В течение многих лет в Германии было маловероятно увидеть, как приветствуют солдат в военной форме. Многие, кто решил служить, считались подозрительными. И когда солдаты покидали казармы, чтобы вернуться домой, им почти всегда советовали переодеться в гражданскую одежду. То есть до сих пор.
Два года назад президент России Владимир Путин полномасштабно вторгся в Украину. Через несколько дней канцлер Германии Олаф Шольц объявил о своем Zeitenwende — эпохальном изменении внешней политики и политики безопасности. Он пообещал, что Германия возьмет на вооружение жесткую силу, будет тратить больше на оборону и будет возрождать свою армию, пишет Politico.
Но этого не произошло, по крайней мере, еще год. Пока к власти не пришел Борис Писториус. Назначение Писториуса в январе 2023 года первоначально воспринималось как неожиданность. До этого времени его наиболее известными должностями были министр внутренних дел и спорта в регионе Нижняя Саксония и мэр Оснабрюка.
"Однако почти за одну ночь новый министр обороны стал самым популярным политиком Германии. С одной стороны, это не было большим подвигом — немногие члены коалиции Шольца покрыли себя славой. Но с другой стороны, это было настоящим достижением. Работа в оборонном секторе десятилетиями была зоной катастроф для министров, и многие карьеры были разрушены после того, как они принялись за эту роль", — отмечает издание.
А изменить подход Германии к войне — это огромная работа. Со времен капитуляции нацистов в 1945 году мантра "никогда больше" глубоко укоренилась в немецком мышлении.
Тем не менее, к моменту воссоединения в 1990 году расходы на оборону составляли 2,5% ВВП, а численность вооруженных сил насчитывала 500 тысяч человек. Имея столько денег, необходимых для возрождения падшей экономики и инфраструктуры Востока, зачем тратить их на оборону? Зачем думать о карьере в вооруженных силах? Итак, под руководством бывшего канцлера Ангелы Меркель армии было разрешено атрофироваться, считает Politico.
Потребовалось много времени, чтобы политический класс в Берлине понял, что Путин играет с Западом, а переговоры лишь подбодрят его. Даже накануне вторжения в Украину некоторые немецкие чиновники выдавали желаемое за действительное, подвергая сомнению предупреждение американской разведки.
Писториус высказывался по поводу угроз, стоящих перед Германией, и военных слабостей страны. Проблема, как он первым признал, состоит в том, что германские вооруженные силы не готовы даже отдаленно. Численность войска упала до исторического минимума — 180 тысяч человек, и ежегодно нужно около 20 тысяч новобранцев, чтобы заменить выбывающих, не говоря уже о том, чтобы довести численность до уровня, способного серьезно защитить страну.
В Германии даже обсуждается вопрос о возобновлении призыва, отмененного в 2011 году, хотя шансы на это очень малы. Другой вариант — ускоренное рассмотрение заявлений на получение гражданства для тех, кто согласится служить. Но учитывая токсичность миграционных дебатов, это тоже кажется маловероятным.
Между тем, наиболее значимой проблемой является ухудшение состояния военной техники. Недавно лишь половина парка военно-транспортных самолетов Tornado и реактивных самолетов Eurofighter была боеспособной. Все шесть подлодок были выведены из строя. А солдаты жалуются на нехватку оружия и боеприпасов, даже термобелья для экстремальных погодных зимних условий.
Германия начинает тратить больше на свою оборону. Ожидается, что страна в скором времени достигнет необходимых 2% ВВП в сфере обороны. А Писториус, со своей стороны, лоббирует интересы внутри кабинета министров.
"Возможно, мы достигнем 3% или даже 3,5%, это зависит от того, что происходит в мире", — сказал Писториус во время недавней Мюнхенской конференции по безопасности.