UA / RU
Поддержать ZN.ua

Ядерная энергетика Украины: жертва на заклание

Получается, что нынешнее руководство Украины сознательно приносит в жертву успешную госкомпанию - "Энергоатом", исправно платящую в казну налоги, ради поддержки бизнеса своих олигархов, оптимизирующих доходы через офшоры и страдающих своего рода булимией - родовым признаком всей сегодняшней власти?

Автор: Ольга Дергачева

Давно замечено, что если нечем похвастаться по итогам международных переговоров, так тут же руководители нашего государства начинают вспоминать отечественную ядерную энергетику и приводить в пример ее успехи в кооперации - в зависимости от партнера переговоров - с Евросоюзом либо РФ. Из свежих примеров: переговоры В.Януковича и В.Путина 4 марта. Как пишут российские СМИ, "…украинский президент подчеркнул, что необходимо отдельно обсудить сотрудничество в области атомной энергетики". В частности, Украина заинтересована в строительстве двух новых блоков АЭС. "Заказы на оборудование в этой сфере идут не очень быстро, и надо принять решение ускорить этот процесс", - заявил наш президент. Хотя все в Украине знают, что главными темами встречи были цена на газ и российские условия по ее снижению.

О каких заказах на оборудование для новых энергоблоков АЭС может идти речь, если до сих пор не подписано кредитное соглашение между Украиной и Российской Федерацией на строительство этих энергоблоков? Хотя прошло почти три года после заключения соответствующего межправительственного соглашения (см. "Новое строительство в ядерной энергетике-2012: бег на месте", ZN.UA №1 от 11 января 2013 г.). На сегодняшний день нет даже согласованного документа "Технические требования к техническому заданию на разработку реакторной установки типа ВВЭР-1000/В-392 для энергоблоков №3, 4 ХАЭС", поскольку регулятор вернул его на доработку. Не говоря уж о техническом проекте энергоблоков.

Существуют также серьезные основания предполагать, что этот совместный проект не будет реализован. И именно потому, что ядерно-энергетическая отрасль успешнее других отраслей электроэнергетики давно и плодотворно сотрудничает с ЕС.

Безопасность украинских АЭС - уровень европейский

В совместном заявлении Украины и ЕС по итогам саммита 24 февраля 2013 г. в Брюсселе отмечается: "Стороны согласились продолжить углубление энергетического сотрудничества на основе принципов солидарности и взаимной выгоды. Кроме того, они приветствовали полное участие Украины в стресс-тестах действующих энергоблоков АЭС с учетом спецификаций ЕС и выразили надежду на скорейшее окончательное одобрение кредитов на модернизацию украинских АЭС от ЕБРР и Евроатома".

Напомню, что с целью выполнения Меморандума о взаимопонимании между Украиной и ЕС в энергетической сфере с 2008-го по 2009 г. в рамках совместного проекта Украина-ЕС-МАГАТЭ 14 миссиями международных экспертов проведена уникальная по масштабам выполненных работ комплексная оценка безопасности всех действующих украинских энергоблоков по направлениям: проектная безопасность, эксплуатационная безопасность, обращение с радиоактивными отходами (РАО), снятие с эксплуатации, деятельность госоргана по регулированию ядерной и радиационной безопасности.

Эксперты МАГАТЭ и ЕС установили соответствие всех энергоблоков украинских АЭС требованиям МАГАТЭ по ядерной безопасности. Присоединение Украины к европейской инициативе проведения стресс-тестов (внеочередной переоценке безопасности) своих энергоблоков с учетом уроков "Фукусимы" выглядит шагом вполне логичным, хотя в чем-то и исключительным.

Только две страны из государств - соседей ЕС пошли на это - Швейцария и Украина. Стресс-тесты проводились по согласованной Еврокомиссией и группой ENSREG (European Nuclear Safety Regulators Group) методологии. Объектами стресс-тестов были все действующие энергоблоки украинских АЭС, а также энергоблоки №1-3 ЧАЭС (бассейны выдержки отработавшего ядерного топлива, ОЯТ), хранилища ОЯТ на Чернобыльской АЭС (СХОЯТ-1) и Запорожской АЭС (СХОЯТ).

30 декабря 2012 г. Государственная инспекция ядерного регулирования (ГИЯР) представила секретариату МАГАТЭ национальный отчет, который предварительно был вынесен на рассмотрение специалистов и украинской общественности в ходе двухдневного заседания коллегии ГИЯР в ноябре 2011 г. Результаты украинских стресс-тестов были рассмотрены экспертами ЕС во время тематических партнерских проверок с посещением площадки одной из АЭС. В свою очередь, результаты партнерской проверки стресс-тестов АЭС стран Евросоюза, Украины и Швейцарии были представлены 26 апреля 2012 г. в обобщенном виде и по каждой стране в Европейской комиссии.

По результатам партнерской проверки украинских АЭС сделаны выводы "о соответствии национального отчета Украины требованиям ENSREG, достаточности представленных обоснований соответствия АЭС проектным принципам относительно всех экстремальных природных воздействий, а также адекватности разработанных
мероприятий выявленным дефицитам безопасности". Также в документах ЕК относительно АЭС Украины приводятся так называемые хорошие практики, выявленные по результатам партнерских проверок.

Выводы, скажем без лишней скромности, очень положительные для ядерной энергетики Украины. Понятно также, что, несмотря на многолетнюю работу по модернизации отечественных АЭС и повышению уровня их безопасности, в документах есть и рекомендации по совершенствованию безопасности с учетом вновь возникших вызовов после событий на "Фукусиме". Это касается прежде всего продолжения работ по подтверждению сейсмостойкости АЭС, длительному отведению тепла от ядерного топлива в активной зоне реактора и бассейнах выдержки при полном обесточивании АЭС и потере конечного поглотителя, по анализу тяжелых аварий и разработке руководства по их управлению.

Для реализации рекомендаций ЕС по результатам проведения стресс-тестов ГИЯР разработала Национальный план действий, который был представлен 5 марта 2013 г. на открытом заседании коллегии этой госинспекции. Формат такого плана был предложен группой ENSREG. Обсуждение нашего национального плана всеми участниками стресс-тестов состоится в апреле в Брюсселе.

Раздел 7.3 плана посвящен усовершенствованию нормативно-правовой базы по ядерной и радиационной безопасности (ЯРБ). В нем, в частности, отмечается, что совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере будет направлено на приведение национальных норм и правил по ЯРБ до референтных уровней Ассоциации западноевропейских регуляторов ЯРБ (Western European Nuclear Regulatory Association, WENRA), в работе которой Украина участвует с 2009 г. в качестве наблюдателя. Именно WENRA разработала документ "Проектная безопасность новых АЭС" с учетом уроков "Фукусимы", устанавливающий новые критерии и требования безопасности для новых проектов АЭС. Госатомрегулирования на заседании коллегии 20 ноября 2012 г. приняла решение имплементировать эти новеллы в национальные нормы и правила, в частности, разработать новую редакцию документа "Общие требования безопасности АЭС-2013" на замену аналогичного документа 2008 г. На заседании общественного совета при ГИЯР 10 января было заявлено, что его планируется принять до конца текущего года.

Если документ примут, то реализация проекта строительства энергоблоков №3 и №4 Хмельницкой АЭС на старых строительных конструкциях, возведенных в 80-х годах прошлого века и не законсервированных после введения моратория на строительство АЭС, станет невозможной.

О тарифах и безопасности

Теперь перейдем к теме болезненной и электорально чувствительной - финансово-тарифной.

Реализация мероприятий по повышению безопасности украинских АЭС с учетом уроков "Фукусимы", а также выполнение работ, связанных с продлением срока эксплуатации АЭС сверх проектного, требуют инвестиций. В конце 2011 г. распоряжением Кабмина была утверждена Комплексная (сводная) программа повышения уровня безопасности АЭС Украины до 2017 г. Ее стоимость оценивалась в 12,5 млрд грн. Программа была принята до получения Украиной рекомендаций ЕС после проведения партнерских проверок по результатам стресс-тестов.

На коллегии ГИЯР 14 января с.г., посвященной рассмотрению выполнения комплексной программы в 2012 г., первый вице-президент, технический директор НАЭК "Энергоатом" Александр Шавлаков отметил, что одной из главных проблем в сфере повышения безопасности украинских АЭС является недофинансирование запланированных мероприятий. Было заявлено, что после аварии на японской "Фукусима-1" количество мероприятий по повышению безопасности АЭС значительно увеличилось, однако это пока не отразилось на "атомном тарифе", который должен быть повышен. Так, из необходимой суммы для выполнения плана-графика-2012 по реализации комплексной программы объемом 3,950 млрд грн в минувшем году в рамках тарифа НКРЭ утвердила только 1,739 млрд. В 2013 г. вместо требуемого объема финансирования комплексной программы в 3 млрд грн утверждено только
620 млн. При этом с учетом дополнительных мероприятий по выполнению требований ГИЯР для реализации комплексной программы нужно уже 16,5 млрд грн.

Подводя итоги заседания, председатель Госинспекции ядерного регулирования Елена Миколайчук заявила, что Украина, вероятнее всего, не сможет завершить работы по продлению срока эксплуатации первого блока Южно-Украинской АЭС и запустить его до следующего осенне-зимнего сезона. "Мы сегодня можем констатировать, что в следующий осенне-зимний период входим без первого блока ЮАЭС", - сказала она.

"Что касается тарифа. Мы все знаем, что на сегодняшний день имеем невысокий тариф для населения благодаря низким тарифам для атомной энергетики. Если будет снижаться доля атомной генерации, "на автомате" будет увеличиваться и тариф для потребителей. И когда-то это будет обвально. Лучше это сделать постепенно", - отметила Е.Миколайчук в ходе коллегии в Киеве 14 февраля.

Рынок электроэнергии Украины сегодня: ситуация критическая

А теперь скучные цифры, без которых невозможно представить ситуацию, ставшую катастрофической на рынке электроэнергии Украины при существующей схеме с одним покупателем - государственным предприятием "Энергорынок".

Предыдущий 2012 год стал рекордным по объему перекрестного субсидирования. По данным совета Оптового рынка электроэнергии (ОРЭ), этот объем достиг 34,47 млрд грн (в 2011 г. он составлял 28,05 млрд). Около 30% оптовой цены на электроэнергию уже приходится на дотационные сертификаты (дотационные сертификаты - вид компенсации поставщикам электрической энергии, работающим по регулируемому тарифу, убытков от поставки электроэнергии отдельным категориям потребителей, преимущественно населению).

По прогнозам, объем перекрестного субсидирования в 2013 г. составит 40 млрд грн. Масштаб этого явления - невиданный в мировой практике. При этом важно отметить, что задолженность ГП "Энергорынок" перед НАЭК "Энергоатом" по состоянию на 1 февраля 2013 г. с учетом предыдущих лет составила 6,1 млрд грн (3,1 месяца бесплатной работы всех отечественных энергоблоков). Это на 210,7 млн грн больше, чем в аналогичном периоде 2012-го. Наблюдается тенденция роста задолженности ГП "Энергорынок" перед НАЭК. И механизмов возврата этих долгов наше уважаемое правительство предложить не может. Сумма же долгов практически равна объему кредитов
(600 млн евро) под комплексную программу, о которых идут переговоры между НАЭК "Энергоатом", ЕБРР и Евроатомом.

Прогнозная оптовая цена электроэнергии с марта 2013 г. составила 71,9 коп. за киловатт-час. Соответственно, вырос и тариф для промышленных потребителей: до 77,97 коп. за киловатт-час для первого класса напряжения и 99,24 коп. - для второго, что превышает уже среднеевропейскую цену. Напомню, тариф НАЭК "Энергоатом" - 21,6 коп. за киловатт-час, а население платит 28,02 коп.

По итогам 2012 г., НАЭК "Энергоатом" поставила в Оптовый рынок электроэнергии 84,987 млрд кВт·час на сумму 21,549 млрд грн. Крупнейшая частная компания в тепловой электроэнергетике - ДТЭК продала в ОРЭ 51,382 млрд кВт·час и выручила 30 млрд грн. При средней цене 59,08 коп. за 1 кВт·час. Плюс за передачу электроэнергии (облэнерго с недавних пор тоже входят в этот холдинг) компания получила 36,8 млрд грн, поскольку увеличила в прошлом году покупку электроэнергии с ОРЭ в четыре раза (с 14 млрд кВт·час до 53,9 млрд).

Монопольный экспорт электроэнергии объемом 9,7 млрд кВт·час (увеличение на 90% по сравнению с 2011 г.) принес компании около 300 млн долл. Плюс, конечно же, возврат НДС. При этом замечу, что ДТЭК на основании правительственных решений приобретает электроэнергию на экспорт на ОРЭ по оптовой рыночной цене без учета дотационных сертификатов. В результате отмены дотационных сертификатов для экспортера электроэнергии ориентировочные убытки государства в лице ГП "Энергорынок", по оценкам экспертов, составили за 2012 г. 600 млн грн.

Замечу, что при этом общая выручка ДТЭК по итогам 2012 г. составила 82,6 млрд грн, а чистая прибыль - 5,9 млрд грн.

Далее о налогах в бюджеты всех уровней. По итогам 2012 г. НАЭК перечислила в бюджеты 8,286 млрд грн. Данных об уплате ДТЭКом налогов в бюджет в 2012 г. найти не удалось, а очень любопытно было бы сравнить. Если же взять данные за 2011 г., то при консолидированной выручке ДТЭК в размере
39,6 млрд грн было перечислено в бюджет 5,6 млрд (продажа электроэнергии составила 33 млрд кВт·час). А НАЭК "Энергоатом" заплатила в бюджет 5,573 млрд грн (продав 85 млрд кВт·час на 19,4 млрд грн). Сумма налогов практически одинаковая, а выручка у ДТЭК была вдвое больше. Чудеса национального налогообложения…

5 марта под эгидой МИДа и Международной торгово-промышленной палаты Украины состоялся круглый стол, посвященный реформированию рынка электроэнергии в Украине. При обсуждении докладов участников было высказано мнение о необходимости внести изменения в ст. 25 законопроекта авторства народных депутатов Н.Мартыненко и И.Глущенко №0916 "Об основах функционирования рынка электроэнергии Украины" (принят за основу 20 ноября 2012 г.), касающуюся Фонда регулирования стоимостного дисбаланса. Этот фонд планируют наполнять за счет двух госкомпаний - НАЭК "Энергоатом" и ПАО "Укргидроэнерго" для дотирования развития "зеленой" энергетики, убыточных ТЭС и населения. В частности, было предложено, чтобы в формировании фонда участвовали и компании, эксплуатирующие ТЭС.

Кроме того, необходимо постепенно повышать цены на электроэнергию и для населения до экономически обоснованного уровня, а правительство должно разработать программу для смягчения этого перехода с адресной помощью социально незащищенным категориям. Иначе этот закон не будет соответствовать директиве ЕС 2003/54 о правилах внутреннего рынка электроэнергии, для выполнения которой он разрабатывался, поскольку наблюдается откровенная дискриминация в отношении двух субъектов рынка с государственной собственностью в пользу частных генераций.

Казалось бы, Минэнергоугольпром, призванное формировать государственную политику в электроэнергетике, должно по определению заботиться о государственных компаниях и само должно было разработать и подать через Кабмин проект закона с учетом их интересов. Увы! Представитель Минэнерго из команды нового министра заявил, что НАЭК должна "затянуть пояс". И тарифных бунтов, по его выражению, как в "забитой Болгарии" (так он назвал страну ЕС) с отставкой правительства, нам, типа, не надо.

Получается, что нынешнее руководство Украины сознательно приносит в жертву успешную госкомпанию - "Энергоатом", исправно платящую в казну налоги, ради поддержки бизнеса своих олигархов, оптимизирующих доходы через офшоры и страдающих своего рода булимией - родовым признаком всей сегодняшней власти?

P.S. Когда верстался номер, стало известно, что чистые убытки НАЭК "Энергоатом" по итогам 2012 г. составили 2,7 млрд грн.