на прошлой неделе, что у нее «серьезные сомнения» относительно пригодности Кикля для работы на любой министерской должности.
«Он просто не заслуживает доверия», – сказала Метсола.
Очередные выборы в Австрии состоятся осенью следующего года, но постоянная напряженность в нынешней коалиции под руководством канцлера Карла Нехаммера, чья «Народная партия» отстает от «Партии свободы» на восемь пунктов, повышает вероятность досрочного голосования.
«Я стал лидером партии не для того, чтобы лидировать в опросах, а для того, чтобы победить на выборах», – заявил недавно Кикль.
Он пообещал использовать право вето Австрии в Европейском Совете, чтобы отменить то, что он называет «бессмысленными» санкциями против России. Во время недавнего визита в Будапешт, где он встретился со своим наставником Орбаном, Кикль не скрывал своей цели превратить Австрию во вторую Венгрию, которую он назвал «убежищем национального самоопределения и сопротивления глобалистскому вмешательству Брюсселя».
«Партия свободы», основанная бывшими нацистами в 1950-х годах и наиболее известная на международном уровне из-за так называемого Ибицкого скандала, приведшего к отставке предшественника Кикля, Гайнца-Кристиана Штрахе, имеет давние связи с Россией. В 2016 году Штрахе подписал соглашение о партнерстве с путинской партией «Единая Россия».
Хотя Кикль настаивает на том, что срок действия соглашения истек, он и другие деятели "Партии свободы" не скрывают своих симпатий к Кремлю. К примеру, с начала полномасштабной войны Путина против Украины партия выдвинула десятки пророссийских резолюций в австрийском парламенте. За последний год она также выпустила десятки пресс-релизов с призывами отменить санкции против России.
Однако миграция остается основным вопросом Партии свободы. Учитывая, что в прошлом году количество заявлений на получение убежища в Австрии утроилось, что является наибольшим процентным ростом в ЕС, этот вопрос вызывает большой резонанс.
Согласно «крепостной» риторике Кикля, многие приоритеты «Партии свободы» сосредоточены на культурной идентичности. Например, одна из инициатив, направленная на спасение австрийских общепитов в маленьких городках, обещала субсидии, но только при условии, что получатели будут подавать «традиционные и региональные блюда». Друга предполагала, что детей на школьных игровых площадках будут заставлять разговаривать на немецком языке.
«Такие идеи часто вызывают насмешки в австрийских СМИ, но, похоже, политика партии хорошо воспринимается многими избирателями», – пишет Politico.
В январе партия заняла второе место в региональном опросе в Нижней Австрии, крупнейшей земле страны, потеснив «Народную партию», длительное время удерживавшую абсолютное большинство. Это заставило правоцентристов согласиться на коалицию с ультраправыми в этом регионе. Похожий сценарий разыгрался через несколько недель в Зальцбурге, где сильный финиш "Партии свободы" обеспечил ей место в региональном правительстве.
Однако на национальном уровне Кикль вряд ли согласится быть второй скрипкой. За последние 25 лет партия дважды шла на такое соглашение в качестве младшего партнера "Народной партии" и обе коалиции заканчивались разрывом партии на части на фоне скандалов и внутренних разногласий. Кикль говорит, что на этот раз его цель четкая: стать Volkskanzler – народным канцлером.