Украина обладает ценным активом - выходом к морю. Это усиливает транзитную привлекательность страны, расположенной на пути энергоресурсов с Востока на Запад. За последние годы этот потенциал был утрачен, сыграла свою роль и политика России, и политика (а точнее, ее отсутствие) Украины. Внесли свой вклад в похороны нефтетранзита и владельцы инфраструктуры. Сегодня "морские" поставки пытаются оттолкнуться от дна. Пока это небольшие объемы, но шансы на возврат большого транзита еще есть. Как существуют и возможности для диверсификации поставок нефтепродуктов по морю.
По данным Администрации морских портов Украины, мощность наших нефтеперевалочных комплексов составляет около 50 млн т в год. Но в прошлом году они были загружены всего на 5%, обработав 2,3 млн т. За последнее десятилетие объемы упали более чем в десять раз - с 25,5 млн т, которые "сделали" украинские нефтеперевалки в 2007 г. (рис. 1).
Убрать конкурента
Самая сложная ситуация с транзитом нефти. Если в довоенном 2013-м было 1,4 млн т, то в 2016-м прошло всего 85 тыс., а за пять месяцев 2017 г. - 79 тыс. т. Для понимания, это всего один средний танкер. И это эквивалент нуля.
Транзит нефти шел через два перевалочных комплекса: принадлежащий группе "Приват" комплекс "Синтез Ойл" в Одессе и морской нефтяной терминал "Южный", находящийся в распоряжении госкомпании "3".
Исторически транзит нефти через украинские порты опирался на российские ресурсы. Политика россиян всегда была понятной и целенаправленной - лишить Украину транзитных поступлений и умертвить ее как конкурента, угрожающего благополучию российского экспорта в Европу. Сегодня на слуху строительство Россией обходных газопроводов, а в нефтетранспортной сфере это сделано уже давно. И пока эти мощности строились, стояла задача не дать Украине стать надежным транзитером.
Лучший пример - расправа над нефтепроводом Одесса-Броды. Построенный для поставок каспийской, а точнее, нероссийской нефти в Европу, этот маршрут россияне заблокировали практически сразу же после его постройки. При поддержке тогдашнего главы НАК "3" Юрия Бойко нефтепровод в 2003 г. отдали в распоряжение "Тюменской нефтяной компании" (ТНК) для поставок в реверсном режиме - российской нефти на море. Обещанных объемов транзита Украина так и не получила, но это был не главный результат. Резкий разворот в российскую сторону нанес сокрушительный удар по доверию к проекту, от которого до сих пор не оправились ни потенциальные получатели нефти, ни ее отправители.
Сегодня именно с "Укртранснафтой" связаны основные надежды на транзит "большой" нефти. Конъюнктура складывается в нашу пользу.
"Средиземноморье переполнено нефтью, эти потоки увеличились за счет возобновления поставок из Ливии, Ирана, Курдистана. Но главный прирост дает нефть Каспийского трубопроводного консорциума - с недавних пор ее поставки из Новороссийска выросли вдвое за счет запуска гигантского месторождения Кашаган", - говорит Иосиф Грайзель из трейдинговой компании Proton Energy Group.
Возросший поток из Казахстана, стабильные объемы легкой азербайджанской нефти и все чаще появляющиеся грузы иранской нефти в Черном море потенциально являются сырьем для украинского маршрута. По словам Грайзеля, все будет зависеть от того, насколько затратной будет эта логистика.
Но не только. Первоочередным все же является вопрос доверия. Об этом говорит и недавнее открытие "Укртранснафтой" представительства в Братиславе, которое также будет представлять интересы компании в Чехии, Венгрии и Австрии. Эти края при всей своей показной "диверсифицированности" залиты российскими деньгами, нефтью и газом, поэтому пробить путь альтернативной нефти будет крайне сложно. Здесь могут помочь наши американские друзья, поскольку в Казахстане успешно работают и Chevron, и Exxon Mobil, которым эффективный сбыт растущих объемов нефти не помешает.
Кузнецы своего несчастья
Но украинский нефтетранзит убили не только россияне. Страна потеряла время с 2009-го по 2015 г., когда "Укртранснафта" находилась в управлении группы "Приват". Вкладывать здесь не привыкли, а в чужое имущество и подавно. Поэтому мелеющие потоки нефти шли не через гостерминал в "Южном", а через перевалку в Одессе. Капвложения снизились до исторических минимумов, а вопросы развития транзита были поставлены на паузу. Не содействовал этой активности и политический режим.
Потерял "Приват" объемы нефти и у себя в Одессе. Ушел оттуда и транзит нефтепродуктов.
Последним экспериментатором стал "Сокар", который в 2016 г. рискнул затеять в Одессе транзитный хаб. Под этот проект государство предоставило 50-процентные скидки на портовые сборы и доступ к причалу на транзитные грузы. Не помогло. По словам источников на рынке, сейчас все идет к завершению, партнеры ожидаемо не поладили. Это ставит точку в истории Одессы как пункта нефтяного транзита, по крайней мере, при нынешних владельцах.
На самом деле в системе координат международных нефтяных трейдеров такой точки, как Одесса, уже давно не существует. Слава этого места бежит впереди него. В прошлом году многолетний глава одесской нефтеперевалки Андрей Романовский перебрался из Одессы в Женеву, где давно обосновались лидеры "Привата" Игорь Коломойский и Игорь Палица.
На сегодняшний день у "Привата" в Одессе остался единственный контракт на перевалку казахстанского сжиженного газа.
То же самое, только в профиль
Основные надежды на загрузку украинских портов связаны с импортом нефти и нефтепродуктов. Однако все, опять-таки, зависит от "Привата".
У группы есть контракт с "Сокаром" на ежегодную поставку 1,3 млн т азербайджанской нефти для переработки на Кременчугском НПЗ. Под этот проект "Укртранснафта" осуществила минувшей зимой фантастический кульбит: заполнила нефтепровод Одесса-Кременчуг азербайджанской нефтью, а вытесненную в Кременчуге нефть Юралс перевезла по ж/д в Броды, заполнив вторую ветку нефтепровода "Дружба" до белорусской границы. Но пока у Коломойского что-то не получается. По итогам пяти месяцев 2017 г., в Кременчуг было поставлено лишь 250 тыс. т азербайджанской нефти при плане минимум 500 тыс.
Одни источники связывают срыв поставок с финансовыми трудностями "Привата" после отлучения от Приватбанка и перехода на обслуживание в "Южный". В свою очередь, "тертый" "Сокар" без оплаты нефть не отдает.
Другие утверждают, что срыв на старте обусловлен трудностями реализации увеличенных объемов кременчугских нефтепродуктов. С момента рейдерского захвата "Укртатнафты" в 2007 г. она преимущественно обслуживала потребности сети АЗС "Привата", и увеличение производства заставляет выйти на оптовый рынок, где дефицита предложений не наблюдается. И если с дизтопливом вопрос еще как-то решается, то что делать с бензином, пока неясно. Во-первых, его потребление резко снизилось. Во-вторых, как потом продавать этот бензин, если на вездесущих заправках "Привата" он все равно будет дешевле. В-третьих, работать с "Приватом" многие побаиваются, люди неординарные и тревожные, с этим не поспоришь… Ситуация настолько критическая, что для агитации покупателей "в свет" вышел Евгений Кричевский - опытнейший менеджер "Привата", о котором на протяжении 20 лет многие участники рынка только слышали. Да и то не все. Глядишь, такими темпами мы скоро увидим и Михаила Кипермана - главу "нефтяного" бизнеса "Привата".
Выход есть, и не один. Потребность в прямогонном бензине испытывает запустившийся в июне нефтехимический завод "Карпатнефтехим", для которого это основное сырье. Сейчас завод его импортирует, но готов закупать и в Кременчуге, если будет конкурентная цена, сообщил источник в руководстве предприятия.
Может быть и другой вариант, напрямую затрагивающий тему перевалки, - экспорт на море. Но это всегда наименее ликвидный канал сбыта, прежде всего, из-за перепроизводства бензина в Европе. "Бензин в избытке, дизтопливо в дефиците - эта картина присуща европейскому рынку уже много лет", - говорит г-н Грайзель из Proton Energy Group.
Решение проблемы сбыта кременчугского топлива будет иметь целый ряд положительных последствий, включая увеличение перевалки нефти, перекачки и переработки нефти в Украине. Не стоит также забывать, что недофинансированный кременчугский завод дает до 30% мазута, который, опять же, может пойти через Одесскую перевалку на экспорт. Но на рынке "Приват" никому не нужен, и это обещает захватывающую борьбу, которая уже началась.
Южный фронт
Возвращаясь к основной теме материала - морской перевалке, отметим, что касательно нефтепродуктов речь идет исключительно об их импорте и преимущественно о двух марках - дизельном топливе и авиационном керосине. В последние три года по морю обеспечивается в среднем 10% рынка дизтоплива (рис. 4). А для поставок авиатоплива порты приобрели стратегическое значение (рис. 5): в 2016 г. с юга пришло 30% рынка (99 тыс. т) этого стратегического продукта, а за пять месяцев текущего года - уже 50% (89 тыс. т).
Поставки через морские порты - прерогатива небольших трейдеров, реализующих продукт в приморских областях. С "сухопутным" импортом из России и Беларуси поставщики по морю добиваются выигрыша снижением издержек и работой с небольшими терминалами.
"Без своего флота конкурировать сложно. Мы работаем с небольшими перевалками, которые более чуткие к нашим просьбам, чем крупные терминалы, которым наши объемы к тому же не очень интересны", - говорит глава трейдера "Оранж Ойл" Роман Румянцев.
Перспективным направлением для перевалки является сжиженный газ, популярность которого в Украине зашкаливает. "Морской" ресурс дорогой сам по себе, а его поставка в Украину усложняется нехваткой инфраструктуры. Монополистом является тот же "Приват", контролирующий две существующие перевалки в Одессе и Черноморске (бывшем Ильичевске).
В прошлом году первые поставки сжиженного газа по морю сделала компания GT на фоне проблем с импортом из России. Глава компании Владислав Колодяжный говорит, что стабильный импорт пока проблематичен из-за избыточных объемов дешевого газа из России, но в случае необходимости поставки по морю могут заместить любой объем.
"Мы прорабатываем на перспективу все варианты. Достаточно интересными могут стать поставки сжиженного газа из США крупнотоннажными судами партиями по 25–40 тыс. т с дальнейшей sts-процедурой уже в Черном море. Но для таких партий рынок сбыта должен быть расширен на весь бассейн Черного моря - Румынию, Болгарию и Турцию", - заявил Колодяжный во время своего выступления на конференции Black Sea Petroleum Trading 2017.
***
Нефтетрейдинг любит тишину, а с этим в Украине туго. Политические потрясения, коррупция и несовершенство законодательства - вот главные враги этой сферы. Даже косметические правки в действующие нормативы могли бы открыть возможности по транзиту и смешению разных сортов нефти и нефтепродуктов, которые сегодня вынужденно уходят в другие порты Черного и Средиземного морей. Высокие тарифы и портовые сборы заставляют суда поворачиваться к украинскому берегу кормой. Будучи всегда бизнесом крупных компаний, в Украине морская нефтеперевалка живет и имеет потенциал роста, благодаря усилиям и креативности небольших трейдеров, вынужденных изворачиваться, чтобы конкурировать с мейджорами. Пример авиатоплива, уже приходящего в основном с моря и по сниженным ценам, показывает, как проблема может обернуться неожиданным и эффективным решением.