Высокопоставленные чиновники знают, что не стоит рассчитывать на США в вопросе защиты Европы, но развитие собственного военного потенциала требует решимости, которую они еще должны доказать. По словам источников издания Bloomberg, континент отстает по меньшей мере на десять лет от того, чтобы быть способным защищать себя без посторонней помощи.
На фоне опасений, что вторжение России в Украину может быть лишь первым этапом гораздо более широких имперских амбиций, оценки западных разведок свидетельствуют о том, что Кремль может быть в состоянии напасть на страну-члена НАТО в течение более короткого промежутка времени – от трех до пяти лет.
Этому способствует потенциальное политическое возрождение Дональда Трампа, заявившего, что он приветствовал бы российскую атаку на союзников по НАТО, которые не выполняют своих обязательств по расходам. Согласно новым данным, опубликованным в среду, за пределами американского зонтика безопасности окажутся более трети членов Альянса.
При этом европейские лидеры не нуждаются в поощрении из-за океана, чтобы превратиться в серьезную военную силу, однако все — от проблем с цепями поставок до разногласий по закупкам — свидетельствует, что они не выполняют своих обязательств.
«На все нужно время. К сожалению, у нас его нет», — сказал министр обороны Эстонии Ханно Певкур в интервью в Брюсселе 30 января.
Поскольку Европа является свидетелем наибольшего конфликта на своей территории со времен Второй мировой войны, она ощущает угрозу. Из-за того, что она слишком долго полагалась на США, она чувствует себя неподготовленной. А поскольку Трамп в опросах перед ноябрьскими выборами имеет незначительное преимущество над своим демократическим соперником, ЕС чувствует все большую тревогу.
Эти опасения, вероятно, будут доминировать на панельных дискуссиях и в разговорах на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности — встрече лидеров, военных и экспертов по безопасности, которая проходит за несколько дней до второй годовщины полномасштабного вторжения России в Украину.
Провокационные высказывания Трампа на выходных были лишь последними воинственными заявлениями, напоминающими европейским лидерам о том, что в то время, когда они борются с непредсказуемыми врагами, они имеют дело также с непредсказуемыми союзниками.
Призрак возвращения Трампа в Белый дом повысил ставки. Но они уже вышли на первый план во внешнем более уютном трансатлантическом партнерстве с Джо Байденом, который изо всех сил пытается протолкнуть крайне необходимую для Украины военную помощь.
Партнеры США по НАТО остановили долгосрочную тенденцию, увеличивая с момента аннексии Крыма Россией в 2014 году расходы на оборону ежегодно, особенно резко — после полномасштабного вторжения.
Но этого еще недостаточно для того, чтобы конкурировать с американской щедростью, а тем более для того, чтобы заполнить дыру в случае, если США выйдут из НАТО.
Если бы европейские страны подверглись нападению сегодня, они все равно зависели бы от США во многих сферах, и в определенных отраслях пробелы особенно велики. По словам компетентных чиновников, это касается противовоздушной и противоракетной обороны, ракет большой дальности и передовых компьютерных систем, необходимых для ведения боевых действий.
Худший сценарий может возникнуть, если три вещи состоятся последовательно: Европа не будет действовать достаточно быстро, чтобы инвестировать в свою оборону, США не окажут Украине больше помощи, а Трамп переизберется на второй срок и выведет США из НАТО.
Поскольку последний из этих вариантов является внешней перспективой, нетрудно понять, почему европейские чиновники находятся на грани нервного срыва.
Некоторые из них сообщили Bloomberg, что подозревают, что Трамп хочет напугать континент, чтобы заставить его тратить больше, а не выйти из альянса полностью. Риск того, что он реализует такие угрозы, смягчен новым законопроектом, запрещающим президенту выходить из Альянса в одностороннем порядке. Но страх перед тем, что он просто прекратит помощь Киеву и отдаст победу Москве, для них гораздо значительнее.
Трамп уже давно дает союзникам основания сомневаться в его приверженности статье 5 Североатлантического договора, которая обязывает каждого члена НАТО поддерживать других подвергающихся нападению. Единственный раз на нее ссылались после террористических атак в США 11 сентября 2001 года.
Вопрос помощи Украине на сумму более 60 миллиардов долларов заблокирован в Конгрессе и это усиливает скептицизм европейцев по поводу преданности США их безопасности. Вспышка конфликта на Ближнем Востоке также напомнила Европе о том, что внимание Вашингтона может быть рассредоточено, и она опасается, что силы могут быть переброшены в другую локацию, в том числе в Азию, если Китай когда-нибудь нападет на Тайвань.
Один из способов, которым Европа пытается удержать США на своей стороне, – это подчеркнуть за кулисами, что она разделяет обеспокоенность Вашингтона по отношению к Китаю. Это может служить напоминанием американской общественности о важности НАТО для США.
Если Россия победит в Украине, и если США выйдут из НАТО – до или после этого – главным государствам ЕС нужно будет сделать больше, чем просто восполнить существующий дефицит, чтобы защитить восточный фланг альянса. По словам высокопоставленного европейского дипломата, присутствие НАТО вдоль новой границы с вдохновленным Владимиром Путиным, должно быть утроено.
Никогда больше
После окончания Холодной войны европейские страны сократили оборонные бюджеты и отказались от большого количества оборудования, считая, что большие войны на континенте остались в прошлом.
В этом году 18 стран-членов НАТО находятся на пути достижения цели Альянса — выделения на оборону 2% от ВВП, тогда как в 2014 году таких стран было только три, одна из них — США. Но последствия этого станут ощутимы не сразу, поскольку они пытаются производить боеприпасы и вооружение в то время, когда спрос на них стремительно растет во всем мире, что приводит к конкуренции как за компоненты, так и за сырье.
По сравнению с 2023 годом, в этом году ЕС планирует утроить производство артиллерийских снарядов примерно до 1,4 миллиона единиц. Проблема состоит в том, что Россия наращивает производство быстрее, чем ожидалось, и, по оценкам эстонской стороны, в этом году произведет 4 миллиона единиц.
Сейчас у США около 80 тысяч военнослужащих, дислоцированных по всей Европе, они имеют объекты противоракетной обороны в Польше и Румынии и четыре эсминца в Испании. Они возглавляют боевую группу и предоставляют войска на восточном фланге. Важно, что Соединенные Штаты также хранят около 100 единиц тактического ядерного оружия в пяти странах НАТО: Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах и Турции.
По словам генерал-лейтенанта в отставке Бена Ходжеса, бывшего командующего Сухопутными войсками США в Европе, Франция и Великобритания обладают ядерным оружием, но этого будет недостаточно, чтобы сдержать Россию от применения ею своего собственного.
«США обеспечивают ядерный зонтик, и именно поэтому россияне никогда не отважатся напасть на страну НАТО», — считает Ходжес.
Призыв к пробуждению
НАТО и европейские союзники работают над тем, чтобы обеспечить большую оперативную совместимость своих вооружений, учитывая, что в Европе используется много различных типов систем вооружений, что мешает войскам воевать бок о бок.
Эта проблема стала очевидной, когда украинские бойцы попытались — и потерпели неудачу — использовать боеприпасы одного калибра в предоставленном разными западными союзниками подобном оборудовании.
Но, пытаясь нарастить военный потенциал, Европа столкнулась с почти трамповской обеспокоенностью — протекционизмом. Столкновения между Парижем и Берлином относительно того, покупать ли иностранные системы вооружений, разжигают напряженность в то время, когда совместные закупки могли бы увеличить потенциал.
Франция воздержалась от присоединения к возглавляемой Германией противоракетной программе под названием «Европейский небесный щит», предусматривающей закупку систем противовоздушной обороны из-за границы, в том числе израильских «Arrow 3» и американских «Patriot».
В Париже обеспокоены тем, что закупки за пределами ЕС вытесняют инвестиции, которые могли бы пойти на развитие местной промышленности, особенно ввиду того, что крупные закупки вооружений предполагают длительные контракты и многолетнее техническое обслуживание.
«Мы все согласны с тем, что в Европе произошла фрагментация, потому что у всех нас есть рефлекс делать все самостоятельно. Теперь мы должны наработать европейский рефлекс, и это сделает нас сильнее», — сказала министр обороны Нидерландов Кайса Оллонгрен в интервью 31 января.
По словам источников издания, среди обсуждаемых предложений есть внедрение должности комиссара ЕС по вопросам обороны или даже введение небольших батальонов, подотчетных Брюсселю. В то же время, по мнению собеседника, до выборов в Европейском союзе в июне перемен ждать не стоит.
В краткосрочной перспективе группировка заказов между разными странами-членами помогла бы решить проблемы оперативной совместимости и стимулировать производство, предоставив оборонным подрядчикам четкое представление о спросе. И большие многонациональные заказы уже проходят, в том числе через закупочное агентство НАТО и Европейское оборонное агентство.
В ближайшие недели комиссар ЕС по промышленности Тьерри Бретон должен представить оборонную стратегию ЕС, которая, среди прочего, определит стратегические сферы для инвестиций и устранит бюрократические проволочки для бизнеса.
На закате прошлого месяца он указал на Трампа, когда призвал Европу сделать «радикально больше» для усиления собственной обороны.
«Сейчас как никогда мы понимаем, что сами по себе», — подчеркнул он.