Ситуация на поле боя в Украине вызывает глубокую обеспокоенность: поскольку российские войска в Украине продолжают продвигаться вперед, у Европы, похоже, нет достаточно сил, чтобы оказать Киеву помощь, в которой он явно нуждается. И хотя канцлер Германии Олаф Шольц на Мюнхенской конференции по безопасности на прошлой неделе заявил, что "без безопасности все остальное — ничто", фактические поставки оружия в Украину остаются недостаточными — и так продолжается уже некоторое время.
В Европе производство боеприпасов продолжает приходить в упадок, поскольку политические лидеры не предоставляли этому приоритету больше года после начала полномасштабной войны в феврале 2022 года. Между тем в США президенту Джо Байдену становится все труднее добиться одобрения Конгрессом военной помощи Украине — и эта ситуация лишь ухудшится возможным президентом Дональдом Трампом, пишет Politico.
Согласно открытым источникам, Россия стремится увеличить собственные расходы на оборону до 30% национального бюджета в этом году — 40%, если учитывать расходы на безопасность. А поскольку весь российский бюджет составляет около 390 миллиардов долларов, это означает, что даже с ее военной экономикой оборонные расходы России в 2024 году составят чуть больше трети европейских — около 120 миллиардов долларов.
Так почему тогда европейские расходы на оборону недостаточны? Во-первых, следует подчеркнуть, что не все европейские страны помогают Украине в равной степени. К примеру, если заявление Дании о том, что она передаст Киеву весь свой артиллерийский арсенал, впечатляет, то другие страны отстают в этом вопросе.
Существует также более глубокая структурная проблема. Европейская оборонная промышленность фрагментирована, системы вооружений часто несовместимы, а объемы производства невелики, что делает производство относительно неэффективным и дорогостоящим. Кроме того, система закупок во многих странах забюрократизирована и неповоротлива.
На этом фоне президентка Европейской комиссии Урсула фон дер Ляен вызвала ажиотаж на Мюнхенской конференции по безопасности своим важным предложением. Она хочет создать должность комиссара ЕС по вопросам обороны.
Итак, что именно должен делать комиссар по вопросам обороны? Этот вопрос интересует многих комментаторов в области безопасности. В конце концов, это не будет министр обороны — кто бы ни получил эту должность, он не будет командовать армией. Основной его задачей, как считает издание, будет организация закупок.
Программа закупки вакцин часто приводится как возможный пример этого. Во время пандемии Covid-19 страны-члены ЕС передали Комиссии полномочия по закупке вакцин. Комиссия получила бюджет и задачу осуществить закупки, что позволило ЕС быстро получить вакцины в больших количествах и справедливо их распределить. Это также увеличило переговорную силу блока и не позволило отдельным членам покупать вакцины за счет других. Однако, является ли такая модель уместной и осуществимой для обороны, остается жизненно важным вопросом.
Поэтому лучшей аналогией может быть банковская система. Отношения между правительствами и банками также развивались столетия. Банковская сфера является основной сферой государственного суверенитета, а связь меж деньгами и государственным долгом имеет решающее значение.
Сейчас всем сторонам понятно, что нынешняя модель закупок не только дорогая, фрагментарная и бюрократическая, но и, прежде всего, недостаточна для того, чтобы противостоять реальной угрозе, которую представляет президент России Владимир Путин. Необходимо серьезно отнестись к беспокойству и отвергнуть бюрократические междоусобия.
"Пора серьезно и быстро подумать об улучшении обороноспособности Европы и помощи Украине. И европейский комиссар по вооружениям — это именно то, что нам нужно", — подытоживает издание.