UA / RU
Поддержать ZN.ua

Зона свободной торговли СНГ — без доступа к российским трубопроводам…

Минэнергетики Российской Федерации и российская госкомпания "Транснефть" выступают против свободного доступа стран СНГ к газовым и нефтяным трубопроводам, расположенным на территории РФ

Автор: Ганна Люта

Недавно Министерство энергетики Российской Федерации вполне определенно высказалось против того, чтобы страны - участницы Договора о зоне свободной торговли СНГ согласовывали условия "Соглашения о транзите трубопроводным транспортом СНГ". Теперь вот, как сообщают "Известия", и российская госкомпания "Транснефть" предлагает правительству РФ отказаться от участия в разработке указанного выше соглашения. Такая инициатива содержится в письме на имя правительства РФ за подписью вице-президента "Транснефти" Михаила Баркова.

По идее, это соглашение призвано обеспечить странам СНГ равные права доступа ко всем транспортным системам, включая системы "Газпрома" и "Транснефти". Однако, похоже, российская сторона готова обсуждать массу аспектов, кроме именно равного доступа к газо- и нефтетранспортной инфраструктуре на своей территории. Что, в общем-то, не новость: ведь и от Украины российская сторона требует отказа от евроэнергопакетов, предусматривающих именно такой принцип - равного доступа к газо- и нефтетрубопроводной инфраструктуре. Было бы даже как-то нелогично, если бы в рамках другого регионального объединения - зоны свободной торговли СНГ - россияне согласились на применение аналогичного принципа.

В письме глава "Транснефти" Михаил Барков поддержал позицию Минэнергетики РФ, призывавшего игнорировать положение Договора о зоне свободной торговли СНГ от 18 октября 2010 г., обязывающее участников согласовать условия "Соглашения о транзите...".

Договор был подписан в конце 2011 г. К нему присоединились Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Армения, Таджикистан, Молдова и Кыргызстан. Три страны - Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан - не подписали документ, однако заявляли, что планируют присоединиться к нему.

Статья 7 Договора о зоне свободной торговли СНГ декларирует свободу транзита и предписывает участникам обеспечивать равные условия транзита на территории СНГ, но не распространяет ее на поставки трубопроводным транспортом. При этом пункт 4 статьи 7 обязывает участников договора в течение шести месяцев после вступления его в силу - к концу марта 2013 г. - завершить переговоры по подготовке "Соглашения о транзите трубопроводным транспортом СНГ".

В ходе обсуждения условий соглашения, начавшегося в конце 2012 г., выяснилось, что партнеры РФ по переговорам намерены заложить в него принципы Договора к Энергетической хартии 1994 г., в которой декларируется "свобода транзита энергетических материалов и продуктов без различий в том, что касается происхождения, места назначения или владельца". О намерении внести в соглашение эти принципы заявили, в частности, представители Украины и Молдовы.

Фактически речь шла о намерении распространить на территорию СНГ действие Третьего энергопакета ЕС.

Однако Министерство энергетики РФ выступило резко против обсуждения самой возможности либерализации доступа партнеров по СНГ к трубопроводным транспортным системам. Как сообщает источник, близкий к переговорам, российское Минэнерго считает, что условия транзита трубопроводным транспортом исчерпывающе прописаны в двусторонних соглашениях в рамках Единого экономического пространства, в условиях присоединения России к ВТО, а также в двусторонних договорах хозяйствующих субъектов.

По мнению аналитика RusEnergy Михаила Крутихина, отказ от принципов свободы транзита, заложенных в Договоре о зоне свободной торговли и в Договоре к Энергетической хартии, - это не индивидуальная позиция "Транснефти" и Минэнергетики, а общая позиция правительства РФ.

Россия настаивает, что энерготранспортные сети в СНГ должны считаться продолжением внутрироссийских сетей и подчиняться особым правилам. В рамках этой политики отказ российского руководства от соблюдения положений Договора о зоне свободной торговли в СНГ, предусматривающих либерализацию условий транзита энергоносителей, вполне естественен.

Однако такой подход РФ в корне противоречит интересам остальных участников этого договора, в частности Украины. И это в очередной раз актуализирует для нас вопрос: зачем нам участие в таком региональном объединении, которое никак не учитывает интересы Украины?