UA / RU
Поддержать ZN.ua

Три «орешка» для НПЗ

Ситуация в украинской нефтеперерабатывающей отрасли может развиваться по трем сценариям.

Автор: Ганна Люта

Цена и качество топлива - темы, которыми и нефтетрейдеры, и политики любят время от времени пугать потребителя. Вокруг этих тем существует множество мифов и спекуляций. О том, где Украина будет брать качественное топливо, если ограничит его импорт, и по каким ценам будут заправлять своих «коней» украинские автомобилисты, по крайней мере, в сентябре - в интервью ZN.UA рассказал президент/главный управляющий директор ООО «ТНК-BP Коммерс» Дидье КАЗИМИРО.

- Господин Казимиро, как, на ваш взгляд, может повлиять повы­шение акцизного сбора на цены нефте­продуктов на АЗС Украины? Каков ваш прогноз?

- Повышать или не повышать цены вслед за повышением акцизного сбора - каждая компания решает самостоятельно. В розничной сети компании «ТНК-BP» цены на нефтепродукты с 1 сентября не поднимутся. Они останутся на уровне цен августа. В частности, для Киева это 10,10 грн./л бензина A-95 и 9,55 грн./литр дизельного топлива. Накопленные запасы позволяют нам не перекладывать повышенный акциз на потребителя в начале сентября.

Нужно учитывать, что на цены неф­тепродуктов в рознице влияют также и другие факторы, такие, как стоимость нефти и рыночная конъюнктура. Тем не менее мы остаемся последовательными в своем стремлении обеспечивать потребителя качественным топливом по доступной цене и намерены, образно говоря, оставаться стабилизирующим фактором для украинского рынка нефтепродуктов.

- Намерена ли компания «ТНК-ВР» отказаться от практики толлинга, или снизить его объемы в случае введения пошлин?

- Мы сможем переориентировать все произведенные нефтепродукты с толлинга (переработка давальческой нефти) на внутренний рынок Украины. И сделаем это уже в октябре, если импортные пошлины будут на уровне, соответствующем ценовому преимуществу заводов, расположенных в странах - участницах Таможенного союза. Результатом любого другого решения станет увеличение толлинга до максимума в случае невведения импортных пошлин или оптимизация толлинга - в случае установления импортных пошлин ниже ценового преимущества НПЗ Таможенного союза. Процентные показатели в двух последних случаях будут зависеть от достижения уровня рентабельной переработки нефти на НПЗ.

- Каков сейчас уровень рентабельности НПЗ, в частности «ЛИНИКа»?

- По итогам семи месяцев года маржа «ЛИНИКа» составила 2,3 долл. на тонне. Мы получили этот заработок только благодаря увеличению переработки нефти по так называемой давальческой схеме. Чтобы было понятнее, напомню, что в марте маржа переработки нефти на заводе составляла «минус» 38,5 долл. на тонне.

- О какой величине пошлины вы говорите? Можно ее выразить в абсолютных цифрах, например в долларах?

- Уровень пошлины должен быть равен ценовому преимуществу заводов Таможенного союза. К настоящему времени средняя величина за восемь месяцев 2011 года составила 124 долл. за тонну нефти (при нижнем уровне 86 долл./тонна и высшем - 171 долл./тонна).

- Как свидетельствуют биржевые котировки последних недель, наметилась тенденция к падению цен на нефть. Как эта тенденция отразится на ценах нефти и продуктов ее переработки в Украине?

- По нашим прогнозам, в ближайший месяц цена нефти будет стабильной. Если тенденция к снижению цен на сырье будет устойчивой, это станет одним из факторов для снижения цен в украинской рознице, но только одним из них. В любом случае, моментальной реакции ожидать не стоит: заводы имеют длительный цикл переработки нефти от заключения контрактов на ее закупку до продажи нефтепродуктов потребителю. Это является хорошим стабилизирующим фактором в периоды, когда цены на нефть растут. И это еще один плюс наличия собственной нефтепереработки в стране: местные заводы могут нивелировать ценовые скачки и таким образом способствовать сохранению стабильности на рынке.

- Какова, по вашей оценке, на сегодняшний день доля импорта в общем балансе рынка нефтепродуктов Украины? Действительно ли ТНК-BP переориентировалась на импортный продукт для собственной сети АЗС, в то время как топливо, производимое Лисичанским НПЗ, экспортируется?

- В августе доля импортных нефтепродуктов в Украине достигла рекордных 70%. В предыдущие месяцы этот показатель составлял, по нашим оценкам, от 40 до 60%. Что касается нашей сети АЗС, то сейчас она частично снабжается нефтепродуктами Лисичанского НПЗ, частично - импортным топливом. Тем не менее мы понимаем, насколько важно для страны иметь собственную нефтепереработку. Это и гарантия стабильности на рынке, и возможность создания стратегического запаса нефти и нефтепродуктов, и обеспечение рынка качественным топливом по стабильной цене.

Но нужно помнить, что продукция НПЗ - это не только бензин и дизтопливо, но и авиакеросин, мазут для электростанций, битум для строительства. Кстати, что касается последнего, то заменить украинские заводы на внутреннем рынке битума практически невозможно - в мире наблюдается дефицит этого вида нефтепродукта. И конечно же, нужно помнить о тысячах людей, которые работают на НПЗ, и о социальной сфере этих градообразующих предприятий. Если говорить о Лисичанском НПЗ, то мы обеспечиваем работой три тысячи людей и еще около тысячи сотрудников подрядных организаций. В 2010 году «ЛИНИК» заплатил 3,5 млрд. грн. налогов в бюджеты всех уровней. Именно поэтому мы сейчас отстаиваем сохранение украинской нефтепереработки.

Что касается вопроса об экспорте, то хочу еще раз подчеркнуть, что «ЛИНИК» не экспортирует топливо. Он оказывает услуги процессинга, т.е. переработки нефти, принадлежащей другим компаниям. Мы были вынуждены увеличить объемы давальческой переработки только после того, как убедились, что временные меры по защите внутреннего рынка, которые государство имело право принять в течение 45 дней после начала специального расследования, приняты не были. Я хочу подчеркнуть, что компания решилась на этот шаг только после того, как приняла все меры по максимальному снижению затрат производства, в том числе повысив производственную эффективность и изменив режим работы установок для переработки альтернативного сырья. Мы сделали все возможное, чтобы производить нефтепродукты для внутреннего украинского рынка, несмотря на отсутствие равных конкурентных условий работы для всех участников этого рынка.

- Если у компании «ТНК-ВР» не будет возможности перерабатывать давальческую нефть, что будет с Лисичанским НПЗ?

- В случае, если у нас не будет возможности давальческой переработки нефти для России и при этом не будет импортных пошлин, которые бы компенсировали ценовое преимущество заводов Таможенного союза (которое они получают за счет разницы в ценах на нефть), а объемы импортных поставок из Таможенного союза в Украину останутся на нынешнем уровне или возрастут, переработка на Лисичанском НПЗ не будет рентабельной. Компания постоянно следит за уровнем рентабельности переработки на Лисичанском НПЗ и в случае ухудшения показателей принимает соответствующие меры.

- Могут ли нефтеперерабатывающие заводы Украины обеспечить рынок топливом, если, как планирует глава Минэнергоугольпрома Юрий Бойко, объемы импорта неф­тепродуктов снизятся до 15%? Как вы считаете, насколько качественным может быть такое топливо?

- Заводы в Украине могут в полной мере обеспечить украинский рынок качественным топливом. Лиси­чанский и Кременчугский НПЗ провели модернизацию и полностью перешли на производство топлива стандарта Евро-4. Может производить топливо такого качества и Одесский НПЗ, который сейчас простаивает из-за неблагоприятных условий работы на рынке. Топливо именно такого стандарта составляет основную часть импорта. Остальное - топливо уровня Евро-5, которое используется как премиальное. Объемы его импорта в Украину невелики.

- Намерена ли компания «ТНК-ВР», как обещала, модернизировать Лисичанский НПЗ до уровня производства топлива стандарта Евро-5?

- За десять лет мы уже вложили в завод 600 млн. долл. Это большие деньги. Компания имеет десятилетний бизнес-план, согласно которому предполагает осуществить значительные инвестиции в развитие завода на протяжении 2012-2021 годов. Основные вложения будут сделаны в проекты повышения качества топлив до стандарта Евро-5 и увеличения глубины переработки нефти. Мы можем вносить изменения в этот план в зависимости от понимания будущего этого рынка. И если мы поймем, что рынок становится прозрачным и стабильным, то готовы ускорить осуществление этих проектов. Я надеюсь, что после 6 сентября мы будем понимать, нужна ли Украине собственная нефтепереработка.

6 сентября ожидается решение Межведомственной комиссии по международной торговле по результатам спецрасследования (начато 24 января 2011 года) относительно увеличения объемов импорта нефтепродуктов в Украину. Участники нефтерынка ожидают, что введение/невведение пошлин на нефтепродукты станет индикатором состояния нефтерынка Украины.