UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ящик Пандоры. «Газовый» дубликат

Сле­дую­щий после Харьковских договоренностей ящик уже находится в руках Властелина Межигорья, олицетворяющего эту власть. Похоже, он собирается его открыть.

Автор: Михаил Гончар

Ящик Пандоры, как известно, существует в единственном экземпляре. Но, похоже, украинская олигархономика освоила его серийное производство и исправно обеспечивает подобными ящиками власть. Сле­дую­щий после Харьковских договоренностей ящик уже находится в руках Властелина Межигорья, олицетворяющего эту власть. Похоже, он собирается его открыть.

Примечательно, что камнем преткновения стало членство Украи­ны в Договоре Энергетического сообщества (ДЭС), в котором Киев получил полноправное членство 1 февраля этого года. Сейчас кулуарно ведется речь о денонсации участия страны в ДЭС с тем, чтобы создать комфортные правовые условия для сдачи украинской газотранспортной системы включительно с подземными хранилищами газа, а также газораспределительными сетями российскому «Газпрому» на «братских» принципах в обмен, конечно же, на так называемый дешевый газ для олигархономики.

Как писал драматург античных времен Еврипид, «кого Юпитер хочет погубить, того лишает разума». Кажется, это и о нынешних украинских власть имущих, хотя и сказано в V веке до нашей эры. Воз­можно, подобный замысел Юпитера относительно нынешних вождей не выглядит злом на фоне их масштабных деяний со времени прихода к власти, но добром это не закончится ни для страны, ни для них, ни для паразитарной олигархии.

Нужно принять во внимание ряд обстоятельств и факторов.

1. Членство Украины в ДЭС означает интеграцию ее энергетического сектора в энергетическое пространство Евросоюза, независимо от того, обретет ли она когда-либо в будущем членство в ЕС. Отказ от участия Украины в ДЭС автоматически означает отказ от европейской интеграции.

2. «Реверс» Украины в вопросе ДЭС будет индикатором для политики Киева в целом, поскольку энергетический сектор двусторонних отношений Украина-ЕС имеет определяющее значение для Брюсселя.

3. Если Киев отважится на такой шаг, это будет означать прямое и грубое нарушение основоположных принципов инициированного президентом Закона Украины «Об основных принципах внутренней и внешней политики» от 1 июля 2010 года:

«Ст. 7. Основными принципами внутренней политики в эконо­мичес­кой сфере являются: …перевод украинских газо-, нефтетранс­портных и электрических сетей на условия функционирования, дейст­вующие в государствах Евро­пейского Союза.

Ст. 11. Основными принципами внешней политики являются: …обес­печение интеграции Украины в европейское политическое, экономичес­кое, правовое пространство с целью обретения членства в Европейском Союзе».

4. «Реверсное мышление» коррумпированного украинского энергетического чиновничества относительно ДЭС не только отображает их мошенническо-хуторянское мировоззрение, но и является игрой на поражение своей страны в пользу другого игрока. При этом еще и становятся в позу «обиженных» на Брюссель. Однако почему-то «забывают», что:

- ЕС остается последовательным в своей энергетической политике относительно Украины. Для примера - цитаты из двух определяющих документов. «Украина является ключевой транзитной страной в поставках углеводородов в страны ЕС… В этом контексте чрезвычайно важное значение как для ЕС, так и для Украины имеет гарантирование безопасности, проз­рачности и надежности работы транзитной системы». Это записано в Меморандуме Украина-ЕС относительно взаимопонимания при сотрудничестве в энерге­тичес­кой сфере еще с 2005 года.

Последний стратегический документ Еврокомиссии «Послание о безопасности энергетических поставок и международном сотрудничестве «Энергетическая политика ЕС: взаимодействие с партнерами вне наших границ» от 7 сентября 2011 года продолжает линию меморандума: «ЕС должен поддержать усилия по реабилитации газотранспортной системы Украины, а также повысить прозрачность и уровень правовой базы. Она должна быть нацелена на более скорую интеграцию Украи­ны в Энергетическое сообщество».

Другое европейское учреждение - Европарламент - высказалось достаточно четко в пользу Украины в своих рекомендациях относительно переговоров с Киевом от 1 декабря:

«(v) укрепить сотрудничество между Украиной и ЕС в энергетической сфере, которое является частью Соглашения об ассоциации;

(w) …помочь при этом украинской власти в переговорах об условиях поставок газа из России, чтобы обеспечить соответствие украинско-российской газовой торговли стандартам и ценам ЕС».

5. Все, что смогла сделать официальная украинская сторона после присоединения к ДЭС, это выпустить с опозданием на пять месяцев, 3 августа с.г., распоряжение Кабмина №733 «Об утверждении плана мероприятий по выполнению обязательств в рамках Договора об учреждении Энергетического сообщества». План есть, мероприятий нет. Киев на фоне возможного выхода из ДЭС будет выглядеть не просто этаким имитатором европейской энергетической интеграции, занимающимся ничегонеделанием и промедлением, а мошенником, который хочет обмануть своего партнера. Если лень нерадивым ученикам могут простить, то мошенничество - вряд ли. Тем более в случае, если затрагиваются фундаментальные интересы ЕС.

6. Либерализация энергетического рынка ЕС осуществляется достаточно системно и поэтапно в течение продолжительного периода, начиная с конца 90-х годов. Вовле­чение в этот процесс стран Юго-Вос­точной и Восточной Европы (Украины, Молдовы, Грузии) отоб­ражает стратегическое видение Брюсселя по распространению унифицированных энергетических правил игры на страны, играющие важную роль для энергетической безопасности ЕС. Поэтому «выкрутасы» Киева относительно договора будут восприниматься в Брюсселе не только как игрища лишившегося ума правящего в Украине олигархата, но и как попытка нанести удар по интересам ЕС, да еще и с помощью «третьей силы» - российского монополиста-поставщика, с которым существует давний конф­ликт ценностей.

Для перспектив евроинтеграции выход Украины из ДЭС - это значительно хуже, чем «посадка» экс-премьера Ю.Тимошенко и беспрецедентное судебное заседание по одному из дел в камере СИЗО. Хуже не только для Украины - хуже и для Европы, потому что непосредственно бьет по европейским ценностям и очевидно является покушением на европейские интересы.

7. Осознают ли власть имущие с Печерских холмов, что российская сторона использует тотально коррумпированную украинскую государственную машину для нанесения удара по Евросоюзу и не только в смысле нарушения двусторонних отношений ЕС с отдельно взятой страной? Прежде всего, Россия пытается торпедировать установление универсальных правил игры на энергетических рынках, образцом которых являются европейские. Сейчас она пытается ограничить применение Третьего энергопакета и проталкивает в ЕС проект очередного «откатопровода» под названием «Южный поток». В этом контексте шаги Украины будут рассматриваться как пособничество в недружеских действиях относительно ЕС.

8. Усиление позиций российского «Газпрома» путем установления им контроля над ГТС Беларуси и Украины вряд ли будут воспринимать в Брюсселе и соседних с Украиной столицах стран Централь­ной Европы как фактор укрепления стабильности поставок газа с Вос­тока. Все это будет рассматриваться сквозь призму усиления монополистических позиций силы, противодействующей установлению конкурентных отношений на энергетическом рынке, силы, исповедующей принцип использования энергоресурсов как инструмента политического и экономического влияния.

Перечень можно продолжать, показывая бессмысленность и противозаконность действий властной команды. Однако важно другое - последствия.

1. Афера «дешевый газ в обмен на трубы и выход Украины из ДЭС» приведет, в конце концов, к потере суверенитета Украины над ГТС. Ценовые же преференции будут ограниченными во времени, как показывает пример Беларуси.

2. В ЕС могут прийти к очевидному выводу: нет смысла подписывать соглашения об ассоциации и ЗСТ со страной, в которой игнорируют демократические ценности и отказываются от общих энергетических правил игры.

3. Начнется эрозия так называе­мого внеблокового статуса Украи­ны. Страна будет втягиваться не только в российские интеграционные аферы на постсоветском прост­ранстве под зонтиком Евразийс­кого союза, но и в ОДКБ, потому что кто дает дешевый газ, тот и заказывает политический курс.

4. Пространство властных возможностей Властелина Межигорья будет сокращаться собственно до размеров Межигорья, поскольку он становится ненужным звеном в решении вопросов. Все вопросы будут решаться у Властелина Гор в Москве через «Газпром».

5. Судьба украинского олигархата - стать добычей старших хищников.

Напоследок следует еще раз вспомнить Еврипида: «Каждый правитель должен помнить три вещи: он правит людьми, он должен править согласно законам, он не вечно будет править».