В начале XX в. Галичина по добыче нефти занимала третье место в мире после США и России. Добыча в этом регионе достигла апогея в 1909 г. - свыше 2 млн т нефти. А позже, когда началась промышленная добыча природного газа, Галичина действительно стала европейскими Эмиратами. Возродить ее славу - это требование времени.
Немного истории
Документально подтверждено, что добыча нефти в Галичине началась в 1810 г. Тогда ее называли рассолом и добывали с поверхности воды в ямах-колодцах. Извлекали нефти немного, и так могло продолжаться и в дальнейшем. Но 30 марта 1853 г. во Львове произошло знаковое событие, которое положило начало развитию нефтепереработки во всем мире. Именно тогда из бориславской нефти методом химической переработки и очистки впервые в мире был получен керосин, который стали использовать для освещения.
В 1861 г. в Бориславе ручным ударным способом была пробурена первая нефтяная скважина, что дало мощный толчок к созданию нефтедобывающих компаний. На них трудилось свыше 10 тыс. работников. В 1913 г. в Галичине перешли к вращающемуся (роторному) бурению скважин, что способствовало увеличению их количества и, соответственно, добычи нефти.
В начале Второй мировой войны галичские нефтяные месторождения стали важным геополитическим фактором: за право владения ими спорили несколько стран. В советский период в развитие нефтегазовой промышленности были вложены значительные инвестиции, способствовавшие увеличению добычи нефти до 2,7 млн т. Но с открытием гигантских залежей сибирской нефти внимание к галичской нефти ослабло. Во времена независимости Украины из-за нехватки инвестиций и по разным политическим причинам нефтедобыча в регионе упала до катастрофической величины - в 2015 г. было добыто только 0,12 млн т.
Ситуация с добычей природного газа в регионе аналогичная. Ее тоже начали развивать еще в ХІХ в. В 1924 г. началась промышленная добыча природного газа на крупнейшем на тот момент в Европе месторождении - Дашавском. Пиком добычи газа стал 1968 г. с показателем 89 млрд кубометров.
Западный регион Украины стал важной нефтегазовой базой страны. С начала его эксплуатации и по сегодняшний день уже добыто свыше 115 млн т нефти с конденсатом и более 300 млрд кубометров газа, в Львовской области - 45 млн т и 210 млрд кубометров соответственно.
Есть ли нефть и природный газ в современной Галичине?
В Галичине насчитывается около ста перспективных нефтегазоносных объектов, есть развитая инфраструктура нефтегазодобывающей отрасли, многочисленные научные и проектные учреждения.
В Западном нефтегазоносном регионе выделяют Волыно-Подольскую нефтегазовую область (НГО), Предкарпатскую НГО с Бильче-Волыцким и Бориславско-Покутским нефтегазоносными районами, Карпатскую НГО, автохтон Карпат и Закарпатскую газоносную область. Хорошо разведана только Предкарпатская НГО. Однако существуют еще значительные неразведанные ресурсы. Недостаточно разведаны такие регионы, как Волыно-Подолье, Складчатые Карпаты, автохтон Карпат и Закарпатский прогиб.
Неразведанные ресурсы региона составляют 309 млн т нефти и 539 млрд кубометров газа (в Львовской области - 71,9 млн т и 199,3 млрд кубометров соответственно). Однако, несмотря на еще значительные неразведанные ресурсы углеводородного сырья в недрах, их изучение и переведение в разведанные запасы происходит очень низкими темпами.
Что мешает увеличению добычи углеводородов в Галичине
За последние годы из-за отсутствия государственного финансирования резко сократились объемы геологоразведочных работ, направленных на прирост залежей углеводородов. Так, добычей природного газа в регионе занимается Львовское отделение "Укргаздобычи", существующие месторождения газа которого уже истощены на 87%. Частные фирмы, тоже добывающие углеводороды, практически не вкладывают средства в прирост их запасов.
Катастрофическое снижение объемов поисково-разведочного бурения в Западном регионе привело к обвальному падению прироста запасов нефти и природного газа. К тому же практически прекращено финансирование сейсморазведки и разведывательного бурения, катастрофически упали объемы глубокого бурения, игнорируется практика восстановления недействующих и ликвидированных скважин.
Бурение велось главным образом на глубине до 3–3,5 км, где ресурсы в основном уже разведаны, и открытия значительных по запасам месторождений ожидать не приходится. А основные перспективы региона связывают с глубинами 4–5 км и больше, работы на которых были практически приостановлены, единичные же скважины не дали ощутимых положительных результатов.
Существующая система порядка предоставления права землепользования для размещения объектов для добычи углеводородов не отвечает их общественной значимости: если соблюдать законодательно установленные сроки отвода земельных участков, то для начала разведывательных работ нужно потратить минимум четыре месяца. На практике процедура отвода земельных участков может занять 2–4 года.
Много времени также уходит на получение экологической карточки при получении спецразрешения на пользование недрами. Для ускорения этой процедуры желательно избавиться от "посредничества" Министерства экологии и природных ресурсов, возложив эту процедуру только на областную экологическую инспекцию.
Еще правительство Яценюка взяло курс на пополнение бюджета страны за счет увеличения рентных платежей на добычу нефти и природного газа. Такой шаг уже принес определенные негативные последствия - выросла себестоимость газа, снизился доход компаний, а соответственно, инвестиции в разведку, геологическое изучение, добычу и текущие капитальные ремонты. Таким образом, рост рентных платежей за использование ресурсов стал тормозом развития отрасли.
Потенциальных инвесторов в нефтегазодобывающую отрасль отпугивают, прежде всего, несовершенная законодательная база и тотальная коррумпированность отрасли. Поэтому без изменений в законодательной базе какой-либо прогресс в этой отрасли невозможен. Добыча углеводородов остается самой непрозрачной в стране.
В управлении нефтегазовой отраслью отсутствует какая-либо долгосрочная стратегия. Главная причина этого - в порочной структуре и откровенно непрофессиональном управлении отраслью. Это можно увидеть на примере ее функционирования в Западном регионе страны. Тут находится большое количество научных, исследовательских, проектных учреждений и государственных предприятий, имеющих разное подчинение из Киева - Национальной академии наук, Министерству образования и науки, Министерству энергетики и угольной промышленности, "Нафтогазу" и подразделениям компаний, входящих в эту группу, - "Укрнафте" и "Укргаздобыче", Министерству экологии и природных ресурсов и т.п. Это приводит к распыленности управления отраслью и ее низкой эффективности.
Извечный вопрос "что делать?"
С целью наращивания разведанных запасов нефти и газа необходимо увеличить в 4–5 раз финансирование, как государственное, так и частное, для проведения поисковых работ для прироста месторождений. Это позволит изучить перспективные объекты на глубинах 4 км и больше в Предкарпатье и новых слабо изученных районах (Волыно-Подолье, Складчатые Карпаты, Самборская зона Предкарпатского прогиба), сосредоточить на их изучении основные объемы региональных геофизических работ и параметрического бурения.
Создать более благоприятные условия в вопросах землеотвода недропользователям, вкладывающих собственные средства в поиск и разведку месторождений нефти и газа, со стороны администрации области и местных органов власти.
Улучшить порядок выдачи специальных разрешений на геологическое изучение и добычу нефти и газа.
Обустроить уже открытые месторождения газа и ввести их в эксплуатацию (ряд таких месторождений простаивают годами).
Увеличить объемы буровых работ, особенно на значительные глубины (до 6–8 км), внедрить новые современные технологии выполнения буровых работ для ускорения поиска и добычи нефти и природного газа.
Для добычи внебалансовых запасов нефти и газа, доля которых в Львовской области составляет 75 и 13% соответственно от общих запасов, целесообразно применить новейшие технологии, среди которых главное место должны занять гидроразрыв пласта и бурение скважин с горизонтальным завершением ствола.
Для увеличения нефтегазодобычи необходимы изменения в действующее законодательство, прежде всего об уменьшении рентной платы на добычу углеводородов.
Для увеличения объемов добычи высоковязкой нефти как сырья для дорожного битума на Орховицком и Кохановском месторождениях Львовской области целесообразно осуществлять бурение скважин с горизонтальным завершением стволов и применением тепловых и термохимических методов добычи; привлечь к сотрудничеству нефтедобывающее предприятие Любачевского месторождения на территории Польши, являющегося продолжением Кохановского месторождения; добиться выставления на торгах добытой нефти с (ПАО "Укрнафта") отдельным лотом с целью ее целевого использования для производства битума.
Срочно внедрить в Украине собственное производство буровых установок для поиска и добычи нефти и природного газа, особенно для проведения буровых работ на больших глубинах.
Государству своей налоговой политикой необходимо способствовать работам по приросту месторождений и добычи нефти и природного газа.
Учитывая сегодняшнюю чрезвычайную ситуацию с обеспечением природным газом в Украине, важность и специфику нефтегазовой отрасли, являющейся фактически единственным технологическим циклом от поиска и разведки месторождений до добычи углеводородов, необходимо возродить украинскую нефтегазогеологическую школу и геологоразведочную отрасль. Без успешной работы этой отрасли невозможно обеспечить энергетическую независимость Украины. В ином случае наша страна обречена на новую энергетическую зависимость со всеми экономическими и политическими последствиями.
Для этого необходимо внедрить механизмы поощрения компаний относительно обязательного финансирования научно-технического сопровождения и внедрения его разработок в основные виды производства. Только в этом случае научно-техническая деятельность займет важное место в развитии нефтегазовой отрасли, а сама отрасль выйдет из состояния застоя и будет развиваться в полном соответствии с потребностями страны.
Позитив от возрождения отрасли
Ставка на энергоносители собственной добычи и постепенный отказ от их импорта поможет стране не только сэкономить огромные средства, но и повысить эффективность экономики, позволит создавать новые рабочие места и развивать социальную сферу.
Расходы, направленные на увеличение добычи нефти и природного газа, будут намного меньше, чем тратится за год на закупку газа за рубежом. Только за счет реанимации ликвидированных скважин, в частности отечественным методом бурения боковых стволов, можно значительно увеличить их добычу.
Если заплатить такие средства собственному производителю газа, то почти 85% из них вернутся государству в виде зарплаты работникам, доходов от производства большого количества материалов, химреагентов и металла, необходимых для бурения новых скважин, а также в виде прямых налогов. Подобное решение является очень мощным мультипликатором, способным в кратчайшее время восстановить экономику страны и ускорить ее рост.
Что касается возрождения западноукраинской нефтегазовой провинции, то, принимая во внимание значительные залежи углеводородов в этом регионе, наличие развитой инфраструктуры, мощного научного и производственного потенциала, желательно создать специальную экономическую зону для увеличения добычи углеводородов.