UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Житомирской области блокируют добычу дешевого топлива — торфа. Экономическая диверсия?

Похоже, что торфяную отрасль Житомирщины планово разваливают. Чтобы не сужать украинский рынок для российского газа? Или просто для того, чтобы "слить" торфяные заводы "нужным людям"?

Автор: Виктор Конев

Похоже, что торфяную отрасль Житомирщины планово разваливают. Чтобы не сужать украинский рынок для российского газа? Или просто для того, чтобы "слить" торфяные заводы "нужным людям"?

Абсурдная ситуация: Житомирская область способна обеспечить саму себя и еще три-четыре соседние области сравнительно дешевым топливом - торфобрикетами, но при этом потребляет в огромных количествах (до 800 млн кубометров в год) очень дорогой российский газ. Речь идет о торфе, запасы которого в регионе оцениваются в 200 млн т. Еще более абсурдно то, что один из двух государственных торфозаводов области, Озерянский, давно простаивает, превращаясь в декорацию для фильма ужасов (см. фото). Другой завод, Олевский, пока выдает лишь тонну в час торфяных пеллет, то есть работает на уровне пеллетного цеха, смонтированного в бывшем коровнике.

Корреспондент ZN.UA попытался разобраться, почему так происходит, а точнее, не происходит. Вырисовалась не слишком жизнеутверждающая картина. При прежней власти Озерянский торфозавод был отдан на откуп "донецким". Те через фирмы-"прокладки" продавали торф ниже его себестоимости. Это не могло закончиться ничем, кроме краха. В результате такого ведения бизнеса предприятие даже не смогло продлить лицензию на добычу торфа.

В прошлом году власть сменилась. В правительстве совсем другие люди. Они говорят о европейских ценностях и реформах… А ситуация на Озерянском торфозаводе остается прежней, то есть без изменений. У предприятия по сей день нет лицензии. Ничем пока не смог помочь и государственный концерн "Укрторф", в структуру которого этот завод (или, точнее, то, что от него осталось) входит. Почему?

Обычному гражданину понять это крайне сложно. Почти невозможно. Действительно, представьте, что вы - государство и, среди прочей собственности, владеете торфозаводом балансовой стоимостью
30 млн грн. Но вы запрещаете ему добывать торф, поскольку, опять-таки, вы лишили его (свою собственность) лицензии на добычу торфа. А назначенный вами же директор вашего концерна с гордым названием "Укрторф" бегает по разным кабинетам и убеждает нанятых вами клерков выдать заводу эту злосчастную лицензию. Но вы запрещаете выдавать ее, поскольку ваш торфозавод должен вам заплатить за нее, а денег у него нет, потому что он ничего не производит, потому что у него нет лицензии, которую вы сами у него отобрали… В общем, замкнутый круг, абсурд, сапоги всмятку.

И вот в начале 2015-го премьер-министр Украины Арсений Яценюк сообщил о необходимости приватизировать несколько сотен госпредприятий. Правительство внесло в Верховную Раду соответствующий законопроект. Однако "весь список" деликатно не огласили. Присутствует ли в нем Озерянский торфозавод?

Вот что сообщил в беседе с автором этого материала Владимир Арешонков, народный депутат 64-го избирательного округа (Коростенский, Олевский, Овручский, Лугинский районы Житомирской области) из фракции "Блок Петра Порошенко"):

- Самого списка предприятий в законопроекте мы, депутаты Верховной Рады, не увидели. Нам раздали только шапку законопроекта. Но насколько мне известно, в этом списке Озерянский торфозавод есть. Настораживает вот еще что: завод стоит, добыча торфа не ведется, однако руководство "Укрторфа" не заявляет о существующих проблемах, и не видно, чтобы оно пыталось их решать. В частности, у Озерянского торфозавода, являющегося государственным предприятием, нет даже лицензии на добычу торфа (нонсенс!). Это говорит о том, что процесс подготовки предприятия к приватизации имеет место.

Настораживает и еще один факт: в Житомирский облсовет поданы сразу пять заявок от малоизвестных компаний из Киевской и Ривненской областей на добычу торфа. И все они хотят получить площади вокруг Озерянского торфозавода. По-видимому, кто-то (и, возможно, кто-то один) хочет пока просто "застолбить" площади. И в этом я тоже вижу сигналы подготовки торфозавода к продаже.

Автор созвонился с генеральным директором государственного концерна "Укрторф" Андреем Озерчуком и поинтересовался, насколько верны, с его точки зрения, подозрения В.Арешонкова.

По словам Андрея Николаевича, он надеется к середине лета возобновить лицензию для Озерянского торфозавода. Народных депутатов от Житомирщины он попросил помочь решить вопрос с лицензией.

Что касается возможной приватизации этого предприятия, то, по словам А.Озерчука, приватизировать особо и нечего. "Есть только землеотвод. Лицензии нет, самого предприятия фактически тоже нет", - пояснил он.

Кроме того, гендиректор "Укрторфа" сообщил, что активно сотрудничает с депутатами Верховной Рады по проблемам развития торфяной отрасли, и в настоящее время готовятся слушания в комитетах по данной проблеме.

И все равно непонятно, почему правительство не предпринимает реальных попыток реанимировать торфяную отрасль Житомирщины. Вложения в нее в государственных масштабах нужны минимальные, отдача светит колоссальная (не только в материальном, но и в политическом смысле). Лицензия?.. Если есть понимание нужности этого государственного (!) предприятия и отрасли в целом, то лицензия продлевается просто росчерком пера. Но этого росчерка нет. Значит, подковерные игры вокруг развалин стратегического госпредприятия действительно ведутся, и от них за километр разит коррупцией.

Что может означать продажа Озерянского торфозавода в частные руки? Уход из-под государственного контроля предприятия, производящего стратегическую продукцию - топливо. В чьи руки оно попадет после обычной в таких случаях цепочки перепродаж, неизвестно. Нельзя исключать, что как раз в руки тех, кому энергетическая независимость нескольких областей Украины ни к чему.

В настоящее время Озерянский торфозавод превращается в руины, заготовка торфа и производство топлива из него не ведутся. Разве это можно назвать менеджментом? Это больше похоже на диверсию.

***

Стоимость 1 Гкал тепла при сжигании природного газа составляет около 1300 грн, а при сжигании торфобрикета - лишь 490 грн. При этом на выходе получаем еще и прекрасное калийное удобрение.

Запасы торфа в Житомирской области оцениваются в 200 млн т. Из них 50 млн. т уже доступны для промышленной разработки. В 1993 г. производилось 200 тыс. т торфобрикетов, при этом потребность самой области составляла лишь 50 тыс. т.