UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Уголь — Майнинг-2004»: назад в будущее

6 сентября 2004 года над специализированным выставочным центром «Эксподонбасс» развевалось одинна...

Автор: Анна Асеева

6 сентября 2004 года над специализированным выставочным центром «Эксподонбасс» развевалось одиннадцать государственных флагов — в таком представительском составе начала работу 8-я Международная выставка угледобывающих и перерабатывающих технологий и оборудования «Уголь — Майнинг-2004». Не случайно, видимо, в этом году организацию и проведение выставки взяли под свой патронат Кабмин, Минтопэнерго и Донецкая облгосадминистрация: перспективы дальнейшего развития угольной отрасли задекларированы нынешним правительством как одно из приоритетных направлений социально-экономической политики. К участию в выставке были приглашены ведущие производители шахтного оборудования из Украины, России, Беларуси, Казахстана, Германии, Польши, Норвегии, Чехии, Великобритании, Австрии и Канады.

Главным сюрпризом для донецкого губернатора, интерес к которому изрядно подогревали местные телевизионщики, стала стальная пальма, изготовленная из конвейерных скребков и горных тяговых круглозвенных цепей. Это произведение промышленного искусства, с некоторых пор ставшее своеобразным символом Донецкого региона, специально к выставке отправили в Донецк рабочие завода «ТИЛЕ» (Германия), тем самым демонстрируя свое уважение к Донецкому краю. Пальма «от «ТИЛЕ», по задумке ее создателей, должна символизировать развитие и укрепление взаимоотношений между предприятиями Донецкого и Рурского регионов.

По инициативе владельца компании Ульриха Тиле в этом году на совместном стенде на очередной выставке «Уголь — Майнинг» представлены четыре крупные немецкие компании. Всего же количество участников перевалило за 200. И, по словам Анатолия Близнюка и генерального директора СВЦ «Эксподонбасс» Вениамина Фарберова, выставочные площади не вместили еще примерно 40% желающих от количества тех, кто принял участие в выставке.

Сергей Тулуб, делясь своими впечатлениями от увиденного, признался, что «в последнее время не занимался очень предметно угольным машиностроением», но это не помешало ему почувствовать «новое дыхание» украинской техники для угольной отрасли, продемонстрированной на этой выставке: «Эта техника уже третьего тысячелетия... я был в 2000 году на американской всемирной выставке и вижу, что сегодня отечественная техника не уступает тем аналогам и опытным образцам, которые тогда были представлены». По убеждению главы Минтопэнерго, сегодня украинская техника уже испытана на конкретных шахтах в наших горно-геологических условиях и доказала свою работоспособность, а главное ее достоинство — она «не в один-два, а в десятки раз дешевле того, что сегодня применяется в мире». С.Тулуб считает, что «за последние два-три года угольное машиностроение Украины сделало качественно новый прорыв, и сегодня это уже конкурентоспособная не только в Украине, но и далеко за ее пределами техника».

Хотя, если проанализировать наблюдения самого министра ТЭК, аналоги того, что в Украине называют техникой третьего тысячелетия, далеко за пределами нашего государства были предложены угольной отрасли еще несколько лет назад. А заслужившую печальную славу работоспособность нашей техники на конкретных шахтах, вероятно, должна «скорректировать» автоматика нового уровня безопасности, позволяющая уменьшить количество обслуживающего персонала и совершенно изменить формы организации труда в забоях. К сожалению, реальность такова, что наряду с разработкой техники для упреждения аварий и прогнозирования аварийных ситуаций, средств контроля за рудничной атмосферой и состоянием горного массива в Украине продолжает также совершенствоваться и техника для ликвидации аварий.

Именно с этой техникой министр топлива и энергетики считает посильным выполнение задачи, которую совсем недавно обозначил премьер-министр: увеличение объема добычи угля до 100 млн. тонн в год. И если вопрос по возобновлению строительства шахт в тех угольных регионах Украины, где это целесообразно, группа специалистов по поручению В.Януковича только рассматривает, то проект постановления о создании национальной акционерной угольной компании в Украине, по словам С.Тулуба, будет вынесен на заседание Кабмина уже в первой половине сентября. И даже несмотря на необходимость доработки с учетом замечаний правительственного комитета, он уже получил «благословение» Президента, в указе которого определен трехмесячный срок для создания этой компании. Как отметил С.Тулуб, на сегодняшний день «уже созданы три государственные компании — Луганская энергетическая компания, Донецкая энергетическая компания и Донецкая коксующаяся компания», на которых «отрабатываются все элементы функционального назначения и повышения эффективности в целом работающих шахт, которые входят в состав этих компаний». Именно на их основе в Украине в самое ближайшее время будет создана крупная компания.

Направление, избранное украинским правительством и Минтопэнерго, называется реструктуризацией угольной промышленности, и, по замыслу ее идеологов, призвано оптимизировать численность предприятий и количество работающих на них, приблизить к желаемым экономическим результатам основные показатели производственной деятельности. Так, по планам реструктуризации угольной отрасли в Луганской области планировалось закрыть шахт вдвое больше (41 шахту), чем в Донецкой области, и все они были закрыты; в Донецкой области было закрыто только пять. При этом на Донецкую область средства были выделены в полном объеме, а Луганская получила только 40% заложенного в проект финансирования.

Озвученные А.Близнюком еще во время визита В.Януковича в Донецк цифры по угольной отрасли Донецкой области должны, вероятно, внушать здоровый оптимизм: убытки за семь месяцев этого года составили 1,3 млрд. грн. против 3,5 млрд. грн. в прошлом году, прибыль — 5,5 млрд. грн. против 1,2 млрд. грн. в 2003-м. Эти данные приводились как «результат эффективности принимаемых правительством решений и конкретных ответных действий на местах».

Значило ли это, что донецкие шахты удалось вывести на рентабельный уровень, т.е. доказать «нелогичность» их ликвидации? Отнюдь. По словам донецкого губернатора, 31% убыточных предприятий в области в основном приходится именно на угольную отрасль.

Тот факт, что из 135 украинских участников выставки 65 — предприятия Донецкой области, сделал риторическим вопрос донецкому губернатору о планах сотрудничества Донецкого региона с кем-либо из недонецких участников. Для А.Близнюка «Уголь — Майнинг-2004» являла собой не что иное, как программу научно-технического развития Донецкой области по направлениям угольного машиностроения в действии. Находчивый донецкий губернатор на свой вопрос «Если оценить уровень оборудования, которое вы производите, в сто процентов, то как бы вы оценили уровень нашего оборудования, которое представлено на этой выставке?» от двух вежливых бизнесменов из Европы получил должный ответ: мировые компании готовы снять шляпу перед уровнем украинской техники. Хотя отмеченный всеми участниками факт, что по сравнению с 2002 годом выставка заметно выросла и большинство новинок представили именно отечественные производители, не сможет изменить наметившуюся тенденцию: как бы количество уникальных технических новинок в угольной отрасли с каждым годом в Украине не стало обратно пропорционально числу полноценно работающих в нашей стране угольных предприятий.

Разрабатываемое и представляемое на выставке комплексное оборудование в большинстве своем предназначено только для крупных шахт, для мощных угольных пластов, которые можно эксплуатировать не один год. На шахтах, производительность которых не превышает сто-двести тонн, предлагаемые технологии вряд ли будут внедрены, переводя предприятия в плоскость нерациональных, «социально тяжелых моментов». В свою очередь, на фоне множества уже закрытых и пока еще продолжающих работать угледобывающих предприятий даже уникальные средства безопасности — система мониторинга, комплекс технических средств управления очистным комплексом на выбросоопасных и метанообильных пластах, система контроля параметров атмосферы на таких участках — не смогут оказать сколько-нибудь существенного влияния на человеческий фактор, который часто называется основной причиной страшнейших трагедий, к которым вполне может привести, например, стремление во что бы то ни стало выполнить задание премьера…