UA / RU
Поддержать ZN.ua

Что ЕС может сделать для борьбы с теневым флотом России кроме санкций? — Politico

Хотя заблокировать этот теневой флот России невозможно, есть шаги, которые блок мог бы предпринять, чтобы по крайней мере усложнить российский бизнес.

Теневой флот России, который действует вне официального морского сектора и имеет непонятную собственность, а также практически не имеет страхования, становится все большей головной болью, и сейчас угрожает острову Готланду, а значит и Швеции. Поскольку эти суда не входят в состав вооруженных сил, НАТО мало что может с ними сделать. И хотя Швеция сейчас надеется, что санкции ЕС могут помочь, это решение будет медленным. Итак, что делать? Politico выяснило.

Чтобы добраться до места назначения, которым часто являются индийские и китайские порты, российские теневые суда вынуждены проходить через воды некоторых стран НАТО, поскольку значительная часть российской нефти идет через порты Балтийского моря. Но путешествие этих фактически незастрахованных танкеров через Балтийское море представляет экологический риск для стран-членов НАТО, и это усугубляется тем, что теневые суда находятся в плохом состоянии.

Вдобавок к этой экологической угрозе, эти теневые танкеры также недавно начали появляться у восточного побережья Готланда, где они участвуют в рискованных перевозках нефти с судна на судно. Они делают это вне зоны, обозначающей территориальные воды страны — это значит, что даже если теневые суда находятся в исключительной экономической зоне Швеции, страна почти ничего не может сделать, чтобы не допустить их туда.

Читайте также: G7 планирует ограничить возможности РФ использовать теневой флот для перевозки своей нефти — Bloomberg

Это важно не только потому, что их присутствие провокационно и может нанести огромный ущерб окружающей среде, но и потому, что, как сообщили в конце апреля в ВМС Швеции, эти танкеры также перевозят коммуникационное оборудование, которое не нужно ни на одном торговом судне. Похоже, они выполняют функцию подслушивающих станций.

Считается, что флот состоит из более чем 1400 судов, которые необходимо идентифицировать и расследовать, а также найти их владельцев. Кроме того, на каждое попавшее под санкции судно по крайней мере еще одно, вероятно, присоединится к флоту. Управление по контролю за иностранными активами США уже вводит такие санкции, и это кропотливая, громоздкая работа.

Читайте также: Россия создает «теневой флот» танкеров для обхода нефтяных санкций — FT

Однако есть два шага, которые страны ЕС могут сделать, чтобы быстро повлиять на "теневой флот" России. Во-первых, посредством проекта Европейского оборонного агентства "Морской надзор" ЕС может идентифицировать и расследовать все подозрительные теневые суда, плавающие в водах его стран-членов.

Тогда ЕС также мог бы воспользоваться Планом действий по Балтийскому морю. Это межправительственное соглашение, которое Россия также подписала (как и ЕС), является "стратегической программой мер и действий" для достижения здорового состояния Балтийского моря. Поскольку передача нефти с судна на судно, безусловно, не соответствует соглашению, другие подписанты вправе попытаться вмешаться, когда такие передачи происходят. Эти два мероприятия не заблокируют теневой флот России. Однако они сделают флот несколько менее опасным для Швеции и Готланда.

Напомним, что агентство Bloomberg сообщало, что существуют веские причины для списания старых танкеров, которым уже есть 20 лет. Часто это связано с затратами на содержание их в эксплуатации, поскольку требования к безопасности и техническому обслуживанию становятся все более обременительными.