UA / RU
Поддержать ZN.ua

Застолбить участок?..

История с соглашением о разделе продукции (СРП) по Юзовской площади очень напоминает уже забытую историю с компанией "Венко Прикерченская". Сейчас мы является свидетелями очередного витка ее развития.

Автор: Алла Еременко

История с соглашением о разделе продукции (СРП) по Юзовской площади очень напоминает уже забытую историю с компанией "Венко Прикерченская". Сейчас мы является свидетелями очередного витка ее развития.

Еще на этапе подготовки очень прозрачного конкурса по заключению СРП с Shell, когда очень прозрачно из госдоли намеревались отхватить (и таки почти отхватили) немалую долю в пользу "СПК-Геосервис", малоизвестной частной и очень закрытой компании, ZN.UA задавалось вопросом: зачем и кому это надо и выгодно? Крушение режима Януковича подтвердило наши догадки и объяснило осторожное молчание Shell: даже при таком раскладе интересы Shell соблюдались, а "уводили" будущую прибыль из государственной доли в СРП. Shell проект покинула, потратив на него около 80 млн долл. и не получив газ из первой пробуренной скважины. Не окажутся ли сухими скважины и у последователей Shell? Не повторится ли эта история, только уже с другими ее участниками, и попробуем разобраться.

"Заместители" Shell

С уходом Shell интерес к Юзовской площади, похоже, не угас. 27 июля 2016 г. "Надра Юзовская" огласила решение конкурсной комиссии, которым компания "Юзгаз"/Yuzgaz (Нидерланды) была признана победителем конкурса на привлечение инвестора для поиска и разработки углеводородов на Юзовской площади. Конкурс проводила компания "Надра Юзовская", которая после выхода из проекта Shell является единственным участником соглашения о разделе продукции.

Проведение конкурса и победа в нем неизвестной до этого компании "Юзгаз" вызвали волну критики и возмущения у общественности и некоторых СМИ. Основные претензии сводились к тому, что компания-победитель "Юзгаз" была основана всего за несколько недель до проведения конкурса, а ее учредители не имеют опыта поиска и разработки месторождений газа, тем более так называемого нетрадиционного. Также вызывают сомнения финансовые возможности "Юзгаза", которые трудно сравнить с возможностями Shell. Кроме этого, конкурс прошел тихо, без громких заявлений и презентаций, что усилило подозрения в его непрозрачности.

Со своей стороны, в "Надра Юзовская" удивлены обвинениями в свой адрес. В компании заявили, что информация о проведении конкурса на привлечение инвестора была известна еще в октябре 2015 г. Организаторы конкурса сотрудничали с Американской торговой палатой, Европейской бизнес-ассоциацией, посольствами многих стран и другими структурами, долгое время пытаясь привлечь хотя бы внимание потенциальных инвесторов.

Но выбор у компании "Надра Юзовская" был небольшой: либо полностью отказаться от СРП, либо рискнуть поискать замену Shell. Выбрали второе, и конкурс показал, что Юзовская площадь остается интересным объектом для инвесторов и добывающих компаний. Правда, высокие риски реализации проекта существенно ограничили круг желающих вкладывать средства в поиск газа в неспокойном Донбассе. Это добавило недоверия к конкурсу и его победителю.

Отдельно надо сказать о компании "СПК-Геосервис", которая была внедрена в проект СРП по Юзовской площади с подачи властей в период президентства Виктора Януковича. Этой компании принадлежало 10% в "Надра Юзовская", остальными 90% владела государственная НАК "Надра Украины". В "Надра Юзовская" прекрасно понимали, что необходимо избавиться от "СПК-Геосервис", иначе у проекта будут постоянные проблемы. По информации "Надра Юзовская", "СПК-Геосервис" согласилась покинуть проект, продав свою долю по номинальной стоимости 500 тыс. грн. Какие аргументы подействовали на нее, можно только догадываться.

Аргументы и факты

Официальные сообщения об организации и проведении конкурса по отбору инвестора по СРП по Юзовской площади, как и догадки журналистов, мало что говорят о реальном состоянии дел.

Другое дело документы. В распоряжении редакции ZN.UA оказались конкурсные заявки компаний-претендентов, из которых можно сделать выводы, что заявка компании "Юзгаз" (100-процентная "дочка" Emerstone Energy) оказалась намного более привлекательной, чем у конкурентов. Компания предложила самую большую программу работ в первые пять лет: бурение 15 скважин с обязательствами в 200 млн долл. "Юзгаз" также подписал меморандум о взаимопонимании с нефтесервисной компанией Schlumberger, что должно гарантировать выполнение всех поисковых работ на высоком профессиональном уровне.

Взамен "Юзгаз" получает 90% в проекте СРП (80% "Надра Юзовская" и 10% "СПК-Геосервис", вышедшей из проекта). Не менее важно условие, что бурение первой скважины должно начаться уже в первый год реализации проекта, то есть проект начинается сразу.

Два других претендента на участие в СРП по Юзовской площади, участвовавших в конкурсе, - "Балкаш", дочерняя компания нефтетрейдера Vitol (Нидерланды), и Burisma Holdings (Кипр) Николая Злочевского, были намного скромнее в предложениях.

Кроме того, на фоне "газовых" дел НАБУ и Генпрокуратуры смелость претензий Burisma на "Юзовку" выглядит, как вызов или даже издевка. Но документы - вещь упрямая.

Burisma Holdings, пожалуй, самая компетентная компания в добыче газа в Украине из всех участников конкурса. Компания занимает второе место среди частных компаний по объемам добычи - более 1 млрд кубометров в 2015 г. У Burisma есть собственная сервисная компания - "Полтавская буровая компания", крупнейшая в стране: 15 буровых станков. Также Burisma купила собственный флот для проведения гидроразрывов пласта и оборудование для проведения сейсмических работ. То есть компания может собственными силами обеспечить выполнение всех работ, связанных с поиском и добычей углеводородов. Конкурсное предложение Burisma Holdings по Юзовскому участку на первый пятилетний период - бурение двух новых скважин и восстановление 2–3 ранее пробуренных, финансовые обязательства 2,7 млрд грн (108 млн долл.). Burisma претендует на 80-процентную долю в СРП (70% "Надра Юзовская" и 10% "СПК-Геосервис").

Правда, в победу Burisma Holdings в конкурсе верилось с трудом. Для компании настали тяжелые времена, налоговики решили, что холдинг недоплатил налогов, и по ходатайству Генеральной прокуратуры Печерский райсуд Киева арестовал счета газодобывающих компаний, а также сами скважины, бурение остановилось. В холдинге Burisma заявили о готовности уплатить все, но в налоговой не спешат соглашаться. Все дело в собственнике Burisma Holdings - опальном бизнесмене и бывшем министре экологии (в 2010–2012 гг.) Николае Злочевском. Сегодня акционер Burisma в Украине не в почете и вынужден подолгу отдыхать за границей. Поэтому, по мнению одного из участников конкурса по Юзовской площади, с которым пообщалось ZN.UA, победить Burisma не могла по определению. "Даже если бы предложение Burisma было самое лучшее, они все равно бы не выиграли конкурс, нашлась бы тысяча причин им отказать. Это даже хорошо, что их предложение не оказалось лучшим", - считает собеседник ZN.UA.

"Балкаш" - тоже новосозданная компания для участия в проекте СРП по Юзовской площади. Тем не менее Vitol уже присутствует на рынке газодобычи в Украине, его дочерняя компания Arawak владеет 50% в компании "Гео-Альянс", остальные 50% принадлежат Виктору Пинчуку. Предложение "Балкаш" на конкурсе по Юзовскому участку - это выкуп 50% в проекте СРП за 250 тыс. долл. и инвестиции в геологические исследования, в том числе бурение трех скважин - 49,5 млн долл. При этом на первом этапе (пять лет) инвестиции составят всего 10 млн долл. Прямо скажем, для такого проекта предложение не очень, это не более чем застолбить участок до лучших времен.

Помимо трех названных участников конкурса, еще несколько компаний интересовались Юзовским участком. В частности называют Cadogan Petroleum (Великобритания) и ENI (Италия). Обе эти компании уже давно присутствуют на украинском рынке добычи газа. Но в результате они так и не решились участвовать в конкурсе по Юзовской площади.

Как ранее подчеркивало ZN.UA, соглашения о разделе продукции - это, пожалуй, самый неудачный формат работы в нефтегазовой отрасли Украины. Из пяти проектов СРП в Украине не заработал ни один. Причин было много, но во всех случаях результат нулевой.

Первый конкурс на привлечение инвестора для разработки Прикерченского участка Черноморского шельфа состоялся еще десять лет назад, в 2006-м, тогда победу одержала американская Vanco, еще через год было подписано СРП. Дальнейшая судьба Прикерченской площади показала, что СРП - это не только бизнес, но и большая политика. А в Украине бизнес не имеет шансов в противостоянии политике.

Другие два шельфовых проекта СРП имели такой же печальный исход, а с потерей Крыма шансы для Украины, что они в обозримом будущем заработают, исчезли. Они могут заработать сейчас - для России…

Два СРП на суше - по Юзовской (победитель Shell) и Олесской (победитель Chevron) площадям - оказались более жизнеспособными. И даже решение Shell и Chevron об уходе из Украины в 2015 г. не стало концом для этих СРП.

На практике оказалось, что мелкие добывающие компании и инвесторы внимательно следят за своими крупными конкурентами и готовы попробовать успеха там, где Shell и Chevron потерпели поражение.

Для Украины возобновление проекта СРП по Юзовской площади - хороший сигнал, особенно если в страну действительно придут иностранные инвестиции. Напомню, что Shell планировала добывать на этом участке более 20 млрд кубометров газа, это больше, чем сегодня добывает Украина.

Для компании "Юзгаз", выигравшей конкурс на "замещение" Shell в СРП по Юзовской площади, все только начинается, но проблем у нее хватает уже сейчас. Это и обвинения в непрозрачности организации и проведения конкурса, и общая экономическая ситуация в стране, и война в Донбассе. Более того, Высший административный суд Украины 28 января 2016 г. отменил решение Донецкой областной рады от 16 января 2013 г. о согласовании проекта СРП по Юзовскому участку. Это значит, что весь проект СРП оказался под угрозой срыва. Провести повторное голосование Донецкой областной рады и получить согласие местной громады на реализацию проекта будет непросто.

Более детально о "Юзгазе" и планах ее инвесторов читайте в этом же номере в интервью ZN.UA с основателем инвестиционного фонда Emerstone Energy, экс-главой представительства ЕБРР в Украине Ярославом Кинахом.